Критический реализм

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Критический реализм
художественный метод показа окружающей действительности с позиций демократических идеалов в искусстве. К.Р. не только правдиво воспроизводил жизнь во всех ее проявлениях, но и акцентировал свое внимание на ее социальных сторонах, показывал несправедливость и безнравственность, царящие в обществе, пытаясь тем самым активно воздействовать на него. Расцвет К.Р. приходился на вторую половину XIX в.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
художественноенаправление, возникшее в сер. 19 в. в ряде стран Европы и Америки и ставившее целью правдивое изображение повседневной жизни людей, прежде всего обездоленных и страдающих; обратившееся к злободневным современным сюжетам.
Идеи критического реализма зародились в эпоху Просвещения (18 в.). Просветители (Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо и др.) критиковали явления социальной несправедливости с точки зрения разума и нравственности. Черты критического реализма проявились во второй трети 19 в. во Франции в произведениях О. Домье и П. Гаварни, поражающих гражданским бесстрашием, глубиной социального анализа, остротой сатиры, перерастающей в трагичность. Позднее реалистические тенденции развили в своем творчестве Г. Курбе и Ж. Ф. Милле (Франция), А. Менцель и М. Либерман (Германия), М. Мункачи (Венгрия) и др. художники.
Наиболее ярко и полно критический реализм проявился в русском искусстве во второй пол. 19 в. в творчестве художников-«шестидесятников» В. Г. Перова, И. М. Прянишникова, Н. В. Неврева, стремившихся вынести своими картинами «приговор современности», разоблачить социальную несправедливость, пробудить сострадание к «униженным и оскорбленным». В 1870-е гг. к ним присоединились Г. Г. Мясоедов, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, А. И. Корзухин, В. Е. Маковский, Н. А. Ярошенко и др., объединившиеся в Товарищество передвижных художественных выставок (см. ст. Передвижники).

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
творческий метод в литературе и искусстве XIX–XX вв., отражающий действительность с позиции демократических идеалов. Этот метод стремился не только правдиво воспроизводить жизнь во всех ее проявлениях, но и критически ак-центировал на ее социальных сторонах, показывая несправедливость и безнравственность, царящие в обществе, пытаясь тем самым активно воздействовать на него.
Впервые термин «реализм» был использован применительно к произведениям художественной культуры в середине XIX в. французским литературным критиком Ж. Шанфлери для обозначения эстетики, противостоящей романтизму и символизму. Он стал продолжением ренессансного реализма эпохи Возрож-дения и просветительского реализма, критиковавшего современную действительность с точки зрения разума и справедливости. Реализм XIX в. выдвинул задачу правдивого, объективного и глубокого отображения действительности. Это не означало простого копирования реальности (к этому стремился натурализм), а требовало выделения наиболее существенных проявлений бытия, их духовного осмыс-ления, изображения жизни в формах самой жизни. При этом они развенчивали иллюзии, мечтательность, приукрашивание тех или иных сторон жизни человека, свойственных сентиментализму и романтизму, показывая человека, жившего в суровом реальном мире, действующего в конкретных обстоятельствах, переживавшего коллизии своей жизни. Главные герои боролись, отстаивая свою нравственную чистоту и, либо погибали, либо побеждали в борьбе со злом.
Основной вклад реализма XIX в. в развитие художественной культуры состоит в углубленном исследовании судьбы личности, зависящей от социальной сре-ды. В большей степени это свойственно литературе. Живопись и музыка реже ставили перед собой большие социальные задачи, ограничиваясь правдивым описанием повседневной жизни. Для этого стал использоваться широкий диапазон средств, позволяющих найти более точный, содержательно богатый тон повествования; в театре возросла роль режиссуры при отказе от декоративности и пышности, большее вни-мание уделялось искренности актерской игры, в музыке стали широко использоваться народные песенные ме-лодии, в опере драматургия музыкального действия и характеристика героев также приблизилась к реальной жизни. Таким образом выражалась основная стилевая установка реализма — выявление нравственной, поли-тической и художественной несостоятельности буржуазного общества, показа его уродующего воздействия на психологию и поведение человека. Это отдавало в художественной культуре приоритет литературе, а в ней — жанрам романа и повести. Крупнейшими пред-ставителями критического реализма на Западе были О. Бальзак, Г. Флобер (в литературе), О. Домье, Г. Курбе, барбизонцы (в живописи). В России — Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов (в литературе), П. А. Федотов, В. Г. Перов, передвижники (в живописи).

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
108.41 кб

Критический реализм и современная философия науки

Гончарова Наталья Александровна
Рассмотрены основные положения критического реализма как направления западной философии науки. Проведен анализ программных работ английских и американских философов 70-90-х гг.
Читать PDF
9.35 мб

Критический реализм и онтологическая критика методологии экономики

Мартинc Секьера Альваро
Автор отстаивает тезис о необходимости онтологической критики основных тенденций в современной экономике.
Читать PDF
254.72 кб

Методология критического реализма в современной христианской теологии

Девятова Светлана Владимировна
В статье рассматриваются представления об особенностях развития современной христианской теологии, о ее взаимосвязи с наукой, разрабатываемые теологами приверженцами критического реализма.
Читать PDF
194.88 кб

Критический реализм: методологическая альтернатива для социальных наук

Фигура Александр Олегович
Данная статья представляет собой обзор основных постулатов, принципов и идей критического реализма (Р. Бхаскар, У. Аутвейт), новой метатеоретической концепции социальных наук.
Читать PDF
569.21 кб

Критический реализм в осетинской литературе в XIX -начале XX В. : вопросы теории

Фидарова Рима Японовна, Кайтова Ирина Анатольевна
В XIX веке в Осетии произошла смена феодального мироощущения буржуазным, в результате чего зародился новый, буржуазный тип художественной культуры со своей специфической художественной идеологией, которая утверждала лозунг индивид
Читать PDF
820.92 кб

Проблема существования физических объектов. Набросок нового «Критического реализма»

Павленко Андрей Николаевич
Показано, что в современном физико-космологическом знании имеет место изменение эпистемологического вектора: «теория» перестает быть простым обобщением «опыта». Это затребует переосмысление понятия «существование объектов».
Читать PDF
663.12 кб

Социально-антропологические идеи в американском критическом реализме (Джордж Сантаяна)

Петрушов В.Н., Толстов И.В.
Цель. Статья предполагает анализ социально-антропологических идей Джорджа Сантаяны, которые представлены в его работах «Жизнь разума или стадии человеческого прогресса» и «Господство и власть.
Читать PDF
132.94 кб

2003. 04. 001. Робертс Дж. Критический реализм и диалектика. Roberts J. critical realism and the dia

Фомичев П. Н.