Козловский
электротехн. (СПб., 1910).
{Венгеров}
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
КОЗЛОВСКИЙ
Мечислав Юльевич (1876 - 3.III.1927) - деятель польск., литов. и рус. революц. движения, сов. гос. деятель. Чл. КПСС с 1900. Род. в Вильнюсе в семье учителя. В 1894 поступил в Моск. ун-т, в 1895 за участие в студенч. волнениях арестован и заключен в тюрьму. В 1896-99 принимал участие в "Союзе рабочих Литвы", был редактором его органа "Przeglad Robotniczy" ("Рабочее обозрение"). В 1899-1901 - чл. Гл. правления Социал-демократии Королевства Польского и Литвы, чл. ее Виленского к-та (1900-1905). Активный участник революции, К. осенью 1905 был арестован. В 1906-08 - в эмиграции, участник V съезда РСДРП (1907). С 1909 жил в Петербурге, участвовал в издании польск. еженедельника правдистского направления "Nowa trybuna", работал в профсоюзе металлистов. После Февр. революции 1917 - чл. Исполкома Петрогр. совета и ЦИК 1-го созыва, пред. Выборгской районной думы. В Июльские дни вместе с В. И. Лениным и Я. С. Ганецким К. подвергся клеветнич. обвинениям в нем. шпионаже и был арестован Врем. пр-вом (освобожден в нач. окт.). После Окт. восстания К. - пред. следственной комиссии в Петрограде, чл. коллегии Наркомюста, в марте 1918 - нояб. 1920 - пред. Малого Совнаркома РСФСР. В янв. - апр. 1919 - на сов. работе в Литве, нарком юстиции Литов.-Белорус. республики. Делегат VIII съезда РКП(б). В 1922-23 - ген. консул в Вене и зам. полпреда в Австрии. С 1923 - гл. юрисконсульт НКПС.
Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976
КОЗЛОВСКИЙ
Михаил Иванович (1753, Санкт-Петербург – 1802, там же), русский скульптор, представитель классицизма. В 1764–73 гг. учился в Петербургской академии художеств у Н. Ф. Жилле. В 1773–80 гг. в качестве пенсионера АХ жил за границей (в 1773–79 гг. – в Риме, в 1779–80 гг. – во Франции), где совершенствовал свое мастерство. По возвращении в Россию принял участие в декоративном оформлении Мраморного дворца, создав два рельефа для Мраморного зала («Прощание Регула с гражданами Рима» и «Камилл избавляет Рим от галлов»; оба – 1781), классицистические по тематике и исполнению. В 1783–84 гг. создал цикл из восьми рельефов для фасадов «Храма Дружбы» (Концертного зала) в парке Царского Села. Их отличают уравновешенность композиции и четкость силуэтов. В 1788–90 гг. вновь отправился в Париж в качестве руководителя трудившихся там учеников АХ.
Козловский работал в различных жанрах, но особенно плодотворно – в статуарной пластике, как станковой, так и монументальной. В станковой скульптуре можно выделить героическую и идиллическую линии. К первой относятся «Бдение Александра Македонского» (1780-е гг.), «Поликрат» (1790), «Аякс с телом Патрокла» (1796), ко второй – «Аполлон» (1789), «Спящий Амур» (1792), «Амур со стрелой» (1797). Скульптор работал также в надгробной пластике (надгробие П. И. Мелиссино, 1800; С. А. Строгановой, 1802). Монументальное творчество Козловского достигло высшего расцвета в нач. 19 в. Им была создана центральная скульптурная группа «Самсон, разрывающий пасть льва» для Большого каскада в Петергофе, исполненная в позолоченной бронзе (1800–02; исчезла во время Великой Отечественной войны, воссоздана по фотографиям в 1947 г.). В памятнике А. В. Суворову (1801), который был задуман как прижизненная статуя, однако установлен лишь после смерти полководца, классицистическая идея доблестного служения отечеству обретает романтические оттенки.
С 1794 г. Козловский преподавал в АХ. Среди его учеников были знаменитые впоследствии скульпторы – С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский. Творчество Козловского в целом развивалось в рамках классицизма с отголосками барокко и рококо.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
КОЗЛОВСКИЙ
Михаил Иванович (1753–1802) — выдающийся русский скульптор и рисовальщик. В ис-торию русского искусства Козловский вошел как художник, творчество которого отличалось совершенством пластических форм, возвышенным гуманизмом и яркой эмоциональностью. Будучи последовательным приверженцем классицизма, он стремился создать об-разы возвышенной героики и гражданской доблести.
В начале своего творческого пути Козловский обратился к теме отечественной истории. Уже первое его произведение — барельеф «Князь Изяслав на поле брани» (1772) получило заслуженное признание и известность. При этом, создавая свои барельефы, Козловский не копировал слепо античные образцы. Он сумел творчески осмыслить и переработать античность. Стремясь к строгой простоте и естественности, Козловский никогда не жертвовал жизненностью образа. Он принадлежал к числу тех художников, которые ценили изучение натуры и сквозь призму античности воспринимали реальность. Именно поэтому произведения Козловского обладают теплотой и искренностью, полны поэзии и задумчивости. На всем протяжении своей короткой творческой деятельности Козловский совершенствовал формы выражения своих образов. Произведения скульптора последних лет про-никнуты идеей героики, духом мужественной борьбы. Именно эти черты получили наиболее яркое выражение в самой известной его скульптуре — памятнике А. В. Суворову в Петербурге (1801). Здесь Козловский создал идеализированный образ, обобщенный портрет воина, в котором отсутствуют конкретные черты Суворова. Эта скульптура представляет собой аллегорию отваги, решимости, доблести — черт, свойственных великому полководцу. Эта скульптура стала важным событием в русской художественной скульптуре, поскольку с нее началась история русской монументальной скульптуры.
Однако по художественному совершенству среди произведений Козловского выделяется «Самсон, разрывающий пасть льва» (1802). В этом произведении Козловский обратился к аллегорическому изображению и символически изобразил многовековую борьбу России со Швецией. В образе богатырски сильного Самсона художник представил Россию, а фигура льва олицетво-ряла побежденную Швецию. «Самсон» Козловского по силе образной характеристики, совершенству пластического решения, принадлежит к числу наиболее зна-чительных произведений мировой скульптуры.
Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012