КРУГОСВЕТНЫЕ И ДАЛЬНИЕ ПЛАВАНИЯ русских кораблей в XIX в
КРУГОСВЕТНЫЕ И ДАЛЬНИЕ ПЛАВАНИЯ русских кораблей в XIX в.
переходы, осуществлявшиеся русскими кораблями и судами из Кронштадта через Атлантический и Тихий океаны к Камчатке, Аляске, Сахалину, оттуда через Индийский океан в Кронштадт (и по другим маршрутам) в целях охраны морских границ, обеспечения материальными средствами русских поселенцев Русской Америки (Аляска) и Дальнего Востока, исследования океанов, научными и военными целями. В 80-х годах XVIII в. русский купец Г. И. Шелихов для использования богатств в северо-восточной части Тихого океана основал промышленно-купеческую компанию (позднее на ее базе создана Российско-Американская компания). Для ее обеспечения и охраны были приняты соответствующие меры. Летом 1803 из Кронштадта вышли шлюпы «Надежда» (капитан-лейтенант И. Ф. Крузенштерн) и «Нева» (капитан-лейтенант Ю. Ф. Аисянский). Они обогнули мыс Горн и вышли в Тихий океан. От Гавайских островов «Надежда» направилась на Камчатку, а «Нева» — к берегам Русской Америки, где приняли пушнину. Продав ее в Китае, оба шлюпа в феврале 1806 вышли в обратный путь и в августе того же года возвратились в Кронштадт. Мореплаватели обогатили географическую науку, этнографию и другие науки, положили начало океанографии. В 1806-1810 шлюп «Нева» под командованием лейтенанта Л. А. Гагемейстера совершил плавание из Кронштадта вокруг мыса Доброй Надежды и Тасмании в Русскую Америку, исследовал путь к югу от Аляски, ходил к Гавайским островам и первым из русских кораблей посетил Австралию. В 1807-1809 лейтенант В. М. Головнин на шлюпе «Диана» доставил грузы в русские владения на Тихом океане и произвел гидрографическое описание районов плавания. В 1815-1818 на бриге «Рюрик» (лейтенант О. Е. Коцебу) совершена экспедиция с задачами открытия и исследования островов в Тихом океане, поиска северо-восточного прохода из Тихого океана через Берингов пролив в Атлантический океан. Экспедиция открыла в Тихом океане острова, позднее названные именами Румянцева, Спиридова, Крузенштерна, Суворова, Кутузова и др. В 1819 шлюпы «Открытие» (капитан-лейтенант М. Н. Васильев) и «Благонамеренный» (капитанлейтенант Г. С. Шишмарев) направлялись в район Берингова пролива, чтобы разыскать проход в Атлантическом океане; под командованием капитана 2 ранга Ф. Ф. Беллинсгаузена на шлюпах «Восток» и «Мирный» (лейтенант М. П. Лазарев) было совершено плавание к Южному полюсу, чтобы выяснить, существует ли там земля. Летом 1819 корабли вышли из Кронштадта и шли вместе до Рио-де-Жанейро. Затем первый отряд направился к мысу Доброй Надежды, а второй — в антарктические воды. Отряд Васильева-Шишмарева исследовал значительную часть северо-западного побережья Америки, некоторые острова Тихого океана. Отыскать проход в Атлантику из-за льдов он не смог. Отряд Беллинсгаузена—Лазарева 16(28) января 1820 открыл новый материк — Антарктиду, обошел вокруг материка, четырежды приближаясь к берегам Антарктиды; русские моряки открыли ряд островов как в Южном полушарии, так и в тропической полосе. В 1826-1829 Ф. П. Литке на шлюпе «Сенявин» провел кругосветную экспедицию, в ходе которой составил комплексную характеристику Берингова моря, описал его западное побережье, острова Прибылова, Бонин и Каролинские (Тихий океан). В 1849-1850 капитан-лейтенант Г. И. Невельской на транспорте «Байкал» прошел из Кронштадта вокруг мыса Горн в Петропавловск-Камчатский, вышел в Охотское море, исследовал и составил описания северной части Сахалина, Сахалинского залива, низовий реки Амур и других районов Дальнего Востока, доказал, что Сахалин остров. С 1803 по 1855 русские моряки совершили 41 плавание из Балтийского моря на Дальний Восток. Наиболее регулярные плавания были в 1-й половине XIX в. С заключением в 1824-1825 конвенций с Англией и США, по которым иностранным промышленникам разрешалось ходить во внутренние воды русских владений, охрана зверобойных промыслов теряла свое значение. Появившаяся возможность покупать продовольствие в Мексике сократила количество грузов, доставляемых из России. К середине XIX в., особенно после продажи Россией Аляски США (1867), число кругосветных плаваний сократилось. Но в 1886-1898 кругосветное плавание совершил корвет «Витязь» под командованием капитана 1 ранга С. О. Макарова, внесшего большой вклад в изучение Мирового океана. Плавания сыграли большую роль в освоении Тихоокеанского театра войны, ознаменовались значительными географическими открытиями и научными достижениями.
Источник: Русский военно-исторический словарь 2002