КРАСНАЯ РУБАХА

Найдено 1 определение
«КРАСНАЯ РУБАХА»
деревенский вариант агитпропбригад, мобильных коллективов художественной агитации за политические лозунги дня (индустриализация, коллективизация). «К.Р.», названные по аналогии с «Синей блузой», широко поддержал ЦК ВЛКСМ в связи с объявлением в 1928 г. культпохода комсомольцев против неграмотности, пьянства, неряшливости в личном и общественном быту. «К.Р.» образовывались либо из ядер музыкантов-затейников, либо из драмкружков, имевших опыт постановки живых газет. Последние, отказавшись оттеатрализованной формы (схемы-каркаса) живой газеты, быстро превращались в эстрадные бригады, в программы которых включались отдельные концертные номера, соединяемые политическим конферансом (раешником). Лишь по инерции они называли свои представления живыми газетами. Одетые в красные рубахи агитаторы обычно «становились полукругом и без движения исполняли стихотворения, распевали частушки, куплеты на злободневные общеполитические и местные темы». Они сигнализировали об антиколхозных настроениях и повсюду выявляли «врагов». Агитационная функция была заменена проскрипционной, главным «агитирующим» аргументом становился страх перед репрессиями (раскулачиванием). Настоящее мужество потребовалось неизвестному «местному кулаку» из с. В. Новинки Первомайского р-на Ярославского окр., о котором в 1931 г. сообщалось, что он «использовал религиозный праздник, организовав группу ряженых, и разделил между ними роли. Одних он сделал агитаторами, нарядив их в дурацкие колпаки и снабдив фальшивыми конфетами, другим дал роли крестьян, польстившихся на приманки и обещания агитаторов и вступивших в колхозы. Между ними разыгрывается сценка: агитаторы всячески измываются над вновь «закрепощенными» крестьянами. Эта инсценировка сопровождалась пением антицерковных частушек». В дальнейшем о публичном исполнении антисоветских частушек не могло быть и речи. Подспорьем в организации агитационно-художественных выступлений служил ежемесячный репертуарный сборник «Красная рубаха» (1928–1932), издававшийся в качестве приложения к журналу «Деревенский театр». К концу 1930 г. его тираж почти удвоился и равнялся 56 тысячам. Это свидетельствовало об активном использовании коллективами художественной самодеятельности «малых форм». Формальные приемы, используемые «К.Р.», не имели ничего общего с «Синей блузой», однако гонения на синеблузное движение после 1932 г. привели к замене коллективов «К.Р.» агитационно-художественными бригадами. Лит.: Имас М. Искусство на фронте реконструкции сельского хозяйства. М., 1931; Инденбом Л. Как поставить художественную работу в колхозах. М., 1929; Кукаретин В. Из истории театральной самодеятельности. М., 1972; Субботин Л. Затейники. Краснорубашечники. М., 1930; Митяева О. Культурно-просветительная работа в деревне в годы первой пятилетки (1928–1932 гг.). М., 1964. (М. Ю.)

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010