КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Крещение Руси
в ведение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века(988 г.) князем Владимиром Святославичем.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

КРЕЩЕНИЕ РУСИ
введение христианства на Руси, как государственной религии. Начато Владимиром Святославичем в 988—989 гг. Встречало сопротивление народа и языческого жречества. Объективно способствовало развитию культуры, созданию памятников письменности, искусства, архитектуры.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

КРЕЩЕНИЕ РУСИ
принятие христианства как государственной религии (988) и его распространение на Руси при князе Владимире I Святославовиче. Принятие христианства привело к подъему культуры страны, способствовало становлению личности человека и самого общества, укреплению единства страны и расширению его международных связей.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

КРЕЩЕНИЕ РУСИ
ср.– Введение в Древней Руси в конце X в. (988–989) христианства как государственной религии. Важнейшее событие в исторической жизни нашей страны, акт победы христианства над язычеством. Киевский князь Владимир видел в христианской религии средство централизации древнерусского государства, укрепления его международного положения. Благодаря крещению расширились государственные и культурные связи Киевской Руси с Византией, с Балканскими странами, с другими государствами Европы.

Источник: Основы православной культуры. 2011

Крещение Руси
введение христианства в грекоправославной форме как государственной религии (конец X в.) и его распространение (XI–XII вв.) в Древней Руси. Первой христианкой среди киевских князей была княгиня Ольга. Принятие христианства на Руси начато принявшим православие Владимиром I Святославичем в 988–989 гг. В начале были крещены киевляне, затем новгородцы. В XI в. христианство распространялось в городах и пригородах, к XIII в. было крещено и сельское население. Крещение Руси содействовало укреплению государственности, консолидации славянских, балтских, угро-финских и других племён, развитию культуры, созданию памятников письменности, искусства, архитектуры. 1000-летие Крещения Руси отмечалось в 1988 г.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

КРЕЩЕНИЕ РУСИ
принятие Др. Русью в кон. 10 в. христианства, как гос. религии. Нек-рые исследователи (В. А. Пархоменко, Б. А. Рыбаков) связывают крещение Руси с киевским кн. Аскольдом (9 в.).

Разложение первобытнообщинного строя, возникновение социального неравенства и формирование классов подготовили условия для смены примитивной языческой религии христианством. К. Р. не было единовременным актом. На Руси христианство было распространено уже в 9 в. Христианами были многие приближенные кн. Игоря. Ок. 955 приняла христианство княгиня Ольга. Однако гос. религией оно стало в связи с принятием его кн. Владимиром в 988-989. С этого времени христианство активно распространяется феодализирующимся гос-вом и формирующейся церк. организацией. Оно помогало становлению феод. способа произ-ва, освящая господство и подчинение, проповедуя незыблемость и справедливость клас. эксплуататорского общества. Множество культов заменилось единым культом, относительно централизованной организацией священнослужителей. Единство религии с др. странами Европы делало Древнерус. гос-во частью мирового христ. общества, сблизило Русь с Византией - наиболее развитым феод. гос-вом Европы этого времени. Наряду с прямыми социальными, клас. последствиями принятия христианства оно постепенно привело и к изменениям в культуре древнерус. общества и ее обогащению. Получило распространение заимствованное из Византии искусство: живопись, архитектура, гимнография, а также письменность и письм. литература. В то же время преследовалось языческое, народное в своей основе иск-во: декоративное, музыкальное, хореографическое. Распространение христианства вследствие его клас. феод. сущности встречало сопротивление. Известны случаи покушения на проповедников и их гибели (2-я пол. 11 в. - епископ Леонтий в Ростовской земле; 1-я пол. 12 в. - монах Кукша в земле вятичей). Антифеод. выступления в 11 в. нередко принимали форму движений против новой религии в защиту язычества.

Лит.: Повесть временных лет, под ред. В. П. Адриановой-Перетц, ч. 1-2, М.-Л., 1950; Бахрушин С. В., К вопросу о крещении Киевской Руси, "Историк-марксист", 1937, No 2; Лихачев Д. С, Возникновение древнерус. литературы, М.-Л., 1952; Греков Б. Д., Киевская Русь, М., 1953; Будовниц И. У., Общественно-политическая мысль Древней Руси (XI-XIV вв.), М., 1960; Рыбаков Б. A., Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи, (М., 1963).

Я. Н. Щапов. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

КРЕЩЕНИЕ РУСИ
по преданию, св. апостол Андрей Первозванный был с проповедью Евангелия в Скифии, т.е. в стране, из которой впоследствии образовалась Россия. Поднявшись на киевские горы, он поставил там деревянный крест и предсказал, что в этой стране будет сиять истинная вера Христова.
Св. ап. Андрей прошел будущую землю Русскую от юга до севера: от киевских гор до Новгорода - и даже был на о. Валааме. Об этом свидетельствуют новейшие исследования. Так, местное (на севере России) предание указывает, что св. ап. Андрей Первозванный, просветитель скифов и славян, прибыл из Киева в Новгород. Отсюда по Волхову доплыл до Ладожского озера, а потом - до Валаама. Там благословил горы каменным крестом. Истребил капища Велеса и Перуна, обратил в Христову веру жрецов идольских и обитавших на острове язычников, положив основание на Валааме исповеданию веры Христовой. Оставил пастырями новособранного стада Христова некоторых сопутствовавших ему учеников.
В древнейшей рукописи "Оповедь", хранившейся в библиотеке Валаамского монастыря, об этом говорится так: "Св. Андрей от Иерусалима прошед Голяд, Косог, Родень, Скеф, Скиф и Словен смежных лугами (степями), достиг Смоленска, и ополчений Скоф, и Славянска Великого, и Ладогу оставя, в ладью сев, в бурное вращающееся озеро на Валаам пошел, крестя повсюду, и поставлял по всем местам кресты каменные. Ученики же его Сила, Фирс, Елисей, Лукослав, Иосиф, Косма повсюду сделали ограды, и все посадники (т.е. заместители правителей-князей) доезжали от Словенска и Смоленска, и многие жрецы окрестились, и капища Перуна и Велеса разрушили и уничтожили".
О пребывании св. ап. Андрея на Валааме свидетельствует и другой памятник древности - "Вселетник" киевского митр. Илариона, 1051: "Ноября 30-го св. ап. всехвального Андрея Первозванного и Церкви поборника восхвалим: зане, якоже древле тому прийти в Киев, Смоленск, Новгород, Друзино (Грузино) и Валаамо".
Исследователи указывают, что устные и письменные предания Валаама утверждают, что Православную Веру Христову на Валааме основал св. ап. Андрей. Продолжалось ли христианство на Валааме непрерывно до времени основания там монастыря - это положительно нельзя теперь определить.
Из сказаний древнейшей рукописи "Оповедь" видно, что на Валааме после ап. Андрея существовала, и, может быть, не прерываясь, правительственная организация, что там существовало свое вече по образцу Новгородского, что о Валааме знали и в чужих землях и в случаях опасности искали себе спасения на нем; что, наконец, и каменный крест св. ап. Андрея сохранился там до времени прп. Сергия Валаамского, что указывает на существование христианства. Одним словом, Валаам до основания на нем монастыря принадлежал славянам и, вероятно, находился в гражданском союзе с Новгородом, и на Валааме не исчезли следы христианской Православной Веры до прп. Сергия, хотя рядом с христианством не прерывалось еще и язычество.
Первыми из русских князей, по преданию, крестились киевские князья Асколд и Дир (867).
Почти через сто лет после них мудрая российская кн. Ольга, видя чистую жизнь киевских христиан, убедилась в истинности их веры и приняла св. крещение (957). Она с большой свитой ездила в Византию, от самого Константинопольского патриарха получила св. крещение и была наречена Еленою. Вернувшись домой, она уговаривала сына своего Святослава принять христианство, но он, будучи по природе суровым воином, не согласился.
Бог судил просветить христианством землю русскую кн. Владимиру, внуку Ольги. Сначала Владимир был ревностным язычником и вел нечестивую жизнь. При нем были принесены в жертву идолам два христианина, Феодор и Иоанн (отец и сын), которые, таким образом, были первыми мучениками на Руси. Но вскоре Владимир почувствовал всю пустоту язычества и стал думать о другой, лучшей вере.
Когда стало известным, что русский князь ищет другую веру, то к нему стали приходить разные проповедники: магометане, евреи, немцы и греки, и каждый предлагал свою веру. Но сильнее всех произвел впечатление на Владимира православный греческий проповедник, который, в заключение своей беседы, показал картину Страшного Суда.
Владимир сказал: "Хорошо этим праведникам, что на правой стороне".
"Крестись - и ты будешь с ними", - ответил проповедник.
Кн. Владимир посоветовался с боярами и, по совету их, отправил десять мудрых послов, чтобы они прошли по разным странам и испытали на месте, чья вера лучше.
Послы побывали в тех странах, откуда приходили проповедники. Возвратясь в Киев, они рассказали князю все, что видели, и хвалили православную веру греческую. Они говорили, что лучше греческой веры нет нигде, ни у какого народа. "Когда мы стояли во время службы в греческом храме, то мы не знали, где находимся: на земле или на небе", - говорили они. А потом прибавили, что, вкусив сладкого, они не хотят больше горького, т.е., узнав православную веру греков, они не хотят служить своим богам-идолам.
Бояре при этом заметили Владимиру: "Если бы вера греческая не была лучшая из всех, то не приняла бы ее бабка твоя, княгиня Ольга, мудрейшая из людей".
Кн. Владимир окончательно решился принять Православную веру. Но, как язычник, он считал для себя унизительным просить греков об этом. Потому вскоре после этого он пошел на греков войной и взял г. Корсунь (Корсунь, или Херсон, находился в Крыму, Крым же в то время входил в состав Греческой империи). Затем он потребовал от греческих имп. Василия и Константина, чтобы они выдали за него сестру их Анну. Императоры ответили, что они не могут выдать своей сестры за язычника. Тогда Владимир объявил им о своем намерении принять христианскую веру и просил прислать к нему царевну Анну, а также и священника для крещения его. Императоры сразу же прислали в Корсунь священников, а с ними приехала и царевна Анна. Но в это время у кн. Владимира заболели глаза, так что он ослеп. Царевна Анна посоветовала Владимиру скорее принять св. крещение. Владимир послушался совета царевны и крестился с именем Василия. И как только крестился и стал выходить из купели, то с глаз его как бы упала пелена, и он стал видеть. Владимир прозрел телесно и духовно и в радости воскликнул: "Теперь я узнал истинного Бога!"
После этого кн. Владимир женился на царевне Анне и возвратился в Киев. С ним приехали в Киев посланные из Греции митрополит, шесть епископов, множество священников, привезено было все нужное для богослужения.
Крещение Руси произошло в 988. Сначала Владимир предложил креститься своим двенадцати сыновьям, и они крестились. Вслед за ними крестились многие бояре. Наконец Владимир повелел всем жителям Киева прийти в назначенный день на Днепр, и там, в присутствии князя, было совершено духовенством Таинство св. крещения. Кн. Владимир в радости и восторге, устремив свой взор на небо, молился Богу, чтобы Господь, сотворивший небо и землю, благословил народ русский, дав ему познать Его, истинного Бога, и утвердил в нем веру правую. В этот великий день земля и небо ликовали.
Приняв христианство, Владимир во всем переменился. Из грубого и жестокого язычника он стал благочестивым и милосердным христианином. Он повелел всем бедным людям приходить к нему на княжеский двор и получать там все нужное: пищу, одежду и даже деньги. Кроме того, нагружались подводы хлебом, мясом, рыбой, овощами, медом, квасом и посылались по городам и селам для всех больных и нищих, которые сами не могли ходить.
Народ полюбил своего вел. князя и прозвал его "Красным Солнышком" и, как к солнцу, тянулся к нему и вместе с ним шел к Богу.
Св. Церковь наша причислила вел. кн. Владимира, равно как и кн. Ольгу, к лику святых, а кн. Владимира наименовала равноапостольным.
Из Киева христианская вера православная при помощи Божией скоро распространилась и утвердилась по всей Русской земле. Народ русский всей душой воспринял веру православную, которая несла с собой духовное просвещение: письменность, монастыри, учреждение школ, развитие всякого рода искусств, - и создала всю русскую культуру. Свет Христов воссиял над нашей страной. Она стала называться "Святою Русью", а народ - "православным русским народом".
Прот. С. Слободской

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
226.99 кб

Античные ноты крещения Руси

Светлов Р.В.
Описание крещения Руси в «Повести Временных лет» важнейший, хотя и противоречивый источник по ранней истории России. Мы предлагаем рассмотреть этот текст не только с точки зрения его внутренней логики (или гибридного состава).
Читать PDF
177.87 кб

Святой Креститель: 1020-летию Крещения Руси

Масленникова Наталья Викторовна
В статье рассматривается период Крещения Руси, говорится о роли св. равноапостольного князя Владимира, о новых христианских традициях русской государственности. Сам акт крещения в 988 г.
Читать PDF
249.49 кб

К вопросу о сравнении крещения Руси и Литвы

Костромин Константин Александрович
В третьем выпуске альманаха «Древняя Русь во времени, в лицах, в идеях. Палеоросия» была опубликована статья А. Ю. Дворниченко «Крещение Киевской Руси и Литвы в контексте потестарного общества».
Читать PDF
289.88 кб

Крещение Руси и новое художественное сознание

Вагнер Г. К.
Автор считает, что отсутствие в Киевской Руси развитого рабовладения затормозило эволюцию языческого мировосприятия почти на общинно-родовой ступени.
Читать PDF
7.09 мб

К вопросу о дате крещения предков русинов св. Мефодием

Юрасов Михаилл
В недавно опубликованной австрийским историком П. Шрайнером хранящейся в Париже византийской рукописи ХV в. (cod. Par. gr. 2303) сообщается о том, что в 6390 г. от Сотворения мира (= 881/2 г. н.э.) был крещен «народ Рос».
Читать PDF
327.27 кб

Священномученик Климент, папа римский, и Крещение Руси

Палицын Александр Викторович
Читать PDF
1.36 мб

Митрополит Евгений (Болховитинов) и эпоха Крещения Руси

Августин Никитин
Читать PDF
357.88 кб

«Крещение Руси»: история юбилеев и мемориальная политика

Солнцев Николай Игоревич
Дается историографический и культурно-исторический анализ проблем, связанных с проведением 900-летнего и 1000-летнего юбилеев «Крещения Руси».
Читать PDF
177.53 кб

Крещение Киевской Руси и Литвы в контексте потестарного общества

Дворниченко А.Ю.
Поскольку уровень социального, экономического и политического развития Литвы в XIII в. примерно соответствовал тому, что было в Киевской Руси в IX-XI вв.
Читать PDF
112.58 кб

Крещение Руси: к 1025-летию принятия восточного христианства на Руси

Помпеев Юрий Александрович
Принятие в 988 г. восточного христианства в качестве государственной религии Киевской Руси явилось переломным моментом в истории и культуре Государства Российского, ведущего отсчет от 862 г.
Читать PDF
1.30 мб

Закономерности истории России в период от Крещения Руси до 2003 года

Леун Е.В.
В работе обсуждается вопрос выявления закономерностей истории России за период с Крещения Руси в 988 г. до 2003 г. с помощью циклов Золотого сечения(ЗС) исторических периодов, длительность которых в годах кратна числам Фибоначчи.
Читать PDF
202.03 кб

Возведение храма святого владимира в Киеве: к 900-летию крещения Руси

Коненкова Алла Кирилловна
Возведение в Киеве во второй половине XIX в.
Читать PDF
326.78 кб

Новые данные о крещении предков русинов св. Мефодием или его учениками

Юрасов Михаил
Читать PDF
379.17 кб

Несколько замечаний о состоянии христианской жизни на Руси накануне крещения

Гайденко Павел Иванович
Статья П. И. Гайденко посвящена вопросам религиозной жизни восточных славян накануне Крещения. Исследуя немногочисленные известия источников о деятельности на территории Руси до 988 г.
Читать PDF
379.17 кб

Несколько замечаний о состоянии христианской жизни на Руси накануне крещения

Гайденко Павел Иванович
Статья П. И. Гайденко посвящена вопросам религиозной жизни восточных славян накануне Крещения. Исследуя немногочисленные известия источников о деятельности на территории Руси до 988 г.