Крапивенский, Соломон Элиазарович

Найдено 1 определение
Крапивенский, Соломон Элиазарович

(р. 16.05.1930) — спец. по соц. филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Винница. Окончил ист.-филол. ф-т Горьк. гос. ун-та (1953). В 1953—1960 — преп. в средних учебных заведениях; в 1960—1962 — ст. преп. кафедры филос. Арзамасского пед. ин-та; в 1962—1968 — доц. кафедры филос. Волгогр. мед. ин-та; в 1968—1982 — зав. кафедрой филос. Волгогр. с.-х. ин-та; с 1982—2000 — зав. кафедрой филос. (позже — соц. филос.) Волгогр. ун-та. Докт. дисс. — "К анализу категории “социальная революция”" (1973). Заслуженный деятель науки РФ. Действ. чл. Академии гуманит. наук. Осн. интересы — в обл. соц. филос., социол. революции и социол. села. В трудах К. выдвинута идея социокультурного фактора как генеральной детерминанты обществ. развития. Обоснована идея о возможности и необходимости сопряжения формационной и цивилизац. парадигм как чрезвычайно важных, но самонедостаточных для многомерного видения истории. Выделены три типа соц. революций (характерных, уровневых и потребност-ных); рассмотрено соотношение эволюц. и революц. в эпохи межформац. переходов; указано на смену субъекта культурно-ист. процесса как сущности культурных революций; обнаружена подвижность границ между объективными условиями и субъективным фактором и в связи с этим рассмотрен вопрос о компенсаторной функции субъективного фактора; иссл. понятия "толпа" и "народ" как отражение переходящих друг в друга соц.-психол. состояний и характеристик об-ва. Все эти идеи и положения подчинены разрабатываемой К. концепции синтеза соц. и филос. знания на основе включения в него в снятом виде всего рационального, имманентно присущего социол. идеализму, школам географизма, биологизма, психологизма, техницизма и т.н. ист. материализму. Как и в каждую ист. эпоху, синтез науч. знания, по К., происходит на базе наиболее мощной в методол. и эвристическом отношении парадигмы, полнее др. отражающей "самое осн." в объективной соц. реальности. На протяжении посл. полутора веков такой парадигмой при всех его недостатках остается, по мнению К., Марксово материалистич. понимание истории.



Соч.: Переход к феодализму как социальная революция // Методологические и историографические проблемы исторической науки. Вып.5. Томск, 1967; Культурные революции, их сущность, типы и значение для общественного прогресса // Марксистско-ленинская философия и современный общественный прогресс. М., 1969; К анализу категории "социальная революция". Волгоград, 1971; Город и деревня: идентификация образа жизни // Социология и проблемы социального развития. М., 1978; Переход к цивилизации как социальный переворот. [В соавт.] // Цивилизация как проблема исторического материализма. Ч.1. М., 1983; К вопросу о крупномасштабном членении исторического процесса // Диалектика социальных процессов. Хабаровск, 1991; Парадоксы социальных революций. Воронеж, 1992; Социальная философия. Учебник для вузов. Изд. 1-е, 2-е, 3-е. Волгоград, 1994, 1995, 1996; изд. 4-е. М., 1998; К синтезу социально-философского знания // Новые идеи в философии. [В соавт.]. Вып.3. Пермь, 1995; Социокультурная детерминация исторического процесса // ОН С. 1997. № 4; Общий курс философии. Учебник. Волгоград, 1999.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
389.33 кб

Крапивенский соломон Элиазарович

Читать PDF
88.14 кб

Профессору крапивенскому Соломону Элиазаровичу 75 лет

Читать PDF
120.47 кб

Научная конференция, посвященная памяти Соломона Элиазаровича крапивенского новая традиция волгоград