КОЗЛОВСКИЙ Иван Семенович
Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.
Лучшие партии: Юродивый ("Борис Годунов" М.П. Мусоргского), Ленский ("Евгений Онегин" П.И. Чайковского), Лоэнгрин ("Лоэнгрин" Р. Вагнера), Берендей ("Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова), Владимир Дубровский ("Дубровский" Э.Ф. Направника), Принц ("Любовь к трем апельсинам" С.С. Прокофьева). С 1919 регулярно выступал с концертами, исполнял произведения М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, а также старинные романсы и народные песни.
Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013
Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.
Род. 1900, ум. 1993. Певец (лирический тенор). Работал в Украинском музыкально-драматическом театре (20-е гг.), Полтавском оперном театре (с 1922, солист), Харьковском оперном театре (1924), Свердловском оперном театре (1925—1926, солист), ГАБТ (1926—54). С 1938 г. также художественный руководитель Государственного ансамбля оперы СССР. В разные годы спел партии: Ионтека ("Галька"), Левко ("Майская ночь"), Петра ("Наталка Полтавка"), Андрея ("Запорожец за Дунаем"), Альфреда ("Травиата"), Герцога ("Риголетто"), Фауста ("Фауст"), Хозе ("Кармен"), Ленского ("Евгений Онегин"), Юродивого ("Борис Годунов"), Лоэнгрина ("Лоэнгрин"), Берендея ("Снегурочка") и др. Снялся в художественном фильме "Поэма о море" (1958). Народный артист СССР (1940), дважды лауреат Государственной премии СССР (1941, 1949). Герой Социалистического Труда (1980).
Козловский, Иван Семенович
Выдающийся певец (тенор), Народный артист СССР; родился в 1900 г.; 1926—1954 — солист Большого театра СССР; создал сценические образы оперного театра: юродивый ("Борис Годунов"), Ленский ("Евгений Онегин") и др.; Герой Социалистического Труда; дважды лауреат Государственной премии СССР; скончался в 1993 г.
Говоря о Сталине, Иван Семенович делал неподражаемый жест – как бы двумя пальцами разглаживал усы. «Нравственное воздействие Сталина необычно. Сказать «любил музыку» – не сказать ничего. Понимал музыку! Я человек музыки. Знаю, что такое понимать музыку. Мое счастье, что рано понял, какой дар мне дал бог – голос. – Он произносил это слово с какой‑то особой, присущей только ему интонацией. – Я отвергал минутные жизненные соблазны. Мне известно, какая про меня ходила недобрая, ранящая сердце молва: Козловский капризен – то воздух холоден для его голоса, то зал не такой, то голос пропал. Терпел. Голос сохранил, сознательно, несмотря ни на что, берег его. Поэтому и мог в 87 лет петь моего любимого Ленского. И молодым это бывает не под силу!»
– Меня, – говорил Козловский, – жизнь свела с замечательными профессиональными революционерами, кристальными партийцами, учеными: с Глебом Максимилиановичем Кржижановским, Керженцевым, Луначарским, Чичериным. Это люди одной идеи. Сталин из такой когорты. Я артист, моя жизнь – музыка. Сталин понимал музыку. Сталин жил в политике, в политике мирового масштаба».
Козловский говорил, что беседы с Иосифом Виссарионовичем Сталиным помогли ему, оперному певцу, в народной музыкальной драме Мусоргского «Борис Годунов» глубже понять образ юродивого и вокальными средствами передать тяжкое обвинение самодержцу и горестные думы «русского люда, голодного люда» в трудную годину суровых испытаний Смутного времени в России. «Думаю, – говорил Козловский, – не я один, а и Максим Дормидонтович Михайлов, Валерия Владимировна Барсова и многие другие солисты Большого театра с полным основанием могут назвать Иосифа Виссарионовича Сталина своим сорежиссером».
В книге «Памятное» А. А. Громыко пишет: «Когда во время выступления Козловского некоторые члены Политбюро стали громко выражать пожелание, чтобы он спел задорную народную песню, Сталин спокойно, но во всеуслышание сказал:
– Зачем нажимать на товарища Козловского, пусть он исполнит то, что сам желает. А желает он исполнить арию Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин».
Все дружно засмеялись, в том числе и Козловский. Он сразу же спел арию Ленского. Сталинский юмор все воспринимали с удовольствием».