cranach) Лукас Старший (1472, Кронах, Верхняя Франкония – 1553, Веймар), немецкий живописец и график эпохи Северного Возрождения. Родился в семье художника. Учился, вероятно, у отца. В 1500–04 гг. работал в Вене, где сблизился с кружком гуманистов и испытал влияние А. Дюрера. В 1505 г. по приглашению курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого переехал в его резиденцию Виттенберг и открыл мастерскую. Неоднократно избирался в муниципальный совет; в 1537 г. был правящим бургомистром города. В 1509 г. посетил Нидерланды. В 1550–52 гг. жил в Аугсбурге, в 1552–53 гг. – в Веймаре. Участвовал в движении Реформации в Германии. Был близким другом идеолога протестантизма (лютеранства) М. Лютера; неоднократно писал портреты его самого и членов его семьи (наиболее известен гравированный портрет Лютера 1521 г., разошедшийся огромным тиражом по всей Германии).
Ранние произведения, написанные в Вене, отличает свежесть замысла, поэтичная проникновенность в изображении природы и человека («Отдых на пути в Египет», 1504; «Портрет Иоганнеса Куспиниана», 1502–03). Его работы сыграли значительную роль в сложении т. н. дунайской школы (А. Альтдорфер, В. Хубер и др.). В Виттенберге Кранах писал большие алтарные композиции («Алтарь св. Екатерины», 1506; «Княжеский алтарь», 1510), картины на мифологические («Венера и Амур», 1509; «Нимфа источника», 1518; «Источник молодости», 1546) и религиозные («Мадонна с Младенцем», ок. 1527 г.) сюжеты. Независимо от сюжета, художник выражал в картинах свой идеал женской красоты. Его Венеры, нимфы и Мадонны – белокурые или рыжеволосые улыбающиеся красавицы с раскосыми глазами. Их удлиненные фигуры хрупки и подчас манерно изогнуты. Эти черты сближают искусство Кранаха с традициями поздней готики и в то же время предвосхищают маньеризм. В последние годы жизни художника производство картин и гравюр в его мастерской было пущено на поток; многие произведения создавались с участием сыновей и учеников. Вместо подписи Кранах помещал на них знак в виде крылатого дракона (в 1508 г. художнику был пожалован герб с изображением этого фантастического животного).
После смерти Кранаха его мастерская перешла к сыну Лукасу Кранаху Младшему. В Веймаре сохранился дом художника; в Дворцовом музее – галерея Кранаха.
КРАНАХ
КРАНАХ
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
КРАНАХ
Лукас Старший (1472–1553) — выдающийся немецкий живописец, график и гравер эпохи Возрождения. Он принадлежал к тому поколению, усилиями которого было преобразовано искусство Германии. В отличие от других, современных ему художников, Кранах был непосредственнее и эмоцио-нальнее в своем творчестве, окрашенном чертами ро-мантического восприятия мира, а подчас и сказочной фантастики. Его картины и графика обладают выдающимися декоративными качествами. Блестящий колорист, он был замечательным мастером портрета и одним из создателей европейской пейзажной живописи. Творческий путь Кранаха отразил эволюцию немецко-го искусства на протяжении первой половины XVI в. В своих ранних произведениях художник выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессив-ное цветовое решение предвосхищали будущие черты немецкого изобразительного искусства («Распятие», 1503). В картинах раннего периода господствуют сказочно-идиллическое начало, эмоциональная насыщенность изображения природы, ее связь с духовным миром человека или характером происходящего действия. Серьезное влияние на творчество Кранаха оказала его дружба с Мартином Лютером, которая способствовала созданию им произведений, выражавших идеи Рефор-мации и протестантизма: иллюстраций к теологическим сочинениям, многочисленных гравюр и т.д. В эти годы живопись Кранаха приобретает новые черты. Картины его стали более декоративными, в портретах появилась репрезентативность. Одновременно в творчестве Кранаха развивались черты, предвосхищавшие европейский маньеризм: сухие протестантские аллегории, манерные и жеманные изображения обнаженного женского тела и т.п. («Венера и Амур», 1509; «Нимфа источника», 1518; «Венера», 1532). Кранах обладал выдающимся дарованием портретиста. Он был одним из создателей репрезентативного портрета в Германии. Среди его работ следует отметить герцога Генриха Бла-гочестивого (1514), а из лучших женских портретов — портрет «Принцесса Сибилла Клевская» (1526) и «Юдифь» (1530). Помимо парадных и мифологических портретов, Кранах оставил также много изображений ученых, деятелей Реформации, гуманистов. К их числу следует отнести портреты Мартина Лютера и др. В поздний период творчества Кранаха в его произведениях все более усиливаются черты манерности. Зачастую картины этого времени оставляют впечатление некоторого однообразия, что отчасти объясняется невозможностью выделить собственноручные работы художника из огромной продукции мастерской, исполня-емой многочисленными учениками.
Кранах
, Лукас Старший (Cranach Lucas der Altere) 1472, Кронах, Верхняя Франкония — 1553, Веймар. Немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Учился живописи, по-видимому, у отца. О ранних годах творчества (до 1500) сведений не имеется. В 1502—1503 работал в Вене, где сблизился с кругом гуманистов. В кон. 1508 — нач. 1509 посетил Нидерланды. В 1505—1550 работал в Виттенберге при дворе саксонских курфюрстов. Имел здесь большую мастерскую со множеством учеников и помощников. Неоднократно избирался членом городского совета и бургомистром. С 1520 тесно связан с М. Лютером, исполнил много его портретов. Последние годы жизни провел в Аугсбурге, Инсбруке и Веймаре. Творчество Кранаха в концентрированном виде отразило развитие немецкого Возрождения: в ранних произведениях (первые годы XVI в.) появляются работы, отличающиеся свободой композиции, ощущением естественной гармонии человека и природы, ясностью образного решения. Однако этот период был сравнительно недолгим, и примерно с 1520 в искусстве художника нарастают черты манерности и стилизации. Первыми достоверными произведениями мастера считаются два Распятия (ок. 1501, Вена, Музей истории искусства; 1503, Мюнхен, Старая пинакотека). Именно в них заметнее всего реминисценции готики — в повышенной экспрессивности образов (показательно, что художник в обоих случаях рядом с распятым Христом изображает и двух казнимых разбойников, заостряя внимание на мучительной агонии умирающих), в гротесковой трактовке палачей. Вместе с тем обнаруживаются и поиски нового подхода к иконографии традиционной темы, особенно заметные во втором Распятии: асимметричное расположение крестов, значительная роль природного окружения. В эти же годы написаны портрет гуманиста И. Куспиниана и парный к нему портрет его жены (1502—1503, Винтертур, собрание О. Рейнхарта) — яркие образы людей ренессансной эпохи. Обе фигуры изображены на фоне пейзажа. Большое значение придается пейзажу и в произведениях на евангельские темы, созданных художником в ближайшие годы. Отдых на пути в Египет (1504, Берлин, Гос. музеи) выглядит на картине идиллическим времяпрепровождением семейства, расположившегося на лужайке среди елей и берез. Ангелочки, как шаловливые дети, забавляются с маленьким Христом, собирают цветы, музицируют. Глубокие красные тона одежд хорошо гармонируют с сочной зеленью окружения. Сходное восприятие мира демонстрируют сцены на створках алтаря с изображением Св. Семейства с ангелами и Воспитания Марии (ок. 1510—1512, Верлиц, Художественное собрание). Ясно построенной композиции соответствуют лирические образы главных персонажей с их спокойными позами и жестами. На рубеже 1510-х в творчестве Кранаха появляются фигуры античной мифологии. Одно из самых ранних произведений этого ряда — Венера и Амур (1509, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). На темном нейтральном фоне словно светится тело обнаженной богини. Простая естественная поза, идеальность пропорций, плавная линия контура уподобляют картину немецкого мастера итальянским прообразам. В дальнейшем художник неоднократно обращался к мотиву обнаженной женской натуры. Но позднейшие его создания уступают в простоте и естественности. В движениях появляются нарочитость и изломанность, позы и жесты жеманны, неправильные, миловидные, полные чувственной прелести лица повторяют один и тот же тип красоты: Венера (1532, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств), Лукреция (ок. 1518; два варианта — Кассель, Картинная галерея и Кобург, замок), Нимфа источника (1518, Лейпциг, Музей изобразительных искусств), Суд Париса (1530, Карлсруэ, Кунстхалле). Портретное наследие Кранаха не столь велико, однако он не оставлял занятия портретом на протяжении всей жизни. Не углубляясь в психологическую характеристику модели, художник старательно воспроизводил ее физиономические черты. Заостряя внимание именно на лице портретируемого, он добивался большой жизненной достоверности и выразительности образа. Особенно это касается мужских портретов. В женских образах больше проступает излюбленный им стереотип. Часто одежду и аксессуары портретов писали его помощники, позднее и сын — Лукас Кранах Младший. Как и многие немецкие художники той поры, Кранах был также и гравером, работая в основном в технике гравюры на дереве. Им исполнено множество ксилографий на сюжеты из Священного Писания и античной мифологии. Громадная мастерская Кранаха в Виттенберге весьма способствовала популяризации его искусства. Ученики и подмастерья либо просто повторяли многие картины мастера, либо работали в его манере. Вся продукция мастерской выходила в свет под маркой самого художника, удостоверявшего произведения своим гербом — крылатым драконом.
Лит.: Кранах Старший: Альбом / Авт.-сост. А. Н. Немилов. М., 1973; Шаде В. Кранахи — семья художников. М., 1987; Lukas Cranach der Altere. Der Kunstler und seine Zeit. Berlin, 1953; Friedlander M., Rosenberg J. The Painting of L. Cranach. London, 1978.
Л. Алешина
Лит.: Кранах Старший: Альбом / Авт.-сост. А. Н. Немилов. М., 1973; Шаде В. Кранахи — семья художников. М., 1987; Lukas Cranach der Altere. Der Kunstler und seine Zeit. Berlin, 1953; Friedlander M., Rosenberg J. The Painting of L. Cranach. London, 1978.
Л. Алешина
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006