создателем теории крестьянского (русского) социализма является сторонник ликвидации крепостного права и самодержавия в России А.И. Герцен (1812 – 1870 гг.). Он был убежден, что сельская община («мир») с ее коллективистской трудовой моралью сможет стать зародышем нового и справедливого общества. Герцен выдвинул формулу: «Человек будущего в России – мужик, точно так же, как во Франции работник». По убеждению мыслителя Россия сильно отличалась стала от Запада, т.к. здесь была крестьянская община, в которой все вопросы решались сообща, на мирском сходе, а труд имел совместный характер. В этом смысле крестьянская община представляет собой как бы «инстинктивный коммунизм», и это должно было помочь России избежать буржуазной стадии развития с ее острыми социальными противоречиями (высокая степень эксплуатации наемного труда, безработица, низкий уровень жизни большой части трудящихся и т.д.).
Но, с другой стороны, индивид, по мнению А.И. Герцена, был подавлен общиной, поглощен ею. Поэтому общину следует «оплодотворить» западной наукой и иными достижениями цивилизации – политической свободой, правовыми нормами. Тогда русский социализм станет, по убеждению А.И. Герцена, соединением «храма науки» с «цехом человечества», т.е. с народными массами. Для создания такого социализма потребуется новый человек, способный своим личным участием творить новые отношения, а не слепо копировать чужой опыт и решения. Насилием можно лишь расчистить место для будущего, но никак невозможно создать новое общество. Для этого необходимо развитое народное сознание. «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри… Наша сила, - писал Герцен, - в силе мысли, в силе правды, в силе слова, в исторической попутности».
Теория «крестьянского» социализма носила утопический характер. Позднее на ее основе была создана народническая идеология. (См. схему «Теория русского социализма А.И. Герцена»)