(псевдоним Атрахович) [1896—] — белорусский писатель. Родился в деревне Низок Узденского района, Минского округа, в семье крестьянина-середняка. Грамоте обучался в низовой "школе грамоты", окончил городское училище и получил звание народного учителя. Работал в хозяйстве своего отца, в школе, служил в царской армии, был на фронте, потом в Красной армии. С 1925 — инструктор ЦБ Краеведческого о-ва, в настоящее время работает в журнале "Узвышша". Высшее образование получил в последние годы — в Белорусском государственном университете.
Впервые печататься начал в 1922; по настоящее время вышли сборники "Крапіва", "Асьце", "Людьзі суседзі", "Апавяданнi, "Байкі", "Біблія", "Ухабы на дорозе". Басни его переведены на украинский яз. С. Пилипенко — "Крапивіні байки". К. прекрасно знает деревню и ее быт, она занимает в его тематике превалирующее место. Темным сторонам старого деревенского быта посвящены стихи: "Самагоночка", "Ратуйце", "Грышча", "Дзьве кумы", "Людьзі суседзі", "Пальчык", "Плеткары" и др.; новой деревне — "Комсомольские частушкі", "Ты ня лайся дзядзя пры савецкай уладзе" и др. В своих сатирах К. не проходит мимо темных сторон нашего быта. К. автор сатир, бьющих по волоките, бюрократизму, подхалимству, классовым врагам ("Валакіта", "Мазальнік Іваноу", "Хвост", "Вайна", "Фіга на талерцы" и др.). Большое место уделяет антирелигиозной тематике — едкой сатире на попов и религиозные предрассудки ("Біблія", "Споведь" и др.). Зато К. почти совершенно не касается в своих произведениях жизни города и пролетариата, его борьбы и строительства, нет у него также и произведений, посвященных коллективизации и социалистическому преобразованию деревни.
Творчество Крапивы отражает психоидеологию белорусского крестьянина-середняка на том этапе классовой борьбы, когда середняк еще не повернул решительно в сторону коллективизации и ликвидации кулачества как класса. К. — поэт старой деревни, у него напр. почти нет произведений, рисующих действительное лицо бедноты и батрачества, являющихся опорой пролетариата в деревне и борющихся за социалистическое ее преобразование. В описаниях деревни не показана борьба, а подчеркивается безысходность и беспросветность деревенской жизни. Также и кулак в изображении К. чаще всего просто смешон и не возбуждает к себе классовой ненависти (рассказ "Карвін мужик").
Местами писатель переходит грань здоровой критики наших недостатков и принимается за прямые поклепы (ст. "Самагоначка"); в сатире "Недарэчная штука" К. противопоставляет город деревне и ехидно высмеивает лозунг партии "лицом к деревне".
Являясь членом литературного объединения "Узвышша" (см.), К. все же по классовому содержанию своего творчества несколько отличается от необуржуазных течений в белорусской литературе, представляемых членами этого объединения (Пушча, Дубовка, Лужаниным). Для К. обычны колебания от довольно значительной близости к мировоззрению пролетариата (поэма "Шкірута", где в образной яркой форме рисуется борьба с бандитизмом, "Лягчэй на паваротах", резко бичующая анархические настроения и невыполнение партийных директив, песни о деревенском комсомоле, последние стихи о нашем строительстве и др.) к явной близости буржуазным тенденциям в белорусской литературе ("Недарэчная штука", "Самагоначка"); эти колебания К. в известной степени характерны для крестьянина-середняка на определенном этапе классовой борьбы в эпоху коренной ломки экономики и быта современной деревни.
Жанры произведений К. разнообразны: сатиры, басни, повести, новеллы, сказки, поэмы. Написанные простым, образным яз., они доступны широким читательским массам Белоруссии.
Библиография
: Василевский, Паэт вясковага адраджэння, "Маладняк", 1926, № 6; Клейнбоpт Л. М., Молодая Белоруссия, Минск, 1928; З. Ок-с, "Чырвоны сьцяг", 1925, № 7; Антонов А., "Звезда", 1926, №№ 1 и 2; Рецензии о Крапиве: М. Шульмана, "Савецкая Беларусь", 1926, № 31, и М. З., там же, 1926, № 99.Ц. Гурвич.
{Лит. энц.}