Крестовые походы

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Крестовые походы
походы (1096–1270) на Ближний Восток (в Сирию, Палестину, Северную Африку), организованные западно-европейскими феодалами и католической церковью под лозунгами борьбы против “неверных” (мусульман), за освобождение гроба Господня и Святой земли в Палестине. В современной литературе их считают предвестниками Великих географических открытий.

Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015

Крестовые походы
захватнические войны, которые в XI-XIII вв. рыцари Западной Европы вели в Палестине, провозгласив их целью освобождение христианских святынь в Иерусалиме. Впоследствии все больше теряли религиозную окраску. В ходе четвертого крестового похода в 1204 г. был взят и разграблен Константинополь. Захват немецкими военно-религиозными орденами Прибалтики в середине XIII в. также относят к числу крестовых походов.

Источник: Краткий исторический словарик

Крестовые походы
инициированные католической церковью военные походы рыцарей-крестоносцев в 1096—1270 гг. на Ближний ВОСТОК (Сирия, Палестина, Северная Африка) под лозунгами «борьбы против неверных» с целью освобождения Гроба Господня и Святой земли (Палестины). При этом Четвёртый Крестовый поход (1202—1204) был направлен против христианской (православной) Византии. В более широком смысле — также и другие походы, провозглашаемые римскими папами, проводившиеся с целями обращения в христианство язычников Прибалтики и подавления еретических и антиклерикальных течений в Европе.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
военно-религиозные экспедиции, проводимые с целью защиты Святых мест, изгнания мусульман из христианских стран, борьбы с ересью, для христианизации язычников. Нашитый на одежду крест был знаком участия в Крестовом походе, этим объясняется происхождение слова «крестоносец». В XI–XIII вв. Крестовые походы совершали на Ближний Восток для отвоевания у турок-сельджуков Гроба Господня, для защиты Иерусалимского королевства крестоносцев. В XIII в. был объявлен Крестовый поход против еретиков-альбигойцев. Крестовые походы против мусульман в Испании завершились в конце XV в. их полным изгнанием. Ведущую роль в организации Крестовых походов играла Римская церковь. Объявление о начале Крестового похода делал сам папа. Крестовые походы были организованы с целью христианизации Прибалтики, против пруссов, венедов, ливов и эстов. Стремление к расширению сферы влияния Католической церкви поддерживалось Крестовыми походами против гуситов (XV в.). В XVI в. энтузиазм папы в деле организации Крестового похода против турок-османов не имел успеха.

Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
походы 1096-1270 гг. на Ближний Восток: в Сирию, Палестину, Северную Африку, организованные западноевропейскими феодалами и католической церковью. Захватнические цепи прикрывались религиозными лозунгами борьбы против «неверных», мусульман, освобождения «гроба господня», «святой земли» — Палестины. 1-й К. П. (1096— 1099 гг.) завершился захватом крестоносцами у сельджуков Иерусалима и образованием Иерусалимского королевства. 2-й (1147 —1149 гг.) по поводу взятия в 1144 г. сельджуками Эдессы и 3-й (1189-1192 гг.) вызван завоеванием в 1187 г. Иерусалима Салах-ад-Дином, были безрезультатны. 4-й К. П. (1202—1204 гг.), организованный по инициативе римского папы Иннокентия III, был направлен, главным образом усилиями венецианского купечества, против Византии, на части территории которой после захвата крестоносцами Константинополя бьгла создана Латинская империя (1 204—1 261 гг.). Последние походы: 5-й (1217-122! гг.), 6-й (1228-1 229 гг.), 7-й (1248-1254 гг.), 8-й (1270 г.) существенной роли не играли. С переходом к мусульманам Акры в 1291 г. крестоносцы полностью утратили свои владения на Востоке. К. П. часто называют также походы немецких феодалов в XII—XIII вв. против славян и других народов Прибалтики, а также Альбигойские войны.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Крестовые походы
Крестовые походы (Crusades), войны И—14 вв., предпринятые во имя освобождения христ. святынь в р-нах Палестины, попавших под власть мусульман (в широком смысле это понятие используют для обозначения любой религ. войны, а также к.-л. обществ, или полит, движения). В ходе К.п. возникли могущественные рыцарские ордена госпитальеров и тамплиеров. 1-й К.п. (1095) был организован папой Урбаном II, к-рый обосновал его необходимость усилением господства турок-сельджуков, препятствующих традиц. паломничеству в Палестину. Папа обещал, что тем, кто будет воевать под христ. знаменами, на небе воздается. Крестоносцы захватили Иерусалим (1099), перебили его население, а затем основали Иерусалимское королевство во главе с Тотфридом Бульонским. 2-й К.п. (1147—49), поводом для к-рого послужило взятие Эдес-сы сельджуками в 1144 г., потерпел неудачу. Кроме того, отношения между крестоносцами, Византией и дружественными мусульм. правителями были испорчены. Во время 3-го К.п. (1189—92), вызванного захватом Иерусалима Саладином (Салах-ад-дином), удалось лишь отбить Акру; в целом он закончился провалом. 4-й К.п. (1202—04) отвечал целям участвовавших в нем венецианцев, к-рые направили крестоносцев на завоевание Константинополя вместо Палестины, что сделало разрыв между зап. и вост. церквами неизбежным; однако нек-рые крестоносцы выиграли от раздела визант. владений и создали в вост. части Византии Латинскую империю (1204—61). Она заменила Византийскую" империю, пока Михаил VIII не отвоевал Константинополь. Более поздние походы организовывались гл. об. на С. Африки, однако были безрезультатными. Падение Акры в 1291 г. покончило с присутствием крестоносцев в Леванте. Во всех К.п., за иск. 6-го (1228—29), крестоносцы проявляли алчность и жестокость. Пестрые по составу армии на пути в Святую землю еще в Европе начинали убивать евреев и христиан. Папство оказалось не в состоянии контролировать огромные силы, предоставленные в его распоряжение. В К.п. принимали участие мн. правители европ. гос-в, такие, как Ри-чард I и Людовик IX. К.п. оказали большое воздействие на европ. рыцарство и в течение мн. веков влияли на лит-ру Европы. В рез-те К.п. усилилась враждебность между христианством и исламом, однако оживились эконом, и культурные контакты, к-рые принесли европ. цивилизации долговременные выгоды.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Крестовые походы
походы в 1096- 1270 гг. на Ближний Восток (в Сирию, Палестину, Северную Африку), организованные западно-европейскими феодалами и католической церковью; захватнические цели Крестовых походов прикрывались религиозными лозунгами борьбы против неверных (мусульман), освобождения Гроба Господня и Святой земли (Палестины). Основную массу крестоносцев составляло разорявшееся рыцарство, а также крупные сеньоры, рассчитывавшие на завоевание богатых стран Ближнего Востока. Тяжелые социально-экономические условия в Западной Европе, усугубившиеся вследствие ряда стихийных бедствий в 11 в. (наводнений, неурожаев, эпидемий), вынуждали отправляться в походы крестьянскую бедноту. Среди религиозно настроенных масс под впечатлением от рассказов многочисленных христианских паломников, возвращавшихся с Востока, утверждалось чувство скорби от жалкой участи святых мест, оказавшихся под властью неверных. Началу походов способствовало и обращение византийского императора Алексея I Комнина к папе Римскому Урбану II за помощью для борьбы против неверных. Первый Крестовый поход был провозглашен в 1095 г. Урбаном II в Клермоне. Он завершился в 1099 г. захватом крестоносцами у сельджуков Иерусалима и образованием Иерусалимского королевства. Власть в Иерусалиме получил Готфрид Бульонский. Второй (1147- 49 гг., повод - взятие в 1144 г. сельджуками Эдессы) и третий (1189- 92 гг., вызван завоеванием в 1187 г. Иерусалима Салах-ад-Дином) были безрезультатны. Второй поход возглавляли французский король Людовик VII и немецкий король Конрад III. Третьим походом руководили германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард I Львиное Сердце. Четвертый Крестовый поход (1202- 04 гг.), организованный по инициативе папы Римского Иннокентия III, был направлен (главным образом усилиями венецианского купечества) против Византии, на части территории которой после захвата крестоносцами Константинополя была создана Латинская империя (1204- 1261 гг.). К 1212 г. относятся крестовые походы детей. Религиозный фанатизм, собравший во Франции толпу детей и взрослых вокруг пастуха Стефана, обернулся для них гибелью во время бури в Средиземном море и продажей части детей в рабство в Египет. Подобная же участь постигла многотысячную толпу детей в Германии, значительная часть которых погибла в дороге (особенно в Альпах). Последние походы - пятый (1217- 21 гг.), шестой (1228- 1229 гг.), седьмой (1248- 54 гг.), восьмой (1270 г.) - существенной роли не играли. С переходом к мусульманам Акры (1291 г.) крестоносцы полностью утратили свои владения на Востоке. Важными последствиями походов для Европы стали значительное развитие средиземноморской торговли, заимствование с Востока ряда технических, хозяйственных и культурно-бытовых достижений.

Источник: Исторический словарь

Крестовые походы
походы на Ближний Восток (в Сирию, Палестину, Сев. Африку), организованные католич. церковью во главе с папством и западноевроп. феодалами в 1096— 1270 гг. Знаменем большинства к.п. были религ. мотивы: борьба против «неверных» (мусульман), освобождение «гроба Господня» и «Святой земли» (Палестины), однако в большинстве своем это были военно-колонизационные мероприятия европейцев на Ближнем Востоке. Начало крестоносному движению положили церк. собор в Клермоне (Франция) в 1095 г. и рим. папа Урбан II. К.п. западноевроп. феодалов предшествовал поход бедноты, который потерпел неудачу в 1096 г. 1-й крестовый поход (1096— 1099) — завоевание крестоносцами богатого г. Эдессы (в Сев. Месопотамии), где в 1098 г. было основано первое государство крестоносцев — графство Эдесское во главе с Балдуином Фландрским (предводитель нормандских рыцарей из Фландрии). Основные силы крестоносцев осадили и взяли крупный и хорошо укрепленный г. Антиохию (Сев. Сирия). Здесь было основано второе государство крестоносцев — княжество Антиохийское во главе с князем Боэмундом Тарентским (предводитель нормандских рыцарей Юж. Италии). Завершился поход в 1099 г. захватом крестоносцами у сельджуков Иерусалима и образованием Иерусалимского королевства. Также было образовано графство Триполи, зависимое от Антиохии. Поводом для 2-го крестового похода (1147— 1149) было взятие в 1144 г. сельджуками Эдессы. Его главный вдохновитель — аббат Бернар Клервоский (известный деятель католицизма). Поход, возглавляемый фр. королем Людовиком VII и герм, королем Конрадом III, потерпел неудачу. нем. рыцари были разбиты сельджуками в Малой Азии, осада фр. крестоносцами Дамаска завершилась безуспешно. Взятие в 1187 г. Иерусалима Салах-ад-Дином вызвало 3-й крестовый поход (1189—1192). В нем участвовали феодалы Германии, Франции и Англии. Руководили им герм, император Фридрих I Барбаросса и короли Филипп II Август (Франция) и Ричард I Львиное Сердце (Англия). Попытка вернуть Иерусалим не увенчалась успехом. Крестоносцам удалось лишь сохранить прибрежную полосу от Тира до Яффы. Столицей Иерусалимского королевства стала Акра. 4-й крестовый поход (1202—1204), организованный по инициативе рим. папы Иннокентия III, первоначально был направлен против Египта, но (усилиями главным образом венецианского купечества) завершился разгромом Визант. империи, на части территории которой после захвата Константинополя крестоносцами была создана Латинская империя (1204—1261). В 1261 г. никейский император Михаил VIII Палеолог при помощи Генуи овладел Константинополем и восстановил Византию (но не в былом ее величии). 5-й крестовый поход (1217—1221) был также направлен против Египта, но потерпел неудачу. 6-й крестовый поход (1228—1229) возглавил герм, император Фридрих II. Используя войну Египта с Дамаском, ему удалось получить на время Иерусалим и некоторые города в Палестине, однако в 1244 г. мусульмане снова захватили Иерусалим. 7-й крестовый поход (1248—1254), направленный против Египта, и 8-й (1270, в Тунис), возглавляемые фр. королем Людовиком IX, закончились полной неудачей. Попытка Франции утвердиться в Сев. Африке потерпела крах. Первоначально сам король попал в плен и был выкуплен, а во время последнего похода он умер. С переходом к мусульманам Акры (1291) крестоносцы полностью утратили свои владения на Ближнем Востоке.
Лит.: Заборов М.Л. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977; Заборов МЛ. Крестоносцы на Востоке. М., 1980.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
захватнич. войны зап.-европ. феодалов, проводившиеся в 1096-1270 по почину католич. церкви под лозунгом освобождения христ. святынь в Палестине из-под власти мусульман. Участники К. п. - крестоносцы - обычно нашивали на одежду знак креста, символизировавший их благочестивые намерения (отсюда и назв. самих войн - "К. п."). Предпосылками К. п. послужили социально-экономич. сдвиги в Зап. Европе в 10-11 вв. (прежде всего развитие городов и товарно-ден. отношений), приведшие к увеличению расходов правящего класса и в конечном итоге толкнувшие его на путь завоеваний. Феодалов особенно привлекали экономически высокоразвитые страны Бл. Востока, дорога в к-рые была издавна проложена странств. купцами и паломниками. Поводом для вторжения в область Вост. Средиземноморья явилось нашествие мусульм. кочевпиков, турок-сельджуков, захвативших в последней трети 11 в. многие визант. владения, а также Иерусалим, "священный город" христианства. Византия обратилась на З. за воен. помощью против сельджуков.

Воспользовавшись этим, католич. церковь, стремившаяся разжечь религ. фанатизм, с тем чтобы упрочить свое влияние, развернула проповедь К. п. во имя спасения "гроба господня" в Иерусалиме из рук "неверных" и ради оказания поддержки вост. христианам. Т. о. агрессивные устремления феод. рыцарства получили религ. санкцию и прикрытие. Идейным вдохновителем и непосредств. организатором К. п. выступило папство, добивавшееся укрепления и расширения своей власти путем создания на В. владений, подконтрольных апостольскому престолу, в т. ч. подчинения Риму православной церкви. За 175 лет состоялось 8 больших К. п. на В. и множество сравнительно мелких завоеват. предприятий. В первых К. п. наряду с феодалами участвовала также крестьянская беднота, искавшая в заморских землях избавления от феодального гнета и от нищеты. Однако, убедившись в бесперспективности своих попыток, крестьянство со 2-й половины 12 в. отошло от движения, и К. п. приобрели чисто феодальный характер. 1-й К. п., провозглашенный в Клермоне папой Урбаном II в 1095 и собравший под свои знамена примерно 100 тыс. участников, гл. обр. французов, завершился захватом в 1099 крестоносцами Иерусалима, к-рый стал столицей осн. ими Иерусалимского королевства. 2-й К. п. (1147-1149), поводом к к-рому явилось взятие Эдессы сельджуками в 1144 и который возглавили франц. король Людовик VII и нем. король Конрад III, потерпел неудачу. Провалом закончился и 3-й К. п. (1189-92), вызванный завоеванием Иерусалима в 1187 Салах-ад-дином. Походом предводительствовали герм. имп. Фридрих I Барбаросса, франц. король Филипп II Август и англ. король Ричард I Львиное Сердце. Важнейшими причинами неудач крестоносцев в 12 в. были нараставшие противоречия между зап.-европ. гос-вами, устремлявшимися в Средиземноморье (что порождало конфликты среди самих крестоносцев), а также между этими гос-вами и Византией. 4-й К. п., организованный в 1199 папой Иннокентием III, привел к разгрому и завоеванию франц., нем., итал. крестоносцами христ. городов: Задара в Далмации (1202) и Константинополя (1204) - столицы Византии. На части терр. уничтоженной Византии завоеватели создали Латинскую империю. События 1202-04 ярко продемонстрировали грабительский характер К. п.: мниморелиг. цели крестоносцев были здесь открыто принесены в жертву их завоеват. стремлениям. Следствием пагубного влияния религ. фанатизма явились детские К. п. 1212, приведшие к гибели десятков тыс. детей. Остальные К. п. (5-й - 8-й) носили откровенно завоеват. характер. 5-й К. п. (против Египта) в 1217-21 был безрезультатным. Итогом 6-го К. п. (1228-29), возглавленного герм. имп. Фридрихом II, было врем. возвращение христианам Иерусалима (по мирному договору с егип. султаном в 1229); однако в 1244 город вновь был отвоеван мусульманами. 7-й (1248-54) и 8-й (1270) К. п., направленные в Сев. Африку (Египет и Тунис) и предводительствуемые франц. королем Людовиком IX Святым, потерпели полную неудачу.

К. п. сопровождались бессмысленным истреблением миллионов людей и вызвали огромные материальные потери в самой Европе, для к-рой имели в целом отрицат. последствия. Правда, в 12-13 вв. получила значит. развитие средиземноморская торговля, гл. обр. итал. и южнофранц. купечества, воспользовавшегося своими привилегиями в Иерусалимском королевстве для собств. обогащения. Однако основой роста левантийской торговли был достигнутый в тот период общий экономич. прогресс европ. стран, а отнюдь не кровавые войны за "гроб господень", к-рые сами по себе наносили урон нормальным коммерч. связям Европы с Левантом. Недаром в 13 в. южноевроп. купцы все больше уклонялись от участия и поддержки крестоносных экспедиций, предпочитая мирным путем добиваться более выгодных торг. соглашений с мусульм. гос-вами, нежели прибегать к содействию воен. сил крестоносного рыцарства. С Востока в период К. п. был перенят ряд технич., хоз., культурных и бытовых достижений. Но в этих областях воздействие К. п. не было ни решающим, ни внесшим что-либо принципиально новое в общую эволюцию зап.-европ. феод. общества. Что касается Востока, то К. п. причинили вост. странам непоправимый ущерб. Народам Востока пришлось вынести все ужасы иноземных нашествий, разорения и угнетения со стороны феодалов Запада.

В 12-13 вв. идея К. п. использовалась католич. церковью для освящения захватнич. войн нем. рыцарства против прибалт. и слав. народов, для организации карательных экспедиций против альбигойцев, штедингов, позднее - гуситов. В новое и особенно новейшее время идея К. п. неоднократно поднималась на щит врагами социализма и коммунизма. Папа Пий XI в 1930 провозгласил К. п. против СССР. Свой разбойничий план нападения на Сов. Союз гитлеровцы назвали "планом Барбароссы". Пий XII освящал агрессивные замыслы империалистов, призывая действовать так, как действовали крестоносцы. Лозунг К. п. и по сей день занимает видное место в духовном арсенале антикоммунизма. Он широко практикуется в пропаганде империалистич. реакции, амер.. "бешеных", зап.-герм. реваншистов, противников мирного сосуществования из среды церковников США, ФРГ и др. зап. стран.

Начало изучению истории К. п. положили хронисты и историки 11-13 вв., трактовавшие К. п. как "деяния божьи", осуществленные оружием крестоносцев. В период Реформации и Контрреформации историки-протестанты осуждали К. п., считая их порождением властолюбия папства (англ. ученый Т. Фуллер, нем. Г. Арнольд); католич. авторы, напротив, рассматривали К..п. как религ.-героич. эпопею, а деятельность папства расценивали как его заслугу перед человечеством (франц. историки П. Утреман, Л. Мембур). Историки и философы Просвещения видели в К. п. гигантское переселение народов, вызванное фанатизмом и мракобесием и повлекшее за собой ненужные жертвы и расходы. Нек-рые из просветителей при этом, впадая в преувеличение, отмечали и прогрессивное значение К. п. (англ. - У. Робертсон). Романтич. историография 1-й трети 19 в. (франц. историки III. д´Айкур, Ж. Мишо, нем. историк Ф. Вилькен) крайне идеализировала К. п. и переоценивала их влияние на развитие обществ.-экономич. жизни и культуры Зап. Европы. Основанное на критич. пересмотре источников изучение К. п. развернулось с 40-х гг. 19 в., когда вышла монография нем. ученого Г. Зибеля "История первого крестового похода" (1841). Позднее, в период "Культуркампфа", и Зибель, и др. нем. историки-позитивисты протестантского толка (Г. Хагенмейер, К. Клайн и др.) развенчали мн. легенды, созданные вокруг 1-го К. п. католич. традицией, проложив путь к установлению достоверных фактов его истории. Объективно той же цели служили исследования ряда франц. ученых последней трети 19 в., хотя в их трудах гораздо отчетливее сказывались консервативно-клерикальные тенденции. Важное значение имела публикация многотомного "Recueil des historiens des croisades", завершенная в 1906, a также издат. деятельность осн. в 1875 П. Рианом "Об-ва Лат. Востока" с журн. "Revue de L´Orient latin". В работах мн. историков этого периода было высказано немало реалистич. наблюдений о причинах, ходе событий, социально-политич. содержании и результатах К. п. (нем. ученые В. Хейд, В. Хольцман, В. Норден, франц. - Ж. Тессье, П. Риан и др.), были созданы и интересные обобщающие работы (нем. историк Б. Куглер, австр. историк Р. Рерихт и др.). Наряду с зап.-европ. учеными ценный вклад в разработку истории К. п. внесли рус. византинисты и медиевисты (В. Г. Васильевский, Ф. И. Успенский, Ф. Я. Фортинский, П. В. Безобразов). В эпоху империализма идеологи буржуазии пытались почерпнуть в истории К. п. аргументы для оправдания колониальных захватов великих держав на Востоке и найти материал для обработки в церк.-религ. духе широкого обществ. мнения. Зап.-европ. (в т. ч. католич.) авторы соперничали друг с другом в доказательствах активного участия в К. п. народов своих стран, прославляли деятельность военно-монаш. орденов и папства, приукрашивали социальные порядки в гос-вах крестоносцев (франц. историки Ж. Лоньон, Э. Деларюэль, Л. Брейе, англ. - У. Стивенсон и др.). Рус. историки использовали факты истории К. п. для оправдания политики царизма в вост. вопросе (А. Попов, Ф. И. Успенский). Апологетика К. п. с наибольшей силой сказывается в новейшей бурж. историографии, представители к-рой уделяют особое внимание изучению "идеологии" К. п., рисуют их как "высокое" и "благородное" по своим мотивам движение, подчеркивают значение "европ. единства" в К. п., превозносят К. п. как фактор прогрессивного развития не только Зап. Европы, но и ближневост. стран (нем. ученый А. Ваас (ФРГ), франц. - Р. Груссе и П. Руссе, амер. - П. У. Топпинг, Дж. Брандейдж, А. С. Этайя). Лишь небольшая часть зап.-европ. ученых продолжает разрабатывать историю К. п. с реалистич. позиций (франц. историки П. Лемерль, Ж. Ришар, англ. - С. Рансимен, Р. Смэйл и др.). Важные результаты достигнуты в последние годы лишь в изучении источников и в составлении библиографии К. п. (нем. историки Л. Бем, Г. Э. Майер (ФРГ), амер. - А. С. Этайя и др.). Недавно включившиеся в исследование К. п. историки Ближнего и Среднего Востока уделяют большое внимание разоблачению грабительского характера этих войн (егип. историк Мухаммед Хусейн-Ала и др.). Подлинно науч., осн. на марксистско-ленинской методологии изучение К. п. осуществляют сов. и зарубежные историки-марксисты (болг. ученые Б. Примов, П. Петров, П. Лишев, польск. - Т. Рослановский, Э. Вернер из ГДР, рум. - И. Грамада, франц. - К. Каэн). В их трудах вскрываются социально-экономич. и политич. предпосылки К. п., выявляется захватнич., военно-колонизац. сущность К. п., раскрывается истинная подоплека проповеднич. и организаторской деятельности католич. церкви, отмечается пагубное воздействие К. п. на общий ход ист. развития Запада и Востока.

Лит.: Заборов М. A., Крестовые походы, М., 1956; его же, Папство и крестовые походы, М., 1960; Петров П. Хр., Борбата на българския народ против латинските нашественици, С, 1960; Gramada I., Cruciadele, (Buc), 1961; S?bel H., Geschichte des ersten Kreuzzugs, D?sseldorf, 1841; R?hricht R., Geschichte des ersten Kreuzzuges, Innsbruck, 1901; Runciman St., A history of the Crusades, v. 1-3, Camb., 1951-54; Setton K., Baldwin M. W. (ed.), History of the crusades, v. 1, Phil., 1955; Waas A., Geschichte der Kreuzz?ge, Bd 1-2, Freib., 1956; Rousset P., Histoire des croisades, P., 1957; Brundage J., The Crusades, Milwaukee, 1962. Подробную библ. см.: Mayer, H. E., Bibliographie zur Geschichte der Kreuzz?ge, Hannover, 1960; Atiya A. S., The crusade: historiography and bibliography, (Bloomington), 1962.

M. А. Заборов. Москва. —***—***—***—

Первый крестовый поход (1096-1099 гг.)
крестовые пох 1

Крестовые походы в XII - XIII вв.
крестовые пох 2

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Крестовые походы
в широком значении — воен. действия ср.-век. европ. рыцарства, которые велись по инициативе и при поддержке Римских пап и имели рел. мотивы: войны против захватчиков-мусульман (мавров, сарацин, турок), язычников (пруссов, вендов) и участников еретических движений ( альбигойцев, гуситов), а также против полит. антагонистов Римских пап (англ. короля Иоанна Безземельного, имп. Фридриха II и его наследников); в узком значении — воен. кампании, которые велись с кон. XI до кон. XIII в. с целью освободить от мусульм. владычества Св. Землю, в т.ч. Гроб Господень и др. места в Палестине, связанные с жизнью Иисуса Христа.
Реконкиста на Пиренейском п-ове
К кон. VIII в. мусульмане завоевали Пиренейский п-ов (Испания). Ответной реакцией христ. Европы была т.н. Реконкиста, продолжавшаяся с VIII по XV в., в ходе которой родилось понятие «священной войны», т.е. войны, которая не просто признавалась справедливой, но трактовалась как рел. долг. Это привело к освящению рыцарского звания, поскольку долгом рыцаря с этого времени стала не только защита слабых и угнетенных, но и защита веры. Исп. христиан поддерживали рыцари др. земель, прежде всего Франции, приток которых значительно увеличился после воззваний Папы Александра II в 1063 и Папы Урбана II в 1091, а особенно после IV Латеранского собора (1215), приравнявшего Реконкисту к К.п. в Св. Землю. Благодаря объединению вооруженных сил уже к 1266 центр. и зап. области Пиренейского п-ова были освобождены от мусульман. Многовековая Реконкиста закончилась в 1492 взятием Гранады.
К.п. в Св. Землю
К.п. на Ближний Восток совершались в 1096–1270. Участие в них принимали рыцари всего христ. Запада, несмотря на острые противоречия между Свящ. Рим. империей и папством и между дух. и светской властью вообще. Участники походов назывались крестоносцами, т.к. они носили нашитый на одежду крест.
Некоторые крестоносцы руководствовались не только религиозными, но и др. мотивами, в т.ч. стремлением к наживе и приключениям. Для многих участие в К.п. было новой формой паломничества — с мечом в руке. Рел. жизнь после Григорианской реформы необычайно оживилась, что увеличило и без того мощный наплыв паломников в Св. Землю. О массовости этого движения в XI в. может свидетельствовать такой факт: в 1065 в паломничество из Бамбергского епископства отправилось ок. 12 тыс. чел. Связь христиан со Св. Землей не прервалась ни после того, как в 638 Палестину заняли арабы, ни после установления там владычества халифов из рода Фатимидов (969). Ситуация изменилась только в 1070–71, когда эти земли перешли в руки турок-сельджуков, убивавших и грабивших христ. паломников.
Завладев Палестиной, турки в XI в. создали смертельную угрозу для Византии. Непосредственным поводом для организации I К.п. под девизом освобождения Гроба Господня была просьба о воен. помощи против турок, обращенная к Папе Урбану II визант. имп. Алексеем I Комнином (годы правления — 1081–1118). Папа на Клермонском соборе 27.11.1095 призвал зап. христиан к освобождению святых мест. Кроме индульгенций для участников К.п. Церковь гарантировала опеку над оставшимися на родине семьями участников похода и их имуществом.
Среди многих, часто спонтанных, вооруженных выступлений, в которых участвовали массы горожан и крестьян, традиционно выделяют 7 крупномасштабных организованных К.п., хотя реально прибытие рыцарей в Палестину и боевые действия не прерывались и в промежутках между ними.
В I К.п. (1096–99) участвовали ок. 300 тыс. крестоносцев, в т.ч. знаменитые рыцари Раймунд Тулузский, Готфрид Бульонский, брат франц. короля Филиппа I Гуго из Вермандуа. Когда крестоносцы прибыли в Константинополь, непосредственная угроза Византии со стороны турок уже миновала, и визант. император, опасаясь теперь самих крестоносцев, постарался побыстрее отправить их в Сирию и Палестину, снабдив всем необходимым для ведения боевых действий. Крестоносцы пообещали императору, что завоеванные ими земли будут считаться находящимися в вассальной зависимости от Византии. Поход закончился успешно: был взят Иерусалим (1099), создано Иерусалимское королевство (1100), в Антиохии возник лат. патриархат и ряд епископств и аббатств.
Усилившийся натиск турок стал причиной II К.п. (1147–49); большую роль в его организации сыграли проповеди Бернарда Клервоского. В походе принимали участие франц. король Людовик VII и имп. Свящ. Рим. империи Конрад III. Однако поход закончился неудачей: крестоносцам не удалось расширить контролируемую христианами терр. в Палестине.
В XII в. в Св. Земле возникли первые рыцарские ордена: в 1113 — Орден иоаннитов, изначально занимавшийся только помощью паломникам и больным; в ходе II К.п. был создан Орден тамплиеров; в 1190 — Тевтонский орден.
В 1187 егип. султан Саладин (Салах-ад-Дин) захватил Иерусалим. В руках крестоносцев осталось лишь неск. прибрежных городов. Был организован III К.п. (1190–92), в котором приняли участие имп. Фридрих I Барбаросса, франц. король Филипп II Август и англ. король Ричард I Львиное Сердце. Чтобы собрать средства для организации похода, все христ. население было обложено податью (т.н. саладинская десятина).
Отсутствие своего флота, а также отказ Генуи перевезти войско в Палестину стали причиной обращения участников IV К.п. (1202–04) к др. морской державе — Венеции, которая воспользовалась этим для своих полит. целей. Сначала венецианцам удалось направить часть крестоносцев на завоевание г. Задар в Далмации, который в то время вышел из-под контроля Венеции, перейдя во владение Венгрии: завоевание Задара состоялось, несмотря на то что Папа Иннокентий III угрожал отлучением тем, кто примет в нем участие. Следующей целью венецианцев стал Константинополь. Для убеждения крестоносцев в необходимости его завоевания была выдвинута благородная цель — помощь бежавшему в Германию визант. принцу Алексею IV Ангелу, сыну свергнутого имп. Исаака II Ангела. Алексей Ангел склонил крестоносцев за большую сумму денег вернуть ему Константинополь, пообещав при этом принять унию с Римом. Одним из самых рьяных сторонников похода был венецианский дож Энрико Дандоло, которого 30 годами ранее ослепили на аудиенции у визант. императора. Иннокентий III отговаривал крестоносцев от похода на Константинополь; однако IV К.п. все же направился в Византию, и Константинополь, обороняемый наемниками, вскоре сдался. Константиноп. трон был возвращен Исааку II, соправителем стал его сын Алексей IV. Крестоносцы расположились в окрестностях города в ожидании выполнения визант. стороной условий договора. Однако Алексей IV отказался выплачивать крестоносцам обещанную сумму и дважды пытался сжечь их флот. В это время в Константинополе началось восстание плебса, который выдвинул на императорский трон Николая Канава, короновав его в храме Св. Софии. Восстание было подавлено протовестиарием Мурцуфлом, которого после этого аристократия провозгласила императором под именем Алексея V Дуки. Последний обманным путем захватил Алексея IV и приказал его задушить; в это же время умер и Исаак II. Алексей V заявил, что уничтожит крестоносцев, однако они победили войско узурпатора и овладели столицей. В ночь штурма Константинополя, когда Алексей V бежал, часть аристократии провозгласила императором Феодора Ласкариса, но в ту же ночь и он бежал в Никею. Почти все богатые жители также покинули город, который крестоносцы подвергли разграблению. В сложившейся ситуации отсутствия к.-л. легитимной власти императором был провозглашен Балдуин Фландрский, а на завоеванной крестоносцами визант. территории основана Лат. империя.
Папа Иннокентий III резко осудил разграбление Константинополя и его христ. храмов, а также негативно отнесся к проведенному крестоносцами избранию венецианца Фомы Морозини патриархом Константинополя, не признал его патриархом и потребовал его прибытия в Рим. Тем не менее после встречи с Фомой Морозини Иннокентий III изменил свою точку зрения и утвердил его на Константиноп. кафедре, ошибочно расценив полит. обстановку как благоприятную для восстановления единства Римской и Константиноп. Церквей. Это положило начало лат. Константиноп. патриархату, что не только не способствовало восстановлению единства, но еще более углубило существовавшие противоречия.
Последующие К.п. были нацелены непосредственно на Египет, где находилась резиденция султанов, контролировавших Палестину. V К.п. (1217–21) вначале сопровождался некоторыми успехами: египетский султан даже предложил крестоносцам мир, условия которого включали возвращение Иерусалима. Однако этот договор был отклонен: с точки зрения крестоносцев, с мусульманами следовало не заключать мир, а продолжать войну. В итоге поход окончился безрезультатно.
Экспедиция имп. Фридриха II (1228–29), не числящаяся в традиционном списке семи К.п., тем не менее дала ощутимый результат — было заключено 10-летнее перемирие с егип. султаном, во время которого Иерусалим принадлежал крестоносцам; однако по окончании перемирия они не смогли удержать его, и в 1244 он был утрачен для них навсегда.
Во главе VI (1248–54) и VII (1270) К.п. стоял франц. король Людовик IX Святой; оба похода окончились безрезультатно. В XIII в. рыцарские ордена перенесли свое местопребывание с Ближнего Востока на др. территории. Это можно считать окончанием организованных К.п.
Т.о., многолетняя борьба с участием сотен тысяч рыцарей и огромными организационными затратами принесла кратковременные и более чем скромные полит. и воен. результаты. Причинами этого были удаленность мест боевых действий от Европы, трудности в формировании постоянного воинского контингента (рыцари в осн. приезжали на ограниченный срок, необходимый для исполнения их рел. обетов), раздоры в среде крестоносцев, противоречия между западноевроп. гос-вами и Византией и др. Кроме того, постепенно угасала вера в смысл и христ. характер К.п., поскольку сопутствовавший им рел. дух вытеснялся иными мотивами, порой К.п. сопровождались злоупотреблениями, погромами в местах продвижения войск. К.п. не принесли ожидаемого освобождения Св. Земли и углубили раскол с Константиноп. Церковью. Кроме того, они утверждали идею применения оружия в делах веры. В то же время результатами К.п. стало развитие торговли между Востоком и Западом, большее осознание единства народов Зап. Европы, знакомство с мусульм. миром и, как следствие этого, распространение новых влияний в искусстве и науке, новых ремесел, предметов быта, видов оружия и т.п.
Идея К.п. сохранялась в призывах к борьбе с тур. агрессией, которая еще долгое время угрожала Европе. После того как турки подчинили себе Сербию, а затем Болгарию, был организован общеевроп. К.п., впечатляющий по масштабам, однако закончившийся полным поражением в битве под Никополем в 1396. Не увенчалась успехом и битва под Варной (1444), однако войскам крестоносцев удалось остановить наступление турок на Центр. Европу, одержав победу под Белградом в 1456.
К.п. в Прибалтику
Во время подготовки II К.п. было решено, что часть крестоносцев отправится против язычников (полабских славян, пруссов и литовцев), поскольку все предыдущие попытки христианизации северо-вост. терр. Европы оказались неудачными. Возглавили поход нем. князья и маркграфы, участие в нем приняли рыцари из Германии, Моравии и Польши. Однако К.п. против полабских славян не принес больших результатов. Цель христианизации в ходе К.п. была неотделима от цели завоевания; впрочем, говорить о реализации этих целей можно только начиная с XIII в. Слав. племена сражались не только за свою полит. независимость, но и против насильственной христианизации. Некоторые слав. князья принимали христианство, но такие шаги были продиктованы не рел. убеждениями, а сиюминутными полит. интересами, поэтому не приносили прочных результатов.
Еще одним языческим анклавом, где с давних пор попытки миссион. деятельности чередовались с воен. походами, была Пруссия и земли, расположенные к северо-востоку от нее. К активной христианизации земель Прибалтики призвал крестоносцев еп. Альберт Рижский. С этой целью в 1202 он основал рыцарский Орден меченосцев (Ливонский орден) и с его помощью, под лозунгом К.п., овладел частью совр. Латвии и Эстонии. В 1228 Тевтонский орден перенес свою резиденцию в Прибалтику, и с этого момента его гл. целью стало завоевание прибалтийских земель, т.е. процесс христианизации здесь проходил параллельно с нем. колонизацией.
К.п. против участников еретических движений
В сер. XII в. в Европе активизировались гетеродокс. движения. Предпринимавшиеся попытки противостоять их распространению не давали особых результатов. Ни усилия проповедников, ни применение церк. наказаний, ни даже угроза изгнания и конфискации имущества (меры, введенные светскими властями) не смогли склонить гетеродокс. группы к признанию церк. учения и иерархии. После убийства папского легата Петра из Кастельно Папа Иннокентий III в 1208 провозгласил К.п. в Юж. Франции против альбигойцев. Участники этой вооруженной борьбы пользовались теми же привилегиями, что и крестоносцы, отправлявшиеся в Палестину. Жестокая война продолжалась 20 лет (1209–29), в ней приняли участие прежде всего бароны и рыцари Сев. Франции, воодушевленные не только желанием искоренения ереси, но и надеждой получить новые земли в богатых юж. провинциях. Война закончилась покорением альбигойцев, принеся при этом большие человеч. жертвы.
Другой К.п. был направлен против общественно-рел. движения гуситов в Чехии (с 1420). Первое время крестоносцы терпели поражения; только распри и споры в лагере гуситов привели к разгрому их радикального крыла (таборитов); умеренное крыло гуситов, чашники, добились легализации своего существования в Чехии.
Общая оценка К.п.
В ист. контексте Реконкисту и К.п. в Св. Землю следует рассматривать прежде всего как защиту от агрессии со стороны мусульм. мира. Европ. об-во по праву защищало ценности, которые лежали в основе его создания.
Если же говорить о К.п. с целью христианизации определенных терр., то в целом насильственные методы евангелизации несовместимы с христ. учением. В Прибалтике христианство навязывалось силой, а К.п. были предлогом для полит. завоеваний, хотя нельзя не признать, что христианизация ускорила процесс приобщения прибалтийских народов к европ. цивилизации.
Источн.: Робер де Клари. Завоевание Константинополя. М., 1986; Жоффруа де Вилардуэн. Завоевание Константинополя. М., 1993; Матузова В.И., Назарова Е.А. Крестоносцы и Русь: Конец XII в. — 1270 г.: Тексты, перевод и комментарии. М., 2002.
Лит-ра: Мишо Ж.Ф. История Крестовых походов. СПб., 1822–35. 5 т. (М., 1999); Добиаш-Рождественская О.А. Крестом и мечом: Приключения Ричарда I Львиное Сердце. М., 1991; Она же. Эпоха крестовых походов. М., 2003; Молрисон С. Крестоносцы / Пер. Е.В. Морозовой. М., 2003; Grousset R. Histoire des croisades. P., 1934–36. 3 t.; Runciman S. A History of the Crusades. C., 1951–54. 3 vol.; Kahl H.D. Zum Geist der deutschen Slawenmission des Hochmittelalters // Zeitschrift fЯr Ostforschung 2 (1953); Huici A. Las grandes batallas de la Reconquista durante las invasiones africanas. Ma., 1956; Waas A. Geschichte der KreuzzЯge. Fr., 1956. 2 Bd.; Morisi A. La guerra nel pensiero cristiano dalle origini alle crociate. Fi., 1963; Benninghoven F. Der Orden der SchwertbrЯder. KЪln–Graz, 1965; Mayer H. Geschichte der KreuzzЯge. KЪln, 1968; ьowmiafski H. PoczИtki i rola polityczna zakonЧw rycerskich nad BaЄtykiem w wieku XIII i XIV // Polska w okresie rozdrobnienia feudalnego / ...Red. H. ьowmiafski. WrocЄaw, 1973; Kosman M. Drogi zaniku pogafstwa u BaЄtЧw. WrocЄaw, 1976; RottenwЪhrer G. Der Katharismus. Bad Honnef, 1982. 2 Bd.; Richard I. The Crusades. C.–NY., 1999, p. 1071–1291; Hindley G. The Crusades: A History of Armed Pilgrimage and Holy War. NY., 2003.
о. И. Фокчиньский
см. Альбигойский крестовый поход, Восьмой крестовый поход, Второй крестовый поход, Первый крестовый поход,Четвертый крестовый поход, Третий Шведский Крестовый поход, Третий крестовый поход, Северные крестовые походы

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
593.39 кб

Даниил Галицкий и крестовый поход в Пруссию

Майоров Александр Вячеславович
Вопреки распространенному в литературе мнению, будто в союзе с Римом Даниил искал лишь помощи против татар и согласился на унию, только когда получил необходимые заверения в этом, мы приходим к выводу, что от сближения с Западом г
Читать PDF
4.36 мб

Третий крестовый поход и Киликийская Армения

Тер-Гевондян Ваан Арамович
В данной статье рассматривается политическая позиция Киликийской Армении (1190 г) в условиях противостояния участников третьего крестового похода и Аййюбидского султаната.
Читать PDF
393.30 кб

Четвертый крестовый поход и сельджуки Малой Азии

Запорожец Владимир Михайлович
В статье анализируются причины и последствия четвертого крестового похода.
Читать PDF
211.56 кб

«Крестовые походы» И. Г. Гамана против Просвещения

Гильманов В. Х.
Читать PDF
70.71 кб

Тема Крестовых походов в творчестве А. Н. Муравьева

Моклецова Ирина Васильевна
Статья посвящена теме Крестовых походов в творчестве А.Н. Муравьева, соединившего древнерусские оценки и представления с концепциями культуры Нового времени.
Читать PDF
284.20 кб

Крестовые походы за Р. Нарву в xiii В. : планы и их реализация

Назарова Евгения Львовна
Читать PDF
131.83 кб

Мотив чистого/нечистого в нарративе хронистов Первого крестового похода

Минин Станислав Александрович
The article analyzes the use of the idea of sacrums ambivalence in designing the First Crusade chronicles narrative dynamics.
Читать PDF
261.92 кб

Миф и реальность в романе К. Воннегута «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей»

Нефёдов В. А.
В статье прослеживается трансформация библейского мифа об Иисусе Христе в романе «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей», анализируется связь этого мифа с исторической реальностью (бомбежка Дрездена в ходе Второй мировой вой
Читать PDF
732.47 кб

Францисканские рукописи эпохи крестовых походов: встреча Франциска Ассизского с султаном Египта

Самарина М. С.
Статья посвящена периоду крестовых походов. Автор анализирует документы Францисканского ордена, в кото­рых упоминается о знаменитом путешествии Франциска Ассизского на Восток и его встрече с султаном Египта.
Читать PDF
130.65 кб

Использование идеи нового крестового похода в ходе Неаполитанской экспедиции Карла VIII (1494-1495)

Наумов Андрей Владимирович
Рассматривается использование идеи организации нового крестового похода против турок при подготовке и осуществлении Неаполитанской экспедиции Карла VIII (1494-1495).
Читать PDF
229.81 кб

2009. 04. 026. Маккласки Ф. Торговля прежде крестового похода? Франция, Османская империя и пираты-в

Бабенко О. В.
Читать PDF
415.47 кб

Образ татаро-монголов Золотой Орды и Ильханов в сочинениях пропагандистов крестовых походов (конец х

Николов Александер Николов
К концу XIII века, когда татаро-монголы были уже хорошо известны в латинской Европе, некоторые эксперты по делам Ближнего Востока пытались определить точное место татар Золотой Орды и Ильханов в сложном геополитическом комплексе,
Читать PDF
67.26 кб

Первый крестовый поход и его последствия для чешских евреев: по «Богемской хронике» Козьмы пражского

Новикова Анна Александровна
Данная статья посвящена еврейским погромам, сопровождавшим Первый крестовый поход и сыгравшим ключевую роль в изменении отношений между христианами и евреями. В еврейской истории лето 1096 г.
Читать PDF
92.05 кб

2002. 04. 020. КоэнС. Провал крестового похода: США и трагедия посткоммунистической России. М. : АИР

Соломатина В. М.

Похожие термины:

  • I Крестовый поход

    объявлен папой Урбаном II, дпя того чтобы разрядить воинственную энергию феодалов. Но рыцарей опередило пешее ополчение под водительством Петра Пустынника, которое почти все было перебито турками
  • II Крестовый поход

    объявлен Бернаром Клервосским, после того как перед лицом крестоносной угрозы разрозненные мусульманские княжества объединились и перешли в контрнаступление. Вожди похода Людовик VII Французски
  • IV Крестовый поход

    был последним из крупных походов. Рыцари не имели денег, чтобы напасть на Иерусалим с моря, и согласились сначала завоевать для Венеции город Задар, а потом восстановить на Византийском престоле И
  • III Крестовый поход

    был наиболее значительным по числу участников, но тоже неудачным. Фридрих Барбаросса погиб в самом начале и германские рыцари вернулись обратно. Ричард I Львиное Сердце рассорился с Филиппом Авгу
  • Крестовый поход детей

    Крестовый поход детей (Childrens Crusade) (1212), возвышенный эпизод из истории крестовых походов, связанный с примитивной верой и фанатическим стремлением освободить Палестину от сарацинов. Считают, что в п
  • Третий крестовый поход

    Третий крестовый поход (1189-1192) был инициирован римскими папами Григорием VIII и (после смерти Григория VIII) Климентом III. В Крестовом походе приняли участие четверо самых могущественных европейских м
  • Второй крестовый поход

    Предпосылки Политика христианских князей на Востоке преследовала ложную цель — уничтожение византийского господства в Азии и ослабление греческого элемента, на который естественно нужно было р
  • Восьмой крестовый поход

    Восьмой крестовый поход в Тунис (1270 год), возглавленный Людовиком IX, закончился неудачей. Во время этого похода Людовик IX умер. Попытка Франции утвердиться в Северной Африке потерпела крах, и с прих
  • Никея 1-й крестовый поход

    Город (совр. Изник в Турции) был осажден крестоносцами под командованием Готфрида Бульонского 14 мая 1097. Оборону сарацинам облегчала доступность воды в Асканиевом оз., однако крестоносцы, с большим
  • Арсуф 3-й крестовый поход

    (reification) Неправильное истолкование абстракции как конкретной данности. Хотя многие марксисты использовали это понятие, тщательно исследовали его только Лукач (Lukacs), Бенджамин и Адорно (Adorno). Лукач
  • Четвертый крестовый поход

    крестовый поход в 1202—1204 годы. После смерти Тибо Шампанского, поход возглавил маркграф Бонифаций Монферрат. Кретоносцы собрались на острове Лидо около Венеции. Венецианцы (см. статью дож Энрико Да
  • Катарский крестовый поход

    см. Альбигойский крестовый поход
  • Северные крестовые походы

    Северные крестовые походы (Балтийские крестовые походы) — это историческое событие XII—XIII вв, когда католические немецкие, датские и шведские феодалы организовывали «северные» крестовые походы в
  • Акра I 3-й крестовый поход

    исключительное право, предоставлявшееся государством за определенную плату частным лицам (откупщикам), на сбор каких-либо налогов, продажу определенных видов товаров (соль, вино и др.). Отменено в