Крылов
уфимский агроном 1909—1910 гг.
{Венгеров}
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
КРЫЛОВ
Николай Иванович (p. 29.IV.1903) - сов. воен. деятель, дважды Герой Сов. Союза (19.IV. и 8.IX.1945), Маршал Сов. Союза (1962). Чл. Коммунистич. партии с 1927. Род. в с. Галяевка Пензенской обл. в семье служащего. В Сов. Армии с 1919, участвовал в гражд. войне на Юж. фронте, в Закавказье и на Д. Востоке. Окончил пехотные курсы (1920) и курсы "Выстрел" (1928). Во время Великой Отечеств. войны, с апр. 1942, был нач. штаба Приморской армии, участвовавшей в обороне Одессы и Севастополя. В должности нач. штаба 62-й армии участвовал в битве на Волге. С мая 1943 - командующий 21-й армией, с окт. 1943 по нояб. 1945 командовал 5-й армией, принимавшей участие в боях на Зап., 3-м Белорус. и 1-м Дальневост. фронтах. После войны - командующий войсками Дальневост. и Уральского воен. округов. С нояб. 1957 командовал войсками Ленинградского, а с окт. 1960 - Моск. воен. округов. С марта 1963 - главнокомандующий ракетными войсками стратегич. назначения и зам. мин. обороны СССР. Чл. ЦК КПСС с 1961. Деп. Верх. Совета СССР 3-6-го созывов.
Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976
КРЫЛОВ
Иван Андреевич (1769, по др. сведениям 1766 или 1768, Москва – 1844, Санкт-Петербург), русский поэт, драматург, прозаик, журналист.
В историю рус. литературы вошел в первую очередь как сочинитель басен, однако этим жанром литературное творчество Крылова не исчерпывается: его пьесы, повести и стихотворения принадлежат к числу лучших литературных образцов 18 в. и сделали бы своему автору имя независимо от того, преуспел ли он как баснописец. Правда, первые драматургические опыты Крылова неудачны: комическая опера «Кофейница» (1783) была куплена владельцем типографии Б. Брейткопфом, но не напечатана, а две трагедии («Клеопатра», 1785, и «Филомена», 1786), хотя и были опубликованы, славы Крылову не принесли. Написанные в 1786 г. комедии «Бешеная семья» и «Сочинитель в прихожей» сделали писателя известным в литературных кругах. В комедии «Проказники» (1788) Крылов высмеивает известного драматурга Я. Б. Княжнина, ссорится с вступившимся за него директором театров П. А. Саймоновым и лишается возможности издавать и ставить свои пьесы. В 1788 г. Крылов сближается с известным переводчиком Вольтера И. Г. Рахманиновым и публикует в его журнале «Утренние часы» свои стихотворения. Сатирический журнал Крылова «Почта д?хов» (1789) представляет собой переписку «арабского волшебника Маликульмулька» с «водяными, воздушными и подземными духами». В 1792 г. в издававшемся совместно с актером И. А. Дмитревским и драматургами А. И. Клушиным и П. А. Плавильщиковым журнале «Зритель» Крылов публ. остросатирические «Похвальную речь в память моему дедушке» и «восточную повесть» «Каиб». В 1793 г. Крылов и Клушин приступают к изданию журнала «Санкт-Петербургский Меркурий», где также публикуются сатирические сочинения Крылова (напр., «Похвальная речь науке убивать время, говоренная в Новый год»). В нач. 19 в. появляются комедии Крылова «Триумф, или Подщипа» (1800), «Пирог» (1801), «Модная лавка» (1806), «Илья-богатырь» (1806), «Урок дочкам» (1807).
В 1809 г. вышла первая книга басен. Итоговое издание 1843 г. состоит из 9 книг и включает 196 сочинений. Басни Крылова тесно связаны с его сатирическими повестями и комедиями: их «сценичность» несомненна, и в этом – важнейшее отличие Крылова от тяготеющего к лирической поэзии Ж. Лафонтена. Заимствуя басенные сюжеты, Крылов не только «склоняет» их «на русские нравы», но и меняет смысл. «Переводчиком его назвать нельзя: его исключительно русская натура все перерабатывала в русские формы и все проводила через русский дух», – писал В. Г. Белинский. Некоторые басни Крылова связаны непосредственно с современными автору событиями: знаменитая басня «Волк на псарне» (1812) являлась откликом на известие об отказе Кутузова поддержать мирную инициативу Наполеона, а «Демьянова уха» – на заседание в «Беседе любителей русского слова» (членом которой Крылов являлся). По мнению современников, выбор Крыловым своего жанра глубоко закономерен, басни «были призванием его как по врожденному дарованию… так и по трудной житейской школе… Здесь и мог он вполне быть себе на уме, здесь мог он многое говорить, не проговариваясь» (П. А. Вяземский). «Поэтическими уроками мудрости» назвал басни Крылова В. А. Жуковский.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006