Род. 1905, ум. 1973. Кинорежиссер, режиссер театра, теоретик кино. Один из организаторов Фабрики эксцентрического актера (ФЭКС) (1921). В кино с 1924 г. Среди постановок: "Похождения Октябрины" (1924), "Мишки против Юденича" (1925), "Чертово колесо" (1926), "С. В. Д." (1927), "Новый Вавилон" (1929), "Одна" (1931, перв. звуков. ф.), "Юность Максима" (1935), "Возвращение Максима" (1937), "Выборгская сторона" (1939), "Пирогов" (1947), "Дон-Кихот" (1957), "Гамлет" (1964), "Король Лир" (1970) и др. Театральные работы: "Король Лира" (1941), "Отелло" (1943), "Гамлет" (1954). Народный артист СССР (1964), лауреат Ленинской премии (1965). Автор книг: "Наш современник Вильям Шекспир" (1962), "Глубокий экран" (1971), "Пространство трагедии" (опубл. 1973).
Козинцев, Григорий Михайлович
КОЗИНЦЕВ Григорий Михайлович
(9.3.1905–11.5.1973), кинорежиссер, сценарист, нар. артист СССР (1964), 2?кратный лауреат Сталинской премии (1941, 1948). Сын врача. В 1919–20 учился в школе живописи в Киеве. В 1920 приехал в Петроград, учился в Свободных худ. мастерских. В 1921 вместе с Л.З. Траубергом, С.И. Юткевичем и Г.К. Крыжицким организовал «Фабрику эксцентрич. актера» (ФЭКС). С 1924 режиссер «Севзапкино» (затем «Ленфильма»); первый фильм (совместно с Траубергом) – «Похождения Октябрины», где рассказывалось о нэпмане?вредителе; первый полнометражный фильм – «Чертово колесо» (1926), первый звуковой фильм – «Одна» (1931), о перековке учительницы (сначала индифферентной к «нуждам простого народа», а затем ставшей на путь борьбы с кулаками). Снял получившую восторженные отзывы критики и благоволение власти рев. трилогию о Максиме («Юность Максима» – 1934, «Возвращение Максима» – 1937, «Выборгская сторона» – 1938), где представил романтизированную официальную (и фальсифицированную) версию ист. событий. До 1945 работал совместно с Траубергом, затем обратился к биографич. жанру, сняв фильмы «Пирогов» (1947), «Белинский» (1951–53). В 1926–32 преподавал в Ленинградском ин?те сценич. искусств, в 1941–64 – во ВГИКе, проф. (с 1960). После смерти И.В. Сталина продолжил заниматься творчеством, снял ряд фильмов, в т. ч. «Дон Кихот» (1957; Поч. диплом на Междунар. кинофестивале в Ванкувере в 1958), «Гамлет» (1964; спец. премия Междунар. кинофестиваля в Венеции в 1964), «Король Лир», однако они уже не имели той популярности, что его прежние работы. В 1965–71 руководил мастерской на «Ленфильме». Автор исследований о У. Шекспире, С.М. Эйзенштейне, Ч. Чаплине, В.Э. Мейерхольде. Лауреат Ленинской премии (1965).
Его старшая сестра – Любовь (1900–1970) – была второй женой И.Г. Эренбурга. 1?м браком был женат на актрисе Софье Зиновьевне Магарилл (5.4.1900–15.10.1943), 2?м – на Валентине Георгиевне, бывшей 3?й жене кинорежиссера Б.В. Барнета.
Его старшая сестра – Любовь (1900–1970) – была второй женой И.Г. Эренбурга. 1?м браком был женат на актрисе Софье Зиновьевне Магарилл (5.4.1900–15.10.1943), 2?м – на Валентине Георгиевне, бывшей 3?й жене кинорежиссера Б.В. Барнета.
Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013