Крестово-купольный храм
Крестово-купольный храм
основной тип восточнохристианского храма, сложившийся в Византии и унаследованный архитектурой Древней Руси. Представляет собой квадратное в плане здание, внутри которого два пересекающихся рукава, перекрытые сводами, образуют крест. В месте пересечения рукавов находятся четыре вертикальные опоры, соединённые арками. На них опирается купол, воздвигнутый на цилиндрическом (реже многоугольном) барабане.
Крестово-купольный храм
архитектурный тип византийского христианского храма, в котором соединились две главные христианские символические формы - крест и круг. Стал складываться в VII - VIII века и получил завершение в IX - Х столетии. Олицетворял идею единства купола - неба и четырехугольной земной поверхности. Поэтому главной деталью конструкции является купол над центром почти квадратного в плане здания, внутри которого пространство поделено стенами или четырьмя массивными столбами в виде вписанного внутрь креста. Концы креста, ориентированные по сторонам света, перекрыты полуцилиндрическими сводами. После IX века такие храмы стали в плане ближе к прямоугольной форме, вытягиваясь с запада на восток. К концу XX века в Херсонесе открыто семь храмов крестово-купольного типа.
Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов
КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ
основной архитектурный тип храмового зодчества в восточном (православном) христианстве. Этот тип храма в своих основных чертах сложился в Византии к V в. Его конструктивная особенность состоит в том, что срединный квадрат пересечения взаимно перпендикулярных свод-чатых рукавов, в плане образующих крест, перекрыт куполом, опирающимся на четыре свободно стоящих столба, соединенных арками. Переходом от арок к бара-бану купола служат паруса. Угловые помещения между рукавами креста перекрываются сводами или небольши-ми куполами. Окончательно сформировавшийся к IX в. крестово-купольный храм варьировался в различных
архитектурных школах. В разных своих вариантах крестово-купольный тип храма получил широкое распространение в церковном зодчестве России, на Балканах, на Кавказе. Несмотря на жесткость христианского канона, храмовое зодчество этих регионов имеет нацио-нальную специфику, многие храмы стали шедеврами мировой архитектуры. К числу последних относятся храм Софии в Киеве, Успенский собор в Московском Кремле и др.
архитектурных школах. В разных своих вариантах крестово-купольный тип храма получил широкое распространение в церковном зодчестве России, на Балканах, на Кавказе. Несмотря на жесткость христианского канона, храмовое зодчество этих регионов имеет нацио-нальную специфику, многие храмы стали шедеврами мировой архитектуры. К числу последних относятся храм Софии в Киеве, Успенский собор в Московском Кремле и др.
КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ
основной тип восточнохристианского храма, сложившийся в Византии и унаследованный архитектурой Древней Руси. Представляет собой квадратное в плане здание, внутри которого два пересекающихся рукава, перекрытых сводами, образуют крест. В средокрестии (месте пересечения рукавов) находятся четыре вертикальные опоры, соединенные арками. На них опирается купол, воздвигнутый на цилиндрическом (реже многоугольном) барабане. Переходом от арок к цилиндрическому основанию барабана служат паруса (перекрытия в форме вогнутых треугольников, напоминающие по форме надутые ветром корабельные снасти) или тромпы (перекрытия в форме сегмента конуса). Угловые пространства между рукавами креста перекрываются сводами или небольшими куполами. Крестово-купольная система в общих чертах сложилась в Византии в 5 в.; окончательно сформировалась в 9–12 вв. В это время, помимо типичных крестово-купольных построек, возводились храмы с куполом, опирающимся на восемь колонн, на две стены и два столба и т. д. Крестово-купольные храмы могли быть как одноглавыми (с одним куполом; храм Покрова Богородицы на Нерли, 1165), так и многоглавыми (25-главая Десятинная церковь в Киеве, 990–96; 13-главый храм Св. Софии Киевской, 1037; пятиглавые Успенский собор во Владимире, 1189, и Успенский собор Московского Кремля, 1475–79).
Центричность крестово-купольного храма, восхождение ввысь его архитектурных объемов зримо выражали символику здания как воплощения Божественного космоса. С 9 в. в Византии, а позднее на Руси была разработана символика троичности (трехчастного деления) архитектурных форм и живописного убранства крестово-купольного храма как по вертикали, так и по горизонтали. В западной части храма располагался нартекс (притвор, преддверие), символизирующий землю. За ним следовала основная, центральная часть – наос, или неф (лат. navis – корабль), помещение для молящихся, символически соединяющее небо и землю и уподобленное спасительному судну в греховном житейском море. Третья, алтарная часть – небо, место пребывания Бога. Так же четко (в отличие от храмов-базилик) проводилось членение по вертикали, которому строго соответствовала система настенных росписей и мозаичного убранства. Верхняя зона – «небо» – включала в себя купола, своды верхнего уровня и конхи (полукруглые перекрытия) апсид; здесь находились изображения Христа, Богоматери и ангелов. Вторая зона – паруса (или тромпы) и верхние части стен, на которых помещали изображения ангелов и апостолов. И, наконец, третья зона – более низкие своды и нижние части стен. На столбах располагали строгие фигуры святых мучеников и воинов – «столпов церкви», подающих благой пример и укрепляющих в вере стоящих рядом людей.
Центричность крестово-купольного храма, восхождение ввысь его архитектурных объемов зримо выражали символику здания как воплощения Божественного космоса. С 9 в. в Византии, а позднее на Руси была разработана символика троичности (трехчастного деления) архитектурных форм и живописного убранства крестово-купольного храма как по вертикали, так и по горизонтали. В западной части храма располагался нартекс (притвор, преддверие), символизирующий землю. За ним следовала основная, центральная часть – наос, или неф (лат. navis – корабль), помещение для молящихся, символически соединяющее небо и землю и уподобленное спасительному судну в греховном житейском море. Третья, алтарная часть – небо, место пребывания Бога. Так же четко (в отличие от храмов-базилик) проводилось членение по вертикали, которому строго соответствовала система настенных росписей и мозаичного убранства. Верхняя зона – «небо» – включала в себя купола, своды верхнего уровня и конхи (полукруглые перекрытия) апсид; здесь находились изображения Христа, Богоматери и ангелов. Вторая зона – паруса (или тромпы) и верхние части стен, на которых помещали изображения ангелов и апостолов. И, наконец, третья зона – более низкие своды и нижние части стен. На столбах располагали строгие фигуры святых мучеников и воинов – «столпов церкви», подающих благой пример и укрепляющих в вере стоящих рядом людей.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007