КРУГЛОЕ СУДНО

Найдено 1 определение
КРУГЛОЕ СУДНО
судно (корабль), имеющее корпус в виде круглой или близкой к ней формы. К круглым судам относились: 1) два монитора (с 1892 — броненосцы береговой обороны) Черноморского флота, построенные в 70-х годах XIX в. по проекту вице-адмирала А. А. Попова и получившие название «поповки». Это была вынужденная мера в связи с запретом для России после Крымской войны 1813-1856 иметь военный флот на Черном море. Для обороны побережья решено было использовать круглые судна как самоходные плавучие батареи, не подпадавшие под условия Парижского мирного договора 1816. Круглая форма корпуса позволяла иметь наибольшее водоизмещение при минимальной осадке и вооружить корабли артиллерией крупного калибра. В то же время круглые судна были тихоходны, неустойчивы на курсе, плохо управляемы, что привело к ограничению их строительства. Первое круглое судно — «Новгород» — было построено в 1871 на верфи Новое Адмиралтейство в Петербурге, а затем по частям перевезено для сборки в Николаев (вошло в строй в 1874). Второе — «Вице-адмирал Попов» (до 1873 — «Киев») — строилось по улучшенному проекту в Николаеве (вошло в строй в 1876). Строитель — капитан корпуса корабельных инженеров А. В. Мордвинов. «Новгород» имел водоизмещение 2491 т, диаметр корпуса 30,8 м (по ватерлинии 23,2 м), среднюю осадку 4,1 м; мощность 4 паровых машин 2000 л. с. , скорость хода 6 узлов (11,1 км/час), дальность плавания 480 миль; вооружение: 2 280-мм орудия; «Вице-адмирал Попов» — водоизмещение 3600 т, диаметр корпуса 36,6 м (по ватерлинии 29,3 м), среднюю осадку 4,1 м; мощность 6 паровых машин 3600 л. с. , скорость хода 8,5 узла (15,7 км/час), дальность плавания 540 миль; вооружение: 2 305-мм орудия (позже еще 2 87-мм орудия). Экипажи 151-206 человек. К началу Русско-турецкой войны 1877-1878 круглые судна находились в стадии испытаний, но были включены в состав приморской обороны Одессы, совершили поход в устье Дуная для обеспечения перехода кораблей речной флотилии. В 1903 сданы на хранение в Николаевский порт и исключены из состава флота. В 1911-1912 проданы на слом; 2) императорская яхта «Ливадия». Построена в Великобритании в 1880 по проекту инженера Э. Е. Гуляева и вице-адмирала А. А. Попова. Имела водоизмещение 4420 т, эллиптический нижний корпус с осями 71,6 и 46,5 м, верхний корпус — 79,2 и 33,5 м; мощность 3 паровых машин 12 354 л. с., скорость хода до 15 узлов (27,8 км/час). Экипаж 345 человек. В октябре 1880 — мае 1881 перешла из английского порта Гринок в Севастополь. Однако яхта из-за чрезмерной остойчивости оказалась маломореходной. Осенью 1881 сдана на хранение в Николаевский порт, 20 апреля (2 мая) 1883 переклассифицирована в пароход «Опыт» (с 1913 — «Блокшив № 7 »). В дальнейшем использовалась как блокшив, плавказарма и склад.

Источник: Русский военно-исторический словарь 2002