Козловский Иосиф Антонович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Козловский Иосиф Антонович

Козловский Иосиф Антонович - композитор (1757 - 1831). С 1786 по 1821 годы заведовал санкт-петербургскими театральными оркестрами и значительно поднял преподавание в инструментальных классах театрального училища. Им написана музыка к ""Эдипу в Афинах"" и ""Фингалу"" Озерова , ""Деборе"" Шаховского , ""Эдипу царю"" Грузинцева , ""Эсфири"" Расина в переводе Капниста . Большую популярность ему доставили его полонезы, польский для хора и оркестра ""Гром победы раздавайся"". Другие его произведения: несколько месс, два реквиема (на смерть короля Станислава-Августа и императора Александра I ), много песен на русские тексты. Не изданным остался его сборник ""Recuil d´airs russes, francais, italiens"" (1809).

Источник: Биографический словарь. 2008

Козловский, Иосиф Антонович

— композитор и капельмейстер, род. в Варшаве в 1757 г., ум. 27 февраля 1831 г. Родом поляк; с детства находился в капелле кафедрального собора св. Иоанна в Варшаве и обнаружил большие способности к музыке. Восемнадцати лет он был приглашен в дом графа Андрея Огинского в качестве учителя музыки к его малолетнему сыну Михаилу-Клеофасу Огинскому, с которым он впоследствии сдружился и имя которого сделалось известным не только в истории политических событий, но и в летописях музыки, как композитора, автора полонезов и романсов. Несколько лет спустя Козловский поехал в Россию и поступил в военную службу адъютантом к князю Долгорукову во время войны против турок. Вскоре кн. Потемкин взял Козловского к себе на службу и привез в Петербург. С этого времени начинается известность Козловского, как композитора и капельмейстера; он заведывал музыкальной частью знаменитого роскошного праздника, данного Потемкиным императрице в его Таврическом дворце в Петербурге, и дирижировал во время его оркестром, состоявшим из 400 музыкантов; для этого праздника он написал большой полонез с оркестром и хорами на слова Державина "Гром победы раздавайся", который произвел необыкновенный фурор и упрочил славу автора. Со смертью Потемкина Козловский был сделан инспектором придворной музыки; эту должность он занимал в течение почти 30 лет до 1821 года, когда апоплексический удар ослабил его физические и умственные силы и сделал неспособным к дальнейшим занятиям; по прошению он был уволен от службы с чином статского советника и с большой пенсией, во внимание к его продолжительной деятельности, заслугам и таланту. Путешествие в Польшу в 1822—1823 гг. немного поправило его здоровье; но сила привычки заставила его возвратиться в 1824 г. в Петербург, где он пробыл остатки своих дней, окруженный заботами дочери, превосходной артистки на арфе.


Многосложные обязанности Козловского по должности и многочисленные сочинения, которые он обязан был писать по случаю всевозможных празднеств, не позволили ему серьезно посвятить себя искусству, хотя он обладал несомненным и большим талантом. Число написанных им на разные случаи хоров, кантат и полонезов для большого оркестра — поразительно: их насчитывают более шестисот. Первые из них признаются наилучшими. Современники Козловского — Ф. Булгарин и Вигель удостоверяют необыкновенную популярность его полонезов в екатерининское время. По словам Вигеля особенно славился и был любим тогда обществом полонез "Гром победы раздавайся", под звуки которого "русские ходили тогда с какой-то восторженной гордостью". В полонезах позднейших Козловский подчинялся предъявляемым к нему требованиям и писал полонезы на темы французских и итальянских опер, которые в то время нравились высшему обществу, но в этих его произведениях уже не было отпечатка той оригинальности, которая так заметна в его ранних композициях. Ему принадлежит музыка лучших романсов и песен екатерининского времени, на слова Державина, Нелединского-Мелецкого и других. Император Александр I очень любил произведения Козловского и заставлял его оркестровать хоры для духового оркестра. Козловский написал музыку к трагедиям Озерова "Фингал" и "Эдип в Афинах" и к трагедии кн. Шаховского "Дебора"; лучшим произведением Козловского признавалась месса — "Requiem" на 4 голоса с оркестром, написанная им по просьбе последнего короля польского Станислава Августа Понятовского, незадолго до смерти его в Петербурге в 1798 году и в первый раз исполненная на его похоронах лучшими артистами того времени, находившимися в Петербурге; весь ансамбль вполне соответствовал возвышенности сюжета и таланта композитора, патриотизм которого отдавал в этом последний долг своему королю, умершему в чужой для него стране. Партитура мессы была напечатана у Брейтконфа и Гортеля в Лейпциге и по ней месса часто исполнялась в Польше и в России. Из других произведений Козловского изданы: в Берлине у Лишке: восемь полонезов, аранжированных для фортепьяно, в Праге в 1797 г. — шесть полонезов для большого оркестра и собрание полонезов для фортепьяно, большая же часть его оркестровых произведений осталась в рукописи.


"Biographie universelle des musiciens" par F. Fetis. Paris. 1878. I. V. pр. 89—90; — "Les musiciens polonais et slaves" par A. Sowinski. Paris. 1857 pр. 337—338. — "Русский энциклопедический словарь И. Н. Березина, отд. II, т. III, стр. 256"; — "Эициклопедический словарь" Брокгауза и Ефрона т. ХV, стр. 602; — Вл. Михневич, "Очерк истории музыки в России". СПб. 1879. Стр. 276—277; — Арапов, "Летопись русского театра" СПб. 1861. Стр. 127, 167, 204·, — "Архив Дирекции Императорских театров", Вып. I. СПб. 1892.


Н. Л—ский.


{Половцов}





Козловский, Иосиф Антонович


— композитор и дирижер, род. 1757 в Варшаве, ум. 27 февраля 1831 в СПб. Мальчиком был хористом при варшавском соборе св. Яна, 18-ти лет поступил учителем музыки в дом графа Андрея Огинского, а затем поступил на военную службу и участвовал в войне против турок, где своими музык. способностями обратил на себя внимание кн. Потемкина, который поставил его во главе своей капеллы в СПб. После смерти Потемкина К. был назначен заведующим СПб. театральными оркестрами и занимал эту должность в течение 35 лет (1786—1821). Вместе с тем К. был директором придворной бальной музыки и значительно содействовал развитию инструментальных классов в театральном училище. К. написал музыку к трагедиям: "Эдип в Афинах" (1804) и "Фингал" (1805; напечатана) Озерова, "Дебора" (1810) Шаховского, "Эдип царь" (1811) Грузинцова, "Эсфирь" (1816) Расина [перев. Капниста], но в особенности был популярен своими полонезами, из коих громкую известность приобрел "Гром победы раздавайся" (для хора и оркестра), долгое время исполнявший в России как бы функции национального гимна. Кроме того, он написал несколько месс, в том числе "Те Deum Laudamus" для 2-х хоров и оркестра, посвященный Николаю I (партитура хранится в библиотеке Придворной Певческой Капеллы в СПб.), реквием на смерть польского короля Станислава-Августа (1798, издан в СПб. под заглавием: "Musique executée à la célébration des obsèques de S. М. le roi de Pologne", op. 14), другой, "Messe Funèbre pour le service de feu Sa Majésté Alexandre I, executée le 7 Avril 1826" (печ. парт.), 6 polonaises à gr. orchestre (op. 4; СПб. Герстенберг) и много песен (между прочим на слова Нелединского-Мелецкого). Его сборник "Recueil d´airs Russes, français, italiens" (1809) остался в рукописи.


{Риман}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008