определенная последовательность богослужебных чтений и вообще богослужений, повторяющаяся в течение определенного времени.
1. Суточный круг состоит из богослужений одного дня. В полный суточный круг входят девятый час, вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий и шестой часы и литургия (либо изобразительны). В дни, когда положено всенощное бдение, повечерие и полунощницу не служат. Не служат названные чины и в определенные дни Великого поста, а также в канун Рождества Христова и Богоявления. Все богослужения, совершаемые в течение одних суток, можно найти в молитвослове. По устоявшейся с древних времен традиции богослужебный день начинается вечером.
2. Седмичный, или недельный, богослужебный круг является тематической последовательностью богослужений, совершаемых в течение одной недели. В понедельник положено служить бесплотным силам: ангелам, архангелам и пр., во вторник – Иоанну Крестителю и другим пророкам, в четверг – Николаю чудотворцу и другим святителям, в среду и пятницу – Кресту (в эти дни положено вспоминать о крестных страданиях Спасителя), в субботу службы посвящены всем святым и почившим православным христианам, а в воскресенье – Воскресению Господню. Песнопения и чтения недельного богослужебного круга содержатся в Октоихе. Богослужения каждой недели подчинены одному из восьми гласов. Последовательное чередование гласов образует еще один восьминедельный богослужебный круг, который в течение года повторяется несколько раз. Считать недели начинают с праздника Пасхи, когда вступает в силу первый глас. Первым днем недельного богослужебного круга является воскресение.
3. Годовой круг богослужений является тематической последовательностью церковных служб, совершаемых в течение года. Существует преходящий и непреходящий богослужебные круги. Непреходящий годовой круг связан с календарными датами солнечного календаря, которым мы все привыкли пользоваться. Это ежедневные поминовения святых, непреходящие двунадесятые, великие, малые и храмовые праздники. Преходящий годовой круг богослужений тесно связан с лунным календарем. Он включает в себя богослужения трех недель, предваряющих Великий пост, богослужения самого Великого поста, Пасхалию и Пятидесятницу. Непреходящие службы годового круга находятся в Минеях, а преходящие – в постной и цветной Триодях. Соединение непреходящих и преходящих богослужений производится в соответствии с Уставом (Типикон, Марковы главы, названные так по имени святого апостола Марка). Богослужения каждого из дней недели представляют собой сочетание непреходящей основы и изменяемых молитвословий, связанных с определенными событиями дня. То есть служба, написанная в Октоихе, соединяется со службой, приведенной в Минее. Эта ситуация меняется, когда приходит время Великого поста и Пасхалии. В такие дни службы Октоиха практически всегда отменяются, а службы Минеи соединяют со службами постной или цветной Триодей.