комплекс форм, нравящихся без предвзятости.
Красота
Красота
Источник: Толковый словарь понятий и терминов этногенеза. 1989
Красота
(греч. kalon, лат. pulchrum). К. не была ни центральным понятием античной эстетики, ни исключительным эстетич. феноменом. Тем не менее это понятие было тесно связано с важнейшими эстетич. ценностями. Согласно античным представлениям, в основе К. лежат мера, порядок, четкость границ, гармония, симметрия (Демокрит, Платон, Аристотель, Плотин). К. рассматривается прежде всего как явление духовного порядка. Некий образ считается красивым, если ему свойственны целесообразность, порядок и разумность. В этом смысле духовная К. находит свое выражение в К. физической. Гармонич. единство духовно и физически красивого в доклассич. период еще не было найдено; оно становится осн. критерием совершенства произведений искусства в классич. эпоху (5 в. до н. э.), затем теряется в эпоху эллинизма и сменяется идеализацией объекта. Олицетворением К. в классич. период является прекрасный человек, в котором соединились все достоинства, как внешние, так и внутр. (Аристотель). Любовь к прекрасному была также необходимым элементом жизни полиса (Фукидид), т. к. прекрасными считались такие социальные атрибуты свободного гражданина, как слава, достоинство, честь, имущество, свобода от унижающего труда (Аристотель). К., с одной стороны, могла и должна была доставлять удовольствие, а с другой — быть неотделимой от пользы (Сократ, Цицерон). При известных условиях К. можно идентифицировать с добром (Платон). Упадок греч. городов-государств, распад их социальных институтов выразился в эпоху эллинизма в том, что понятие К. в искусстве и обществе было соотнесено с естеств. К., которая, по мнению стоиков, разлита в природе и космосе.
Источник: Словарь античности. 1989
КРАСОТА
(прекрасное) — одно из качеств как явлений жизни, так и произведений искусства, способность доставлять эстетическое наслаждение чувствам человека. Также это категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Обычно связана с чувством формы, ориентирована на созерцание и воображение. Отношение к красоте бескорыстно. Для эстетического сознания древних греков красота мыслилась как неотъемлемое свойство мира, космоса — проявление высшей гармонии, упорядоченности мира, его высших закономерностей (Аристотель). В средние века красота тел считалась отражением высшей красоты, исходящей от Бога. Эпоха Возрождения вновь возвра-щается к пониманию объективности красоты, которая понимается как строгая соразмерная гармония всех частей предмета и, прежде всего, человека, который становится высшим мерилом прекрасного. В эпоху Просве-щения красота рассматривается как посредствующее звено между разумом и чувствами, долгом и естественными влечениями, как единство правды и идеала в искусстве . Сентиментализм считает красоту естественным, не-испорченным началом в человеке и природе. Кант и Юм — отрицают объективность существования красо-ты, считая ее лишь проявлением субъективного суждения об объекте. Романтизм считает красоту проявлением ду-ховного идеала в мире природных стихий и раскрепо-щенных эмоций.
Спор об объективном и субъективном в прекрасном, о его природном или общественном происхождении продолжается до настоящего времени. Неясно, что является источником прекрасного— сама природа или ее человеческое восприятие. Также источником пре-красного служит сам человек, его труд, жизнь людей, их история и идеалы. Красоту можно считать ценностью, в которой выражено объективное эстетическое значение явлений, преломленное через субъективные эстетические оценки, призму вкусов и идеалов людей.
Спор об объективном и субъективном в прекрасном, о его природном или общественном происхождении продолжается до настоящего времени. Неясно, что является источником прекрасного— сама природа или ее человеческое восприятие. Также источником пре-красного служит сам человек, его труд, жизнь людей, их история и идеалы. Красоту можно считать ценностью, в которой выражено объективное эстетическое значение явлений, преломленное через субъективные эстетические оценки, призму вкусов и идеалов людей.