Крещение татар и бесермян Удмуртии

Найдено 1 определение
Крещение татар и бесермян Удмуртии
началось после покорения Казанского ханства. Во 2-й пол. XVI – кон. XVII вв. власти пытались склонить население к добровольному К. путем предоставления льгот. Однако во 2-й четв. XVIII в. началось принудительное К. Новокрещенам предоставлялись льготы – они освобождались на 3 года от уплаты податей, рекрутской повинности. Одновременно расширился круг репрессивных мер к нежелающим перейти из ислама в христианство: разрушались мечети; сопротивляющихся политике К. били «палками и плетьми». Некрещеные принуждались к переселению в деревни, где отсутствовали новокрешены. Мусульмане преимущественно были приписаны к Адмиралтейской конторе как лашманы – они ежегодно отправляли на работы по 1 чел. с лошадью от группы в 30 чел. и при этом платили все гос. подати не только за себя, но и за принявших к. Итоги политики к. были неоднозначными. С одной стороны, возникла группа крещеных татар, оформившаяся впоследствии в этническую групп кряшен. На тер. Удмуртии – это субконфессиональная группа елабужских кряшен, компактно проживающих в Алнашском, Граховском и Кизнерском р-нах. Общая их численность в республике составляет 650 чел. (2002 г.). В их языке и фольклоре сохранились древние пласты татарского яз. и устного творчества, но основные черты этнокультурного облика сформировались при взаимодействии с финно-угорским населением Поволжья и Прикамья. Особенно сильно удмуртское влияние прослеживается в материальной культуре: многие традиционные блюда кряшен и удмуртов готовятся одинаково, а их названия созвучны, нац. костюмы и головные уборы кряшен имеют сходство с удмуртскими и бесермянскими, немало общего также в женских нагрудных украшениях. В сфере духовной культуры удмуртских кряшен прослеживается больше параллелей с финно-угорскими народами, нежели с казанскими татарами (фольклор, песни, музыкальные инструменты). В истории чепецких татар христианизация стала фактором дальнейшего развития этногенетических процессов. Политика Русского гос-ва 2-й пол. XVI – XVII вв. лишала их – потомков арских князей – привилегий служилого населения. После 1588 г. юридическая зависимость бесермян от татарских князей ослабла, и к нач. XVIII в. сложились предпосылки для преодоления социального неравенства между татарами и бесермянами. Этому способствовала также единая вера двух народов: к 1744 г. относится первое письменное упоминание о том, что представители обеих групп исповедовали ислам. П.Н. Луппов отмечал, что к кон. XVII в. в местах поселения чепецких татар и бесермян действовало несколько мечетей и нач. школ при них. Документы XVIII в. свидетельствуют уже о широком распространении ислама среди двух народов. В это время увеличилось число брачных связей между татарами и бесермянками. Дальнейшая консолидация татар и бесермян была прервана в период 1725–62 гг., когда произошло к. значительной части бесермян. К 1762 г. 53% бесермян, проживавших в Слободском и Глазовском уездах, уже числились новокрещеными. В условиях сурового администр. контроля за новокрещеными это привело к тому, что с кон. XVIII – нач. XIX вв. крещеные бесермяне значительно отдалились от татар-мусульман и получили условия для более тесного контакта с принявшими крещение удмуртами. Др. часть бесермян осталась верной исламу и начала быстро смешиваться с татарами-мусульманами, существенно пополнив их число. Приняла к. и часть татар. Так, по исследованиям П.М. Сорокина, родоначальники фамилии мурз Деветьяровых (д. Верх. Карино) носили христианские имена; один из Деветьяровых сделал вклад при строительстве Успенского монастыря в Вятке. Однако потомки мурз, вероятно, вновь отпали в ислам, т. к. в нач. XVIII в. Деветьяровых-христиан в Карино уже не было. Тот же процесс имел место в д. Каринский Ниж. Погост: русские имена имели сын (Бажан), внук (Третьяк) и один из правнуков (Семен) основателя фамилии Касимовых – арского князя Касима Газыева, однако все их последующие потомки были мусульманами. Наибольшее число крещеных татар в Слободском и Глазовском уездах фиксируется в период между 4-й и 5-й ген. ревизиями: в д. Каринском Нижнем погосте жили 6 новокряшен муж. п., в д. Иллясово – 1, в Глазовском уезде – 44 в 1782 г. и 60 в 1795 г. В целом процесс к. шел с трудом. На практике многие законоположения нарушались: не исполнялся указ о выселении иноверцев из деревень новокрещеных; принявшие к. продолжали жить в одном доме и вести одно хозяйство со своими родственникамимусульманами; сохранялись семьи, и даже полигамные, христианина и мусульманки. Служители христианского культа сомневались в крепости веры новокряшен, т.к. у многих из них в доме не было икон и т.п. Несмотря на репрессивные меры, мусульмане крепко держались за ислам. В Кестыме бытует легенда о тех страшных временах XVIII в.: мужчины во главе с кестымским муллой, взявшись за руки, образовали большой круг вокруг мечети. Позади них таким же образом встали женщины, за женщинами – дети. Получилось три живых кольца. Тем самым они не дали разрушить мечеть и оказали сопротивление процессу насильственной христианизации. Лит.: Архив СПб. отделения РАН, ф. 811, оп. 1, д. 41, л. 104 об.; ГАКО, ф. 176, оп. 8, д. 7, л. 389–389 об.; д. 14, л. 30 об; ф. 237, оп. 74, д. 152а, л. 1–1 об.; ф. 583, оп. 4, д. 278; Исхаков Д.М. Татаро-бесермянские этнические связи как модель взаимодействия булгарского и золотоордынско-тюркского этносов // Изучение преемственности этнокультурных явлений. – М., 1980, с. 31– 33; Он же. Этнографические группы волго-уральских татар: опыт системного анализа // Этнотерриториальные группы татар Поволжья и Урала и вопросы их формирования. Историко-этнографический атлас татарского народа. – Казань, 2002, с. 78; Касимова Д.Г. Ислам // Религии народов Вятского края: учебносправочное пособие. / Отв. ред. А.Г. Поляков. – Киров, 2009, с. 160–230; Куликов К.И., Шепталин А.А. Кряшены Удмуртии // Феномен Удмуртии. Т. 3, кн. 3. Единство и многообразие этнических мобилизаций: уроки пройденного пути. – М.–Ижевск, 2003; Наказ Слободского уезда, ведомства Казанской Адмиралтейской Конторы, от служилых татар (Каринских князей), 1767 г. июня 20 // Труды Вятской ученой архивной комиссии, 1907. Вып. III – Вятка, 1908, с. 50; Романов Н. Статистический очерк постепенного увеличения населения всех уездов Вятской губернии в последнее столетие // Столетие Вятской губернии, 1780–1880. – Вятка, 1881, т. II, л. 77; Сорокин П.М. Арские князья в Карине // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1895 г. – Вятка, 1896, с. 85–96; Этнотерриториальные группы татар Поволжья и Урала и вопросы их формирования. Историко-этнографический атлас татарского народа. – Казань, 2002, с. 140. Д.К.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009