Крито-микенская культура

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

Крито-микенская культура
общее обозначение минойской культуры (по имени легендарного критского царя Миноса), возникшей на Крите в 3 — 2-м тыс. до н. э. и сильно воздействовавшей (начиная с 16 в. до н. э.) на культуру материковой Греции, и микенской культуры, формировавшейся под влиянием минойской. Центры микенской культуры находились на материковой Греции. Несмотря на прочные культурные связи с Ближним Востоком, прежде всего с Египтом, К. — м. к. сохраняла свою самобытность. Политич., экономич. и культурная жизнь крито-микенских государств нашла отражение в дворцовых сооружениях и городских постройках Крита и Микен; наряду с ними существовали, однако, сельские поселения с соответствующим способом производства. С 1900 начались системагич. раскопки Кносского дворца под руководством Артура Эванса, в ходе которых была открыта минойская кулыура. На основании стратиграфия, характеристик Кносса и многочисл. корреляций с хронологией Египта Эвансом была построена периодизация минойской культуры, от которой ученые не отказываются и поныне. В слоях, следовавших за неолитич. и энеолитич., Эванс выделил три периода, между которыми, однако, нет резкой границы — они почти незаметно переходят один в другой: раннеминойский, или преддворцовый, период (2600 — 2000 до н. э.); среднеминойский, или др. дворцовый, период (2000 — 1700 до н. э.); среднеминойский, или новый дворцовый, период (1700 — 1400 до н. э.); позднеминойский, или последворцовый, период (1400 — 1150 до н. э.). К раннему периоду относятся остатки круглых погребальных сооружений (толосов) в Мессаре, шлифованные каменные сосуды, статуэтки культового назначения, золотые украшения и первые образцы печатей. Знамениты керамич. изделия этого периода — сосуды, украш. орнаментом в виде пятен (Василики), или полос (Пиргос). К др. дворцовому периоду восходят дворцовые постройки в Кноссе и Фесте, которые после случившейся на Крите катастрофы в 18 в. до н. э. (возможно, землетрясения) были отстроены заново, так же как и другие резиденции властителей в Агия Триада, Амнисе, Гурнии и т. п.; вплоть до 15 в. до н. э. их облик оставался более или менее постоянным. Для этого периода характерен расцвет минойской керамики стиля «камарес» (19 — 18 в. до н. э.). Изображения на печатях, а также произведения мелкой пластики позволяют судить о том, какой громадный шаг вперед сделало искусство Крита по сравнению с раннеминойским периодом. К новому дворцовому периоду относятся хорошо сохранившиеся стенные росписи из Кносса и Агиа Триада, а также первоклассная керамика, богато украш. изображениями цветов, животных и пейзажами (т. н. критский натурализм). Этот тип росписи в 1500 — 1425 до н. э. закрепился в «дворцовом стиле». Расцвет минойской культуры оборвался с разрушением Кносса и других поселений, происшедшем ок. 1400 до н. э. в результате землетрясения, нападения врагов или внутр. усобиц. Прекратилась торговля, связи которой распространились к этому времени чрезвычайно широко (известно, что на З. они простирались до Липарских островов). В дальнейшем крито-минойская культура носила эпигонский характер. Разработанное критянами слоговое письмо (т. н. линейное письмо А) сменилось (скорее всего, под влиянием культуры материковой Греции, развитие которой шло все более интенсивно) линейным письмом Б. Приблизительно с 1600 до н. э. эгейская культура вступила в последнюю фазу своего развития: под влиянием крито-минойской культуры сформировалась микенская культура (по назв. ее центра — Микен). Ее также характеризуют обширные городские и дворцовые постройки (резиденции правителей в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Фивах), возникновение которых связано с развитием политич. и экономич. жизни. В микенских шахтовых гробницах было найдено множество изделий художеств, ремесла, оружия с искусной инкрустацией, золотых перстней с печатями, металлич. сосудов (чаши из золота и серебра), украшений, золотых масок и т. д. (отчасти это был критский импорт). Эти находки позволяют судить о ранних стадиях формирования микенской культуры, которая в дальнейшем вышла из-под влияния Крита и достигла высокого уровня развития. О достижениях монументального строительства в Микенах дают представление крепостные сооружения (Микены, Тиринф), купольные гробницы (ок. Микен), мосты и дороги. Сохранились фрагменты великолепной стенной росписи (Фивы, Микены, Тиринф), каменные рельефы (из шахтовых гробниц в Микенах), статуэтки, множество ваз, некоторые из них являются высокохудожеств. изделиями (например, «кратер воинов»). По этим находкам можно проследить осн. этапы развития микенской культуры. Свидетельствами этой эпохи, на последний период которой приходится Троянская война, следует считать и гомеровские поэмы: содержащийся в них мифологич. материал восходит к микенскому времени. Преемственность микенской и греч. культуры можно наблюдать не только в мифологии, но и в культах богов и героев, уходящих корнями в микенскую традицию. Вследствие вторжения в области Ср. Греции и Пелопоннеса греч. племен с сев.-зап. части балканского региона (12 в. до н. э. — «дорийское вторжение») центры микенской культуры были уничтожены. Сельские поселения, очевидно, продолжали свое существование. Вопрос о том, в какой мере микенская культура оказала воздействие на раннюю греч. культуру, исследован еще недостаточно.

Источник: Словарь античности. 1989

КРИТО-МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА
условное название культур племен Крита, Эгейского архипелага и материковой Греции 3-2-го тыс. до н. э. Названа по наиболее известным находкам на Крите и в Микенах. Гл. центры К.-м. к. были обнаружены раскопками Г. Шлимана в Микенах (в 70-е гг. 19 в.) и А. Эванса в Кноссе (1900-20). С тех пор раскопано несколько сот мест обитания носителей К.-м. к. (археологич. работы интенсивно ведутся и до сих пор). Памятники всего указ. р-на, а также вост. побережья М. Азии вплоть до Троады свидетельствуют о единстве К.-м. к., гл. обр. с сер. 2-го тыс. до н. э. Еще в 19 в. была установлена многослойность и, следовательно, длительность заселения Трои, Микен, Филакопи (о. Мелос). В нач. 20 в. Эванс предложил разделить историю Крита в 3-2-м тыс. до н. э. на 3 периода (раннеминойский (РМ) - ок. 3000 - ок. 2200, среднеминойский (СМ) - ок. 2200 - ок. 1600, позднеминойский (ПМ) - ок. 1600 - ок. 1200), датируя их на основании хорошо изученных критских предметов, найденных в Египте, и египетских - на Крите. Каждый из них был в свою очередь подразделен на I, II и III субпериоды. Периодизация Эванса с небольшими изменениями, касающимися гл. обр. PM I и II, принята и ныне. На ее основе разработаны параллельные хронологич. схемы для элладской (материковой греческой) и кипро-минойской (на Кипре) культур.

Открытие блестящей дворцовой кносской культуры на Крите привело к своеобразному критоцентризму. Эванс считал материковую Грецию лишь провинцией Кносса, а всю ее культуру сводил к заимствованиям с Крита. Между тем преобладающее влияние Крита на материк неоспоримо только для СМ и для ПМ I периодов (т. е. вплоть до 1450). Для последующего же времени амер. ученый К. В. Блеген и англ. А. Дж. Б. Уэйс доказали неоспоримое влияние материковой культуры па Кносс. Расшифровка англ. ученым М. Вентрисом в 1952 линейного письма Б (датируемого ПМ II и III) как греческого нанесла окончат. удар критоцентристской концепции Эванса.

Для РМ культуры характерен переход от энеолита к использованию бронзы (примерно с 2600), возникновение поселений гор. типа, распространение скотоводства и развитие мореплавания. Это был период относительно быстрого имуществ. расслоения и разложения родового строя.

В нач. СМ I периода ок. 2000, как полагают нек-рые ученые (напр., польский археолог-античник К. Маевский) в связи с борьбой против кратковрем. оккупации Крита войсками Саргона Ассирийского, возникло критское гос-во с центром в Кноссе. О его могуществе свидетельствуют размеры кносского дворца, богатство его отделки и монументальность стен. На Крите в этот период была распространена пиктографич. письменность, к-рая развилась в древнюю систему слогового письма (линейное письмо А).

В 1700-1450 кносские владыки укрепили свое влияние в вост. и центр. Крите. В это время Кносс превратился в мощную морскую державу, подчинившую не только Киклады, но, возможно, и часть материковой Эллады. Одновременно активизировались морские связи Крита с Египтом и южным побережьем М. Азии. Могущество критских царей - миносов (от имени легендарного царя Миноса) отразилось в греч. мифах о Минотавре, а сложный план кносского дворца в понятии Лабиринт. О значит. развитии на Крите гор. жизни этого периода свидетельствуют и данные раскопок в Гурнии, Врокастро, Тилис-сосе и др. В отличие от ближневост. дворцов, дворцы правителей в Кноссе и Гурнии были окружены жилыми кварталами.

Во 2-й пол. 15 в. до и. э. ахейские племена Пелопоннеса захватили Кносс. Местная письменность - линейное письмо А - была преобразована согласно потребностям завоевателей. Ок. 1400 до н. э. крупное землетрясение разрушило кносскнй дворец, после чего преобладание в Эгенде и во всем Восточном Средиземноморье окончательно перешло к Микенам. В отличие от неукрепленных критских дворцов, находившихся в центре поселений городского типа, для микенской культуры характерны прежде всего царские дворцы (напр., в Микенах и Тиринфе), сильно укрепленные стенами т. н. киклопич. кладки. Период расцвета Микен приходится на 16-13 вв. О баснословном богатстве местной династии ярко свидетельствуют раскопанные еще Шлиманом шахтовые и несколько более поздние купольные гробницы. Наличие сильной централизованной власти подтверждается также сетью мощеных дорог, связывавших Микены с различными местностями Пелопоннеса и даже Центр. Греции. Микены в эту пору имели активные связи со странами Ближ. Востока. В хеттских архивах сохранились упоминания о сношениях с ахейским царством Ахиява; поселение микенских ремесленников было раскопано и в далекой Рас-Шамре (Сирия). Кроме Микен, важными центрами на Пелопоннесе были Тиринф и Пилос.

В кон. 13 в. до н. э. начинается быстрый упадок микенской культуры. Прекращается новое строительство (кроме оборонного), ослабевают связи с внеш. миром. Возможно, эти явления были связаны с большим напряжением, вызванным Троянской войной. Окончат. удар обществам К.-м. к. нанесли крупные этнич. передвижения 12 в. до н. э., в частности переселение дорийцев, к-рые повсеместно разрушили дворцы (центры микенской культуры) и уничтожили раннерабовладельч. крито-микенские гос-ва.

Проблема характера социально-экономич. отношений в обществах К.-м. к. явилась предметом спец. рассмотрения в сов. историографии. В 30-е гг. Б. Л. Богаевский определял их как доклассовые, причем он постулировал матриархат на Крите и патриархат в Микенах. Однако широкая дискуссия 1940, проведенная Ин-том истории АН СССР, подтвердила концепцию В. C. Сергеева, доказавшего клас. раннерабовладельч. характер наиболее развитых р-нов К.-м. к. Впоследствии расшифровка надписей линейного письма Б полностью подтвердила этот вывод. В 50-60-е гг. активно включились в изучение К.-м. к. А. И. Тюменев, С. Я. Лурье, И. М. Тронский и др. Осн. интерес сов. исследователей сосредоточен вокруг проблемы рабства и агр. отношений в микенских обществах.

В обществах К.-м. к. рабовладельч. отношения складывались вокруг городов и царских дворцов. Волыним количеством рабов располагали только дворцовые х-ва, являвшиеся как бы островками в море поселений с родовым строем. Слабость социальной базы раннерабовладельч. обществ К.-м. к. предопределила их быстрое падение и возврат к родовому строю в нач. 1-го тыс. до н. э.

Осн. значение К.-м. к. состоит в том, что в р-не ее распространения впервые на терр. Европы возникли клас. общества и гос-ва, зародилась письменность, была создана высокая цивилизация. В обществах К.-м. к. достигли высокого развития архитектура (дворцы, укрепления, шахтовые и купольные гробницы), фресновая живопись, скульптура (каменные рельефы), расписная керамика, мелкая пластика из бронзы, камня, слоновой кости. Мн. достижения К.-м. к., заимствованные и развитые гомеровской и классич. Элладой, вошли в сокровищницу мировой культуры.

Лит.: Бузескул В. П., Древнейшая цивилизация в Европе, X., 1919; Захаров А. А., Эгейский мир в свете новейших исследований, П., 1924; Лурье С. Я., Язык и культура микенской Греции, М.-Л., 1957; Ленцман Я. A., Рабство в микенской и гомеровской Греции, М., 1963; Evans A., The Palace of Minos, v. 1-4, L., 1921-35; Ventris M. and Chadwick J., Documents in Mycenaean Greek, Camb., 1956; Palmer L. R., The interpretation of Mycenaean Greek Texts, Oxf., 1963; Majewski K., Kreta. Hellada. Cyklady, Warsz., 1963.

Я. А. Ленцман. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976