Ксения, Борисовна Годунова

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Ксения Борисовна Годунова

— царевна. Вместе с братом получила хорошее по тому времени образование; отличалась красотой и умом. Сначала Борис хотел ее выдать за шведского принца Густава, сына Эриха XIV, и дал жениху в удел Калугу, но он не пожелал оставить протестантство и отказаться от прежней любви. Тогда Борис выбрал в женихи датского принца Иоанна, который умер в Москве, не видав невесты (1602). Начались хлопоты по третьему сватовству, но во время неудачных переговоров об этом с Грузией, Австрией, Англией, Борис скончался. Самозванец, прибывший в Москву, по народным преданиям, держал К. сначала при своем дворе, но потом, по настоянию Марины Мнишек, отослал ее в Белозерский монастырь, где она была пострижена под именем Ольги. С воцарением Шуйского Ольга поселяется в московском Троицком монастыре. Умерла в 1622 г. Еще при жизни К. пелись в народе приписываемые ей песни, которые сохранил англичанин Ричард Джемс (1619 г.) и в которых царевна оплакивала отца и все свои семейные несчастия.


В. Р — в.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Ксения Борисовна (Годунова)

Ксения Борисовна (Годунова), царевна, дочь царя Бориса (1582 - 1622). Умная от природы, она получила еще хорошее по тому времени образование, была ""писанию книжному искусна"" и ""гласи воспеваемы любляше"". Современники отметили ее настоящую русскую красоту и привлекательность. Отец, стараясь найти ей жениха из царственного рода, в 1599 г. вызвал в Россию изгнанного из Швеции сына короля Эриха XIV, Густава, которого мечтал сделать вассальным королем Ливонии. Принц не захотел отказаться от протестантства и от любимой женщины и был отвергнут; умер в данном ему Угличе. Осенью 1602 г. приехал в Москву новый жених Ксении, принц датский Иоганн, брат короля Христиана, но скоро умер (28 октября), опечалив Бориса и, видимо, полюбившую его, хотя официально и не видевшую его Ксению. Борис искал жениха своей дочери в Англии и Австрии, вел переговоры в Шлезвиге, наводил справки, выписывал портрет царевича Хозроя из Грузии. Смерть Бориса прекратила брачные планы Ксении, которой, вместе с матерью ее и братом, присягнула страна. Она пережила низложение брата с престола, а затем и насильственную смерть его и матери 10 июня и, попав в руки Самозванца, была им обесчещена. В начале 1606 г., по настоянию отца своей невесты, ""царь Димитрий"" удалил Ксению из Москвы, и с именем Ольги она сделалась монахиней одного Белозерского монастыря. Царь Шуйский вскоре после воцарения вызвал ее в Москву для участия в торжественном перенесении останков ее родителей и брата в Троице-Сергиев монастырь, где несколько позже ей пришлось пережить все ужасы долгой осады. В 1611 г., проживая в Новодевичьем монастыре, молодая инокиня сделалась свидетельницей тяжелых сцен при разграблении этого монастыря казаками Заруцкого и сама пострадала от них. Скончалась она во Владимире и похоронена, согласно ее желанию, рядом с своей семьей. Тяжелая ее доля отразилась в нежно-лирических народных песнях, которые еще при ее жизни, в 1619 г., записал англичанин Ричард Джемс. - См. М.Д. Хмыров ""М. Борисовна Годунова"" (""Рассвет"", 1862, № 3 и 4), и Д. Мордовцев ""Русские исторические женщины. Женщины допетровской Руси"" (СПб., 1874).

Источник: Биографический словарь. 2008

Ксения, Борисовна Годунова

(в иночестве Ольга) — дочь царя Бориса Федоровича, род. в 1582 г., ум. в 1622 г. Ксении исполнилось 16 лет при избрании Бориса Федоровича на Московский престол. Во время торжественного вступления нового царя в Москву, 30 апреля 1598 г., она шла рядом с отцом и братом, с ними присутствовала на богослужении в Успенском соборе и вступила впервые в царские палаты. Везде царевна упоминалась наряду с братом своим Федором: в крестоцеловальной грамоте присягавшие клялись оберегать здоровье детей царя, в молитве перед заздравной чашей просили о здравии "царских детей". Царь Борис мечтал о блестящей партии для своей дочери и известно несколько брачных проектов с иностранными государями. Первым женихом Ксении был Густав, принц Шведский, прибывший в Москву в 1598 г., брак не мог состоятся вследствие отказа жениха переменить веру. В 1602 г. приехал герцог Датский Иоанн, брат короля Христиана; он соглашался стать русским удельным киязем и принялся изучать русские обычаи. Ксения Борисовна поехала перед свадьбой на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру с родителями и братом; сохранилось описание этой пышной поездки. Жених тем временем внезапно заболел и скончался к большому горю невесты. Борис Федорович завел тогда брачные переговоры с Шлезвигским герцогом Филиппом, искал жениха для Ксении и на православном востоке, в Грузии, откуда ему прислали описание грузинского царевича Хозроя. Все эти переговоры прервались появлением Лжедмитрия; по слухам, в эти тяжелые минуты руку дочери сулил Годунов Басманову. Смерть царя Бориса 15 апреля 1605 г. — поворотный пункт в судьбе Ксении. Ей присягала Москва наряду с Федором Борисовичем и матерью его, а через полтора месяца, когда толпа ворвалась в Кремль и свергла Годуновых, Ксения была отвезена с родными в их прежний боярский дом. Спустя несколько томительных дней, 10 июня, на глазах ее убили мать и брата, а ее бесчувственную, по приказу Лжедмитрия, отвезли в дом Массальского. Самозванец опозорил Ксению и этот позор царевны оплакан в сказании кн. Катырева Ростовского. Мнишек в письме своем упрекал будущего зятя в близости к нему дочери Годунова и перед приездом Марины Ксения была пострижена в монахини, под именем Ольги, и удалена в один из Белозерских монастырей. О дочери Годунова вспомнил царь Василий Шуйский. Когда в 1606 г. он торжественно переносил тело царя Бориса, его жены и сына из Варсонофиева монастыря в Троице-Сергиеву Лавру, Ольга (Ксения) Борисовна ехала за процессией в закрытых санях и громко оплакивала гибель своего рода от руки Самозванца. Переводимая из монастыря в монастырь, Ксения — инокиня Ольга — находилась в Троице-Сергиевой Лавре во время знаменитой осады. От этого времени, от 29 марта 1609 г. до нас дошло письмо ее к тетке. Царевна описывает страшный мор и нужду, которую терпели осажденные, а также беспорядки, происходившие в Лавре. О себе упоминает, что она со своими старицами больна и с часу на час ожидает смерти. В июле того же года инокиня Соломонида, служанка царевны, извещая мать об успешно отбитом приступе и ослаблении эпидемии, писала, что по милости царевны они не терпят нужды и что Ольга (Ксения) Борисовна дала рубль на похороны одного их знакомого, которого не на что было хоронить. — Пережив Смутное время, несчастная дочь Бориса скончалась в 1622 г., 40 лет, во Владимирском монастыре; она завещала перед смертью похоронить ее рядом с родителями; последняя воля царевны была исполнена и могила ее в Троице-Сергиевской Лавре. Краткие сведения о ней рассеяны по многим памятникам, но наиболее подробные заключаются в сказаниях смутного времени (сказания кн. Катырева Ростовского: "Временник дьяка Тимофеева" и др.), сохранилась также память о царевне и о превратной судьбе ее в песнях народа, именно, в песне, записанной Джемсом в 1619—1620 гг. Судя по преданиям, Ксения Борисовна отличалась замечательной красотой: она была среднего роста, белая и румяная, с черными волнистыми волосами и большими черными глазами. Современники отметили и душевные качества царевны, ее ум, начитанность; она любила чтение и пение духовное.


"Истор. Библиот." т. XIII: "Карамзин"; "История", тт. XI и XII, Соловьев; "История", т. VIII, Иловайский; "Смутное время Московского государства"; Костомаров, "Русск. ист. в жизнеописаниях его главн. деятелей", вып. 3-й.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008