КОЖЕДУБ Иван Никитович
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Источник: Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь.
Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.
Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.
(08.06.1920—08.08.1991) — лучший советский летчик-ас Великой Отечественной войны, трижды Герой Советского Союза (1944, 1944, 1945), маршал авиации (1985). Был инструктором в Чугуевском училище. Участник Великой Отечественной войны с февраля 1943 г. Совершил 330 боевых вылетов, сбил 62 самолета противника (в это число не входят два американских Р-51, сбитых им в конце войны, когда они первыми напали на него). Войну закончил заместителем командира полка. Во время войны в Корее командовал 324 иад. В 1964—1971 гг. был 1 зам. командующего авиацией Московского ВО. С 1971 г. служил в центральном аппарате ВВС, с 1978 — в Группе генеральных инспекторов МО СССР. Избирался депутатом Верховного Совета СССР ряда созывов. Автор книг "Служу Родине", "Верность Отчизне". Бронзовый бюст установлен в с. Ображиевка Сумской обл.
Кожедуб, Иван Никитович
(8.6.1920—8.8.1991). Летчик-истребитель. Родился 8 июня 1920 года в селе Ображиевка ныне Шосткинского района Сумской области (Украина) в семье крестьянина. Украинец. Член КПСС с 1943 года. Окончил химико-технологический техникум и Шосткинский аэроклуб. В РККА с 1940 года. В 1941 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу летчиков. Служил в ней инструктором. С началом Великой Отечественной войны вместе с авиашколой эвакуирован в Среднюю Азию. После многочисленных рапортов с просьбой отправить на фронт его желание было удовлетворено. В ноябре 1942 года сержант Кожедуб прибыл в Иваново в 240-й истребительный авиационный полк формирующейся 302-й истребительной авиационной дивизии. В марте 1943 года в составе дивизии вылетел на Воронежский фронт. Свой первый боевой вылет совершил 26 марта, но неудачно: его Ла-5 (бортовой № 75) получил повреждения в бою, а при возвращении еще и был обстрелян советской зенитной артиллерией. С большим трудом Кожедуб довел истребитель до аэродрома и совершил посадку. Месяц летал на старых машинах, пока не получил новый Ла-5. Позже воевал на Степном фронте. Боевой счет младший лейтенант Кожедуб открыл 6 июля на Курской дуге, сбив бомбардировщик Ju-87. На следующий день сбил второй, а 9 июля в воздушном бою сбил сразу 2 истребителя Me-109. В августе назначен командиром эскадрильи. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" командир у эскадрильи 240-го истребительного авиационного полка (5-я воздушная армия, Степной фронт) старшему лейтенанту Ивану Никитовичу Кожедубу присвоено 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолетов противника. С мая 1944 года Иван Никитович воевал на Ла-5ФН (бортовой № 14), построенном на средства колхозника Сталинградской области В. В. Конева. Спустя несколько дней сбил на нем Ju-87. В течение 6 последующих дней сбил еще 7 самолетов. В конце июня он передал свой Ла-5ФН К. А. Евстигнееву (впоследствии дважды Герой Советского Союза), а сам перешел в учебный полк. Однако уже в августе был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка. В это время полк был перевооружен на истребители Ла-7. Кожедубу достался самолет с № 27, на котором он воевал до конца войны. Второй медали "Золотая Звезда" заместитель командира 176-го гвардейского истребительного авиационного полка (302-я истребительная авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) гвардии капитан Кожедуб И. Н. удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 лично сбитых самолетов противника. Однажды в воздушном бою над территорией противника Ла-7 Ивана Никитовича был подбит. Когда заглох двигатель, Кожедуб, чтобы не сдаваться в плен, выбрал себе на земле цель и начал на нее пикировать. Когда до цели осталось совсем немного, двигатель вдруг снова заработал. Тогда Кожедуб вывел самолет из пикирования и благополучно вернулся на свой аэродром. 12 февраля 1945 года Кожедуб в паре лейтенантом В. А. Громаковским патрулировал над передним краем. Обнаружив группу из 13 FW-190, наши летчики немедленно атаковали их и сбили 5 самолетов противника. Три из них на счету Кожедуба, а два — его ведомого. 15 февраля над Одером Кожедуб сбил реактивный истребитель Me-262 унтер-офицера К. Лянге из I./KG(J)54. К концу войны гвардии майор Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолета противника (сюда не входят 2 американских P-51, сбитых им весной 1945 года, которые первыми напали на него). Последний свой бой, в котом сбил 2 FW-190, провел в небе Берлина. За всю войну ни разу не был сбит. Он по праву считается лучшим асом авиации союзников. Третьей медали "Золотая Звезда" гвардии майор Кожедуб удостоен 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу. После войны продолжал служить в ВВС. Освоил реактивные самолеты. В 1949 году окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию, в 1956 — Военную академию Генерального штаба. Во время войны в Корее командовал 324-й истребительной авиационной дивизией (64-й истребительный авиационный корпус). Но самому ему летать запретили. За год боев летчики дивизии сбили 239 самолетов противника. В 1964—1971 годах был первым заместителем командующего ВВС Московского военного округа. С 1971 года служил в центральном аппарате ВВС, с 1978 — в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. В 1985 году ему присвоено звание маршала авиации. Был членом Президиума ЦК ДОСААФ. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 2—5 созывов, народным депутатом СССР. Почетный гражданин городов Бельцы, Чугуев, Калуга, Купянск, Сумы и др. Автор книг "Служу Родине", "Верность Отчизне". Награжден 2 орденами Ленина, 7 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 степени, 2 орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3 степени, медалями, иностранными орденами и медалями. Умер 8 августа 1991 года. Похоронен 12 августа в Москве на Новодевичьем кладбище. Бронзовый бюст установлен на родине в селе Ображиевка. Его Ла-7 (бортовой № 27) экспонируется в музее ВВС в Монино.