Красота

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Красота
комплекс форм, нравящихся без предвзятости.

Источник: Толковый словарь понятий и терминов этногенеза. 1989

Красота
(греч. kalon, лат. pulchrum). К. не была ни центральным понятием античной эстетики, ни исключительным эстетич. феноменом. Тем не менее это понятие было тесно связано с важнейшими эстетич. ценностями. Согласно античным представлениям, в основе К. лежат мера, порядок, четкость границ, гармония, симметрия (Демокрит, Платон, Аристотель, Плотин). К. рассматривается прежде всего как явление духовного порядка. Некий образ считается красивым, если ему свойственны целесообразность, порядок и разумность. В этом смысле духовная К. находит свое выражение в К. физической. Гармонич. единство духовно и физически красивого в доклассич. период еще не было найдено; оно становится осн. критерием совершенства произведений искусства в классич. эпоху (5 в. до н. э.), затем теряется в эпоху эллинизма и сменяется идеализацией объекта. Олицетворением К. в классич. период является прекрасный человек, в котором соединились все достоинства, как внешние, так и внутр. (Аристотель). Любовь к прекрасному была также необходимым элементом жизни полиса (Фукидид), т. к. прекрасными считались такие социальные атрибуты свободного гражданина, как слава, достоинство, честь, имущество, свобода от унижающего труда (Аристотель). К., с одной стороны, могла и должна была доставлять удовольствие, а с другой — быть неотделимой от пользы (Сократ, Цицерон). При известных условиях К. можно идентифицировать с добром (Платон). Упадок греч. городов-государств, распад их социальных институтов выразился в эпоху эллинизма в том, что понятие К. в искусстве и обществе было соотнесено с естеств. К., которая, по мнению стоиков, разлита в природе и космосе.

Источник: Словарь античности. 1989

КРАСОТА
(прекрасное) — одно из качеств как явлений жизни, так и произведений искусства, способность доставлять эстетическое наслаждение чувствам человека. Также это категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Обычно связана с чувством формы, ориентирована на созерцание и воображение. Отношение к красоте бескорыстно. Для эстетического сознания древних греков красота мыслилась как неотъемлемое свойство мира, космоса — проявление высшей гармонии, упорядоченности мира, его высших закономерностей (Аристотель). В средние века красота тел считалась отражением высшей красоты, исходящей от Бога. Эпоха Возрождения вновь возвра-щается к пониманию объективности красоты, которая понимается как строгая соразмерная гармония всех частей предмета и, прежде всего, человека, который становится высшим мерилом прекрасного. В эпоху Просве-щения красота рассматривается как посредствующее звено между разумом и чувствами, долгом и естественными влечениями, как единство правды и идеала в искусстве . Сентиментализм считает красоту естественным, не-испорченным началом в человеке и природе. Кант и Юм — отрицают объективность существования красо-ты, считая ее лишь проявлением субъективного суждения об объекте. Романтизм считает красоту проявлением ду-ховного идеала в мире природных стихий и раскрепо-щенных эмоций.
Спор об объективном и субъективном в прекрасном, о его природном или общественном происхождении продолжается до настоящего времени. Неясно, что является источником прекрасного— сама природа или ее человеческое восприятие. Также источником пре-красного служит сам человек, его труд, жизнь людей, их история и идеалы. Красоту можно считать ценностью, в которой выражено объективное эстетическое значение явлений, преломленное через субъективные эстетические оценки, призму вкусов и идеалов людей.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
6.04 мб

«Красота Алупки, её великолепный дворец, парки всегда привлекали внимание путешественников. . . »

Касперович Константин Константинович
Интервью с заместителем директора Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника К. К. Касперовичем посвящено истории, современности и перспективам музейной и выставочной деятельности дворца.
Читать PDF
585.29 кб

Левитановская красота Зенино: новейшая история, достойная великолепия прошлого

Степан Новиков
Статья посвящена истории усадебного комплекса Зенино, являвшегося поместьем известнейших дворянских родов России – Бутурлиных, Головиных, Шаховских.
Читать PDF
4.42 мб

Руины центральной России: обреченная красота или. . .

Томан Инга Бруновна
Руины обладают самостоятельной историко-культурной, эстетической и символической ценностью, и она не всегда определяется ее прошлым в качестве целого здания.
Читать PDF
251.51 кб

«Неизреченная красота подвига. . . » (о наградной системе в первую мировую войну)

Алферова И.В.
В статье рассматривается содержание статута военного ордена Святого Георгия и Георгиевского креста, прослеживается динамика его изменения на протяжении российской истории, предлагается анализ нововведений накануне Первой мировой в
Читать PDF
449.00 кб

Красота в монетах

Читать PDF
642.89 кб

Понятная красота: последние исследования Византийских ювелирных изделий

Каюмова Д.Ф., Казанцева Л.И.
Читать PDF
168.53 кб

Красота человеческого тела в аттической краснофигурной вазописи

Петракова Анна Евгеньевна
Читать PDF
124.12 кб

Коммуникативные практики новой музыки: «Красота» как опровержение привычки

Лаврова Светлана Витальевна, Островская Елена Александровна
В рамках неофункционального подхода авторами проводится исследование коммуникаций и практик музыкальной сферы современной подсистемы искусства.
Читать PDF
1.27 мб

От Мейсена и Севра до Делфта и Лиможа: хрупкая красота фарфора: выставка европейской и восточной кер

Булгакова Алина
В Выставочном центре Международного института антиквариата готовится новая выставка европейской и восточной керамики.
Читать PDF
547.82 кб

Концерт для фортепиано с оркестром «Красота весны» Ду Минсиня: образный строй, основные стилевые чер

Го Хао
Статья посвящена истории создания фортепианного китайского концерта «Красота весны» Ду Минсиня.
Читать PDF
260.83 кб

МОРАГ МАРТИН. КРАСОТА: РИСУЯ ИСКУССТВЕННОЕ. КОСМЕТИКА И ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ КОНЦ

Душенко К.В.
Читать PDF
260.83 кб

МОРАГ МАРТИН. КРАСОТА: РИСУЯ ИСКУССТВЕННОЕ. КОСМЕТИКА И ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ КОНЦ

С.Г.
Читать PDF
0.00 байт

ЕКАТЕРИНА БОБРИНСКАЯ. "КРАСОТА И НЕОБХОДИМОСТЬ НАСИЛИЯ": МИФОПОЭТИКА РАННЕГО ФУТУРИЗМА

Душенко К.В.
Читать PDF
169.18 кб

Историко-культурное развитие понятия «Женская красота»

Нагорнова Е. Е.
Читать PDF
0.00 байт

Ускользающая красота: проблема сущности искусства в суждениях блумсберийцев (Р. Фрай, В. Вулф, К. Бе

Бажанова Р.К.
Философы и художники ведут усиленный поиск в определении существа искусства. Старые дефиниции, которые были так наглядны и понятны в отношении классических художественных произведений, сегодня оказываются непригодными.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Красота, Георгий Тимофеевич

    (род. 23.04.1919) — летчик-штурмовик, Герой Советского Союза (1944), капитан. Участник Великой Отечественной войны с января 1942 г. Воевал в составе 667 шап, был командиром эскадрильи. К сентябрю 1943 г. совершил 1
  • Красоткин, Н

    автор воен.-историч. рассказов (М., 1870—1880 гг.). {Венгеров}
  • Красотов, Александр Александрович

    род. 6 мая 1936 в Одессе. Композитор. В 1959 окончил Одесскую конс. по кл. композиции Т. С. Малюковой, ф-п. — Б. А. Чарковского, истории музыки — А. Л. Когана. С того же года преподаватель Одесской конс. В 1966—19