КРИТО-МИКЕНСКОЕ ИСКУССТВО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Крито-микенское искусство
искусство эпохи бронзы (III - II тыс. до н. э.) в бассейне Эгейского моря. Открытие Эгейской цивилизации, извест. прежде лишь по поэмам Гомера, произошло в 1871, когда Г. Шлиман приступил к раскопкам в Трое. В 1900 А. Эванс открыл дворец в Кноссе на о. Крит, назвав его к-ру минойской (по им. легендарного царя Миноса) и разделив ее на три периода - раннеминойский (3000/2800 - 2000), среднеминойский (2000 - 1550) и позднеминойский (1550-1100). На Кикладских о-вах ей соотв. кикладская, а на материке - элладская (с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Орхомене, Фивах) культура. К:-м. и. предшествует эпоха неолита, к-рая охватывает в Греции VII - IV тыс. и известна гл. обр. по находкам в Фессалии (Сескло, Димини). В III тыс. (ранняя бронза) на первый план в Эгейском бассейне выходит культ. Троады (Троя, Лемнос, Лесбос). На Кикладских о-вах в этот период изготовляются мраморные статуи и статуэтки («кикладские идолы»), служившие погребальными приношениями. С Кикладами тесно связан Крит. На материке изучено укрепленное поселение в Лерне (Арголида). На рубеже III - II тыс. начинается эпоха расцвета культ. Крита. На месте прежних поселений сооружаются дворцы - т. н. Старые, просуществовавшие примерно три столетия, погибшие, вер., в результате землетрясения около 1700, и сменившие их грандиозные Новые (1700- 1400). Сейчас на Крите известно четыре бол. дворца - в Кноссе, Фесте, Маллии и Като Закро. В Гурнии раскопан целый минойский город. Разнообр., обычно небол. размеров, в неск. этажей, соединенные лестницами и переходами, снабженные световыми колодцами помещения критских дворцов группируются вокруг обширного прямоуг. центр, двора; на зап. дворе расположена зрелищная площадка. На периферии дворца помещаются склады и мастерские. Комнаты Кносского дворца украшены богатыми росписями (XVII - XV вв.), в Фесте и Маллии они отсутствуют. Со Старым дворцом в Фесте связаны великолепные расписные вазы т. н. стиля Камарес, от миниатюрных чашечек («яичные скорлупки») до бол. пифосов. Скульптура, торевтика, глиптика также достигли на Крите высокого расцвета, хотя здесь неизвестны ни монумент, статуи, ни храмы минойской эпохи. Памятники минойского иск-ва открыты также на др. о-вах Эгейского моря; наиб, значение имеют раскопки на о-ве Фера, где открыт минойский город, погребенный подобно антич. Помпеям под мощным слоем пепла при извержении вулкана (ок. сер. II тыс.). Ферейские фрески свид-вуют о существовании здесь самостоятельной худож. школы.
   По-вид., ферейская катастрофа привела критские Новые дворцы к гибели; гегемония в Эгейском бассейне переходит к Микенам, хотя влияние критских худож. школ остается определяющим и для микенской культ. Ее памятники XVII - XVI вв. известны по находкам из шахтовых гробниц Микен, обнесенных круглыми каменными оградами (круг Б за пределами акрополя, круг А внутри его стен). Здесь найдены золотые погребальные маски, оружие (в т. ч. инкрустированные кинжалы), вазы, золотые украшения. Наилучшее представление о периоде расцвета микен. архит. в XIV - XIII вв. дают раскопки крепостей Тирйнфа и Микен (нач. еще Шлиманом) и дворца в Пилосе, центром к-рого служит мегарон, характерный для материковой архит. со вр. неолита, но неизвестный на Крите. Тогда же сооружаются круглые купольные гробницы - тол осы, из к-рых наиб, известна т. н. «гробница Атрея». Микен, дворцы, как и крит., украшены фресками. В отличие от критского, микенскому иск-ву была знакома монумент, скульптура (напр., «Львиные ворота» в Микенах). Высокий расцвет К.-м. и. обрывается внезапно ок. 1200. В к. XII в. окон, прекращается жизнь в Микенах.
   Лит.: Пендлбери Дж. Археология Крита. М., 1950; Сидорова Н. А. Искусство Эгейского мира. М., 1972; Соколов Г. И. Эгейское искусство. М., 1972
   Д.М.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

КРИТО-МИКЕНСКОЕ ИСКУССТВО
эгейское искусство),искусство, сложившееся на островах Эгейского моря и в южной части Балканского полуострова (3 – 2-е тыс. до н. э.). Искусство о. Крит и островов Кикладского архипелага – Парос, Наксос, Сирос, Фера (3-е – сер. 2-го тыс. до н. э.) принято называть минойским по имени мифического царя Миноса, сына бога Зевса и царевны Европы. Культуру, развивавшуюся на Балканском полуострове (1600–1100 гг. до н. э.), где жили грекоязычные племена ахейцев и где главенствующее положение занимали «златообильные Микены», город легендарного царя Агамемнона, именуют микенской.
Минойская культура пережила яркий расцвет в первой пол. 2-го тыс. до н. э. Ее памятники были открыты лишь в нач. 20 в. Английский археолог А. Эванс раскопал руины дворца в Кноссе на о. Крит, который он назвал «дворцом Миноса». Центром огромного, площадью более 8 тыс. м2, комплекса был обширный прямоугольный двор; вокруг него на уровне нескольких этажей располагались парадные залы, святилища, склады, соединенные длинными извилистыми коридорами и лестницами. Нижние помещения вырубались в толще скалы, верхние возвышались над холмом. Восточная часть дворца открывалась в окружающий пейзаж колонными галереями. В западной части, где, по-видимому, находился парадный вход, помещения были защищены мощными стенами. Сложная планировка дворца, обилие запутанных ходов, внезапные спуски и повороты позднее напомнили грекам построенный мифическим зодчим и скульптором Дедалом Лабиринт, в подземелье которого обитал Минотавр. Окон не было. В коридорах царила кромешная тьма. Лишь иногда за поворотом в местах т. н. световых колодцев сиял ослепительный столп света, лившегося сверху; для этого в плоских крышах были сделаны квадратные проемы, которым соответствовали такие же отверстия в нижележащих этажах. Вокруг открытого проема вились лестницы, украшенные покрытыми ярко-красной обмазкой деревянными колоннами, сужавшимися книзу, что уподобляло их сталактитам, свисающим со сводов пещер. Позднее в Фесте и др. местах на Крите были также обнаружены руины дворцов и меньших по размеру комплексов (т. н. виллы). Во всех дворцах были зрелищные площадки – мощенные плитами дворы, обрамленные каменными лестницами. Здесь происходили священные игры с быком, более опасные, чем испанская коррида, так как участвовавшие в них юноши и девушки были безоружными (фреска «Игры с быком», 17–16 вв. до н. э.). Бык считался священным животным Великой Богини, в образе которой критяне почитали природу. Изображения священных рогов и двулезвийных топоров-лабрисов, с помощью которых совершались жертвоприношения, – один из излюбленных мотивов минойских мастеров. Однако искусство критян словно «не знает» зла и смерти: в вазописи лабрисы «прорастают» лепестками лилий; поражают совершенством ритоны (фигурные сосуды) в виде головы быка, на лбу которого, в том месте, куда вонзается топор, расцветает цветок. Фресковые фризы с пейзажами и сценами празднеств опоясывают комнаты. Силуэты фигур и предметы очерчены гибкими, «бегущими» линиями («Собиратель шафрана», 17 в. до н. э.). Чарующе прелестна т. н. «Парижанка» (15 в. до н. э.), изображение одной из девушек в сцене празднества в оливковой роще. Критские мастера были знакомы с египетскими канонами изображения человеческой фигуры («Царь-жрец», 15 в. до н. э.), однако в целом минойское искусство не было связано жесткими правилами: в нем воплотилось восторженное любование природой, с которой органически слит человек. Образы природного мира воплотились и в пластичных, упругих формах и росписях критских сосудов (см. ст. Вазопись). На Крите не были обнаружены крупные статуи; скульптура представлена небольшими керамическими фигурками богинь (или жриц) со змеями в руках, с осиной талией, в пышных юбках с воланами и корсажах, открывающих пышную грудь.
Упадок минойской культуры связывают с извержением вулкана на о. Фера (ныне Санторин), произошедшим ок. сер. 2-го тыс. до н. э., вызвавшим землетрясения и волну-цунами, обрушившуюся на Крит. Воспользовавшись ослаблением Кносса, ахейцы захватили остров, испытав при этом сильное влияние минойской культуры. Согласно другим версиям, ахейские правители, бравшие в жены критских принцесс, постепенно завладели островом в период обострения там внутренних междоусобиц. С 15 в. до н. э. минойское искусство утратило живую непосредственность, стало суше и жестче. Появившиеся в нем новые черты отражали вкусы ахейских правителей, на которых, вероятно, работали в это время многие критские мастера. Расцвет микенской культуры приходится на 14–13 вв. до н. э. Города ахейцев – Микены, Тиринф, Афины, Пилос и др. – представляли собой суровые крепости, возводившиеся на склонах скал. Их центром был акрополь с дворцом правителя (мегароном). Мощные крепостные стены были сложены из огромных необработанных камней без скрепляющего раствора (т. н. «циклопическая кладка»: по преданию, тяжелые глыбы поднимали одноглазые великаны-циклопы). Стены Тиринфа достигали толщины 17 м; внутри них располагались ходы, где помещались цистерны с водой, склады оружия и продовольствия. Входом в цитадель Микен служили Львиные ворота, украшенные плитой с изображением двух грозных львиц. В 1876 г. немецкий археолог Г. Шлиман обнаружил внутри крепости шахтовые (высеченные в скале) гробницы правителей Микен, которых он принял за Агамемнона и его сподвижников. Впоследствии было установлено, что захоронения гораздо древнее (16 в. до н. э.). Грудь умерших прикрывали золотые доспехи, на лицах лежали золотые маски. Выбитые на тонком золотом листе лики лаконично и убедительно передавали облик суровых вождей-воинов (т. н. «маска Агамемнона»). Обычай прикрывать лица покойных масками существовал в Древнем Египте, однако пока нет данных о заимствовании этого обычая ахейцами оттуда. В 15 в. до н. э. шахтовые могилы сменились величественными каменными гробницами – толосами. К т. н. «гробнице Атрея» (14 в. до н. э.) ведет выложенный каменными плитами коридор-дромос длиной 36 м. Захоронение перекрыто полусферическим ложным сводом, образованным выступающими друг над другом рядами камней. В древности потолок был украшен позолоченными розетками (украшениями в форме цветка), олицетворяя звездное небо. Из микенских дворцов лучше всего сохранился дворец в Пилосе, обнаруженный археологами в 1950-х гг. Строгая продуманность, симметрия плана просторных прямоугольных помещений – отличительная черта микенской архитектуры. В монументальной живописи и вазописи праздничное ликование минойского искусства сменилось прославлением торжества физической силы, героического духа и сурового мужества. Живописные изображения отличает строгая симметрия и жесткость форм. В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве преобладают битвы и охоты (кинжал со сценой охоты на львов, золотой перстень со сценой битвы; оба – 16 в. до н. э.; кратер – сосуд для вина – с проводами воинов, 12 в. до н. э.). Троянская война (13 в. до н. э.) положила начало упадку микенской культуры. Ок. 1200 г. ее развитие было прервано нашествием племен дорийцев. Возможно также, что дорийцы пришли на уже разоренные междоусобными войнами земли. Наступили «темные века», по прошествии которых искусство пережило новый расцвет в Древней Греции.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007