КРЫМОВ Владимир Пименович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Крымов, Владимир Пименович

Род. 1878, ум. 1968. Писатель, автор романов "За миллионами" (1933), "Фуга" (1935), "Фенька" (1945) и др., воспоминаний. В 1918 г. эмигрировал.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

КРЫМОВ Владимир Пименович
(1878-1968) Журналист, писатель, путешественник. Окончил Моск. с.-х. ин-т (1902) и Моск. ун-т (1908). В 1908 по делам акционерной компании ездил в Южную и Центр. Америку, написал кн. "В стране любви и землетрясений" (1914). С 1910 жил и работал в Петербурге, коммерческий директор газ. "Новое время", в 1913-17 изд. ж. "Столица и усадьба". С 1918 в Берлине занимался коммерцией, позднее германо-сов. торговлей, в 1921 гл. ред. близкой к сменовеховцам газ. "Русский голос". С 1933 жил в Париже. Автор док. кн. о своих путешествиях «Богомольцы в коробочке» (1921), «Люди в паутине» (1930), романа-трилогии о деловых людях «За миллионами»(1924-33); романа из эмигрантской жизни «Фуга» (1933), детективных романов «Похождения графа Азара» (1938) и «Сенсация графа Азара» (1939), романа из жизни старообрядцев «Фенька» (1945), романа о войне и оккупации Парижа «Завещание Мурова» (1960) и др. произв., которые были популярны у русских читателей за рубежом.
 

Источник: Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства

КРЫМОВ Владимир Пименович
20.7.1878, Двинск - 6.2.1968, Шату, пригород Парижа) журналист, путешественник, писатель. Выходец из бедной староверческой сибирской семьи; согласно семейному преданию, вел по материнской линии родословную от протопопа Аввакума. Учился в Петровской сельскохозяйственной академии. Будучи студентом, печатал в московских газетах статьи и заметки, в том числе корреспонденции со Всемирной выставки в Париже (1900), Окончил в 1908 Московский университет. В 1909 совершил поездку в Южную Америку как представитель крупного акционерного общества: публиковал очерки о путешествии в газете «Новое время». Позднее совершил поездку в Центральную Америку; описал свои впечатления в книге «В стране любви и землетрясений» (1914). Первая беллетристическая книга (под псевд.Н.Н.Тавридин) - сборник психологических этюдов «Здесь» (Харьков, 1909) - была конфискована. В книгу «О прочем» (СПб., 1912) вошли печатавшиеся в газетах фельетоны, путевые очерки, небольшие рассказы («Как меня прогнал Толстой» и др.). В 1917 вышла книга наблюдений и журналистских заметок о переломном для России времени - «Чтобы жизнь не была так печальна», Все эти книги К. издавал на свои средства.
С 1911 К. жил в Петербурге, сблизился с А.Сувориным, был коммерческим директором газеты «Новое время», затем предпринял издание собственного «журнала роскошной жизни» - «Столица и усадьба» (1914-16), что позволило ему устанавливать контакты с выдающимися личностями, включая членов царской семьи. Суворин наставлял его в то время: «Пишите, как начали, просто, смело и ясно, без замысловатых выкрутасов, туманных фигур и притянутых за хвост образов и метафор».
В 1914-16 К. написал книгу «То, что нельзя печатать» - об ужасах войны и бедах России, «которой правили Распутин и банки»; рукопись ее была изъята полицией. В апреле 1917 отправился из Петербурга через Сибирь в кругосветное путешествие, дважды обогнул земной шар: в Россию больше не вернулся; в 1921 обосновался в Берлине: описал странствия в книге «Богомольцы в коробочке» (Берлин, 1921). В заключительной ее части К. размышлял о контрастах увиденного, пропасти между бедными и богатыми, революции в России и ее влиянии на судьбы мира. Главный смысл происходящего видел в том, что под влиянием страшной войны и революции в России мир предстал «под иным углом зрения», «разделение людей на рабов и господ ушло в вечность»; писателю, чьи «мозги очистились от шелухи», стала близка мысль об изменении социальных условий для работающих, о мировом братстве людей и строительстве новой, просвещенной России. С этим убеждением связана символика названия книги:, богомольцы в коробочке - это люди, замкнувшиеся в себе; «строя новую Россию, надо это понимать».
Жил в США, в Англии, с 1923 в Берлине, по свидетельству современника, был «почти миллионером» и умножил свое состояние, участвуя в германо-советской торговле. Редактировал «сменовеховскую» газету «Русский голос». Обратился с письмом к И,Сталину «как одному из крупных государственных деятелей в современной России». Призывал его «во что бы то ни стало сохранить власть..., ничего не щадя», заботиться об усилении армии и увеличении населения, не притеснять религию, привлекать частный капитал; отмечал, что «революция уже сделала колоссально много», но «нужны какие-то выполнения обещанного благополучия пролетариата. А пока у вас волокиты больше, чем в царском строе», В 1922 опубликовал очерк о Лондоне «Город-сфинкс», в 1923 - 2-е издание книги о кругосветном путешествии «Радость бытия», в 1927- книгу о поездках в Монако - «Монте-Карло», В 1930 вышла книга «Люди в паутине» - о последнем его большом путешествии (1919) по странам мира, который, как писал он во введении, изменился поразительно, но «попрежнему человек еще опутан паутиной». Книга «Сегодня» (Л., 1925) - описание событий 1917 в Петрограде. Из беллетристических произведений К. в Берлине вышли: сборник «Странные рассказы» (1921) - о причудах миллиардера, «которому все надоело», «Детство Аристархова» (1924) и роман «Бог и деньги» (1926); эти произведения явились подготовительными этапами к роману-трилогии «За миллионами» (1933, «Сидорове ученье», «Хорошо жили в Петербурге», «Дьяволенок под столом»). Роман выходил с вариантами в Берлине и Париже, выдержал 4 издания. Трилогия, как и роман «Бог и деньги», имели автобиографическую основу.К. писал: «Я рос и работал полжизни в той среде, в тех стремлениях и идеалах, среди тех людей, для которых высшим достижением было накопление богатства, деньги, миллионы». По словам К., трилогия - это «хроника из предреволюционной жизни русской буржуазии»; он стремился «изобразить переживания человека, который полжизни думал, ...что в осуществлении задуманной карьеры вся цель жизни, важно только быстрое движение вверх, по ступенькам социальной лестницы: обгоняя толпу, он уперся вдруг в стену, озираясь растерянно на пройденный путь, вдруг понял, что цель была ничтожна, только мираж». Герой трилогии - издатель, затем крупный биржевой делец в Петербурге, после революции - в Нью-Йорке и Лондоне.
В 1933, с приходом нацистов к власти в Германии, К. переселился во Францию, в фешенебельный пригород Парижа - Шату. На эмигрантском материале написал роман «фуга» (1935); детективные романы «Похождения графа Азара» (1938) и «Сенсация графа Азара» (1939); сочинение в жанре научной фантастики «В царстве дураков» (1939): роман «Фенька» (1945, репринт 1973). В числе изданного также «Дрозофилы и мы» (1947), сборник, составленный по записным книжкам, «Из кладовой писателя» (1951, репринт 1973). Книга, написанная на сюжет парапсихологии с элементами таинственного, опубликована в журнале «Мосты» (Мюнхен, 1960, № 5). Последний, философско-психологический роман «Завещание Мурова» (Нью-Йорк, 1960) создавался в условиях трагических переживаний автора во время немецкой оккупации Парижа и при полной потере им зрения: как и в прежних романах К., его персонаж в главных чертах является двойником автора.
Семь книг К. было издано в Лондоне в переводе на английский язык. «У автора исключительно острый дар наблюдательности, редкое, но тонкое остроумие и литературное умение, более которого нельзя желать», - писала газета «Daily Mail». О романе «Сидорове ученье» писала «Daily Herald»: «Потрясающая картина русского общества накануне революции.
Остро, тонко и убедительно». Книга К. «Голос горной пещеры» издана в 1960 в Буэнос-Айресе. Остался неизданным сборник «Портреты необычных людей» (М.Горький, Г.Уэллс, В.Розанов, С.Рейли, А.Н. Толстой).
По-разному оценивала творчество писателя русская эмигрантская критика. По свидетельству К.Померанцева (1985), Г.Адамович считал книги К. «ниже всякого уровня». Сам же Померанцев признавал, что в романах «Сидорове ученье» и «Фенька» К. «талантливо рисует характеры и быт русских староверов»; о К. он писал, что это был человек «малоинтересный, ограниченный «практическим разумом», предельно сосредоточившим его на делании денег». По мнению В.Яновского, К. «был несомненно талантливым литератором, с культурою языка», но «привязанность к деньгам» и «скупость» были в нем «сильнее всего».
«Житейская хроника, широкая словесная картина», - писала о «Завещании Мурова» Н.Клименко, отметившая, что герой романа из тех, кто в конце XIX - начала XX вв. пришел на смену дворянину-мыслителю или разночинцу, «борцу за народ», проявив упорство и энергию в достижении цели жизни - «стать самим собой», Писатель сумел «заглянуть во все изгибы, углы, извилины души своего героя и талантливо показал его образ».

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции