Кулиш Пантелеймон Александрович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Кулиш Пантелеймон Александрович

Кулиш, Пантелеймон Александрович - талантливый малорусский поэт, публицист и историк (1819 - 1897). Родился в Черниговской губернии, в семье старого казацкого рода; учился в Киевском университете, но не кончил курса; был учителем. Начал писать в альманахе М.А. Максимовича ""Киевлянин"" (1840). Близко сошелся с польским писателем Грабовским и малорусскими учеными и поэтами. В 1845 г. напечатал первые главы крупного произведения: ""Черная Рада"". Плетнев вызвал Кулиша в Петербург, где готовил ему ученую карьеру; но Кулиш вступил в Кирилло-Мефодиевское братство; вместе с Костомаровым и Шевченко был арестован и посажен на 2 месяца в крепость, затем на 3 года водворен в Туле. Возвратясь в Петербург, написал ряд статей без подписи; в 1856 г. получил возможность подписывать свои произведения. Поселясь в Малороссии, он издал ""Записки о южной Руси"" (1856), - ценный сборник исторических песен и преданий, ""Черную Раду"" (1857), малорусский альманах ""Хату"" и собрание ""Повестей"" (1860). В 1861 - 1862 годах принимал деятельное участие в украинофильском журнале ""Основа"". Издал сочинения Котляревского и Квитки , ""Кобзарь"" Шевченко, ""Сочинения и письма"" Гоголя . В 1862 г. вышел сборник его стихотворений на малорусском языке ""Досвитки"". Составил для народа ""Граматку"" (малорусский букварь; 2-е издание, 1861) и ввел в употребление правописание (кулишевка), отличительная особенность которого состоит в устранении ""ы"". До недавнего времени это правописание было запрещено. В 60-х и 70-х годах Кулиш писал стихи и повести на малорусском языке, преимущественно в галицийских изданиях; перевел на малорусский язык Пятикнижие, Псалтырь и Евангелие. С начала 70-х годов Кулиш обратился к историческим занятиям - и с этого времени в нем происходит резкая перемена взглядов и убеждений, выразившаяся в порицании казачества и в особенности Запорожья, в симпатии к власти и начальству, начиная с старопольской шляхты, в прославлении Екатерины II за уничтожение Запорожья. Позднейшие исторические труды его бедны фактическим содержанием, многословны и риторичны. В 1882 г. вышел во Львове его перевод Шекспира на малорусский язык. Полный перечень сочинений Кулиша см. в ""Покажчике"" Комарова (1883) и в ""Очерках истории украинской литературы"", Петрова (стр. 267). В последнем труде раскрыты псевдонимы Кулиша (Казюка, Панько, Ратай и др.). О Кулише написано множество статей (большинство их перечислено у Комарова и Петрова). Весьма обширная биография Кулиша напечатана профессором Огоновским в ""Зоре"" 1893 г. (в ""Истории литературы русской""). Подробная оценка сочинений Кулиша дана в ""Очерках"" Петрова и в ""Истории русской этнографии"" А.Н. Пыпина. Ценные дополнения и поправки см. в академической рецензии профессора Дашкевича (присуждение Уваровской премии). Н. С-в.

Источник: Биографический словарь. 2008

Кулиш, Пантелеймон Александрович

Кулиш Пантелеймон Александрович


— отличный знаток малорусского языка и талантливый малорусский поэт, публицист и историк. Род. в 1819 г. в Черниговской губернии, в семье старого казацкого рода; учился в киевском университете, но не кончил курса, был учителем в Луцке, Киеве, Ровно, начал писать в альманахе М. А. Максимовича "Киевлянин" (1840), близко сошелся с польским писателем Грабовским и малорусскими учеными и поэтами. В 1845 г. напечатал первые главы крупного произведения: "Черная Рада". Плетнев вызвал К. в Петербург, где готовил ему ученую карьеру; но К. вошел в Кирилло-мефодиевское братство и вместе с Костомаровым и Шевченком был арестован и посажен на 2 месяца в крепость, затем на 3 года водворен в Туле. В 1850 г. К. возвратился в Петербург, поступил на службу и написал ряд статей без подписи; в 1856 г. получил полную амнистию и стал подписывать свои произведения. Оставив службу, он поселился в Малороссии. В 1856 г. издал "Записки о южной Руси" — ценный сборник исторических песен и преданий, в 1857 г. — "Черную Раду", в 1860 г. — малорусский альманах "Хату" и собрание своих "Повестей"; в 1861—1862 г. принимал деятельное участие в украинофильском журнале "Основа". Кроме того, он издал сочинения Котляревского и Квитки, "Кобзарь" Шевченка и "Сочинения и письма" Гоголя. В 1862 г. К. издал сборник своих стихотворений на малорусском языке: "Досвитки". Составил (1857) для народа "Граматку" (малорусский букварь, 2 изд. 1861) и ввел в употребление свое правописание (кулишевка), отличительная особенность которого состоит в устранении ы. Ныне это правописание запрещено. В 60-х и 70-х гг. К. писал стихи и повести на малорусском языке, преимущественно в галицких изданиях; перевел на малорусский язык Пятокнижие, Псалтирь и Евангелие. С начала 70-х годов К. обратился к историческ. занятиям — и с этого времени в нем обнаружилась резкая перемена взглядов и убеждений, выразившаяся в порицании казачества и в особенности Запорожья; в симпатии ко всякого рода власти и начальству, начиная от старопольской шляхты, в прославлении Екатерины II преимущественно за уничтожение Запорожья. Позднейшие исторические труды его бедны фактическим содержанием, многословны и риторичны. Из позднейших литературных произведений К. выдается перевод Шекспира на малорусский язык, изд. во Львове в 1882 г. Полный перечень сочинений К. см. в "Покажчике" Комарова (1883) и в "Очерках истории украинской литературы", Петрова (стр. 267). В последнем труде раскрыты псевдонимы К. (Казюка, Панько, Ратай и др.). О К. написано множество статей (большинство их перечислено у Комарова и Петрова). Весьма обширная биография К. напечатана проф. Огоновским в "Зоре" 1893 г. (в "Истории литературы русской"). Подробная оценка соч. К. дана в "Очерках" Петрова и в "Истории русской этнографии" А. Н. Пыпина. Ценные дополнения и поправки см. в академической рецензии проф. Дашкевича (присуждение Уваровской премии).



Н. С—в.


{Брокгауз}





Кулиш, Пантелеймон Александрович (дополнение к статье)


— поэт, публицист и историк; умер в 1897 г.


{Брокгауз}





Кулиш, Пантелеймон Александрович


[1819—1897] (псевдонимы: Вешняк Т., Корока П., Никола М., Роман П. и др.) — известный украинский писатель, критик-публицист, историк и общественно-культурный деятель. Род. в семье мелкопоместного хуторянина. Учился в новгород-северской гимназии, был вольнослушателем Киевского университета. С 1847 К. — учитель петербургской гимназии, преподаватель университета и кандидат на кафедру славистики. К этому периоду относится начало его лит-ой и культурно-общественной деятельности: он устанавливает связи с представителями польской дворянской общественности (Грабовский и др.) и с Кирилло-мефодиевским братством (см. "Украинская литератуpa"). Участь членов последнего К. однако не разделил, т. к. вместо политической борьбы им был выдвинут лозунг лояльного культурничества.


Кулишу запретили только печататься, и произведения, уже изданные, были конфискованы. Он был административно выслан в Тулу; там находился на государственной службе; в ссылке пробыл недолго. После упорных и верноподданнических ходатайств ему разрешили вернуться в столицу. Убедившись в невозможности сделать служебную карьеру и вести легальную литературную работу, Кулиш приобрел хутор, где поселился и занялся сельским хозяйством. В этот период он сходится близко с Аксаковым и с московскими славянофилами. Вступление на престол Александра II дало К. возможность выступать в печати под своей фамилией. После этого он развивает большую деятельность, публикует ряд своих крупных произведений, среди них роман "Чорна рада" и др. В 1861 начал выходить украинский журнал "Основа", в котором К. принимает активное участие. На страницах этого журнала появляются известные работы К.: "Обзор украинской словесности", "Чого стоить Шевченко, яко поет походній" и др., положившие начало украинской критике. В этих критических работах К. устанавливает зависимость писателя от этнографических условий и читателей, которые его окружают. индиферентное, а подчас и недоброжелательное отношение помещиков украинофилов к деятельности К. заставляет его скоро прекратить ее. Просуществовав 2 года, закрывается и журн. "Основа".


Поднявшаяся в начале 60-х гг., волна русского шовинизма, направленная против движения угнетенных царской Россией национальностей, в особенности против поляков, увлекает К. Он сотрудничает в реакционном журн. "Вестник Юго-западной и Западной России". После подавления польского восстания [1863] К. поступает в Варшаве на службу, связанную с активным проведением руссификаторской политики и уничтожением остатков польской автономии. Эта деятельность К., а также отрицательная оценка им наиболее революционных произведений Шевченко окончательно оттолкнула от него радикальную мелкобуржуазную украинскую интеллигенцию. К. связывается теснее с более близкой ему западно-украинской (галицийской) буржуазно-националистической интеллигенцией и сотрудничает с ней. Все его попытки издавать журнал и продолжать издательскую деятельность окончились неудачей. Продолжая работать в западно-украинских изданиях, он пишет свою известную "Историю воссоединения Руси" из эпохи XVI и XVII вв. на Украине, а также ряд других исторических работ, в которых резко критикует романтические традиции и взгляды казакофильской украинской историографии (в частности Костомарова). Будучи идеологом буржуазии, К. однако в указанных исследованиях впервые в украинской историографии обращает внимание на роль экономических факторов и классовой борьбы в истории, расценивая их конечно с буржуазной точки зрения.


С 1881 К. живет в Западной Украине (Галиции), где на базе сотрудничества польских помещиков с западно-украинской буржуазной и мелкобуржуазной интеллигенцией пытается широко развернуть культурную деятельность. Последние годы жизни Кулиш проводит на своем хуторе, где занимается лит-ой работой, в частности художественными переводами на украинский язык иностранных классиков.


Творчество К. можно разделить на два периода: романтический и реалистический. Первый период охватывает все ранние произведения К. (40-е гг.): фантастическо-народные ("О том, отчего в местечке Воронеже высох Пешевцев став", "Цыган", "Огненный змей" и др.) и историко-бытовые рассказы ("Орися") и роман "Михайло Чернышенко". Народно-фантастические рассказы, не отличаясь особой художественностью, представляют собой лит-ую обработку народных легенд с их обычной примитивной моралью. Роман "Михайло Чернышенко" носит яркие следы подражания модному в то время Вальтер Скотту (см.) и не отличается ни идейностью, ни богатством исторического содержания. Зато роман "Чорна рада", претерпевший несколько редакций, является уже в полном смысле социальным романом, изображающим эпоху борьбы на Украине в связи с выборами гетмана Ивана Брюховецкого. В этом произведении, богатом и ярком по своему историческому содержанию, писатель проводит свой взгляд на социальную борьбу на Украине в прошлом, на казацкую революцию 1684. Националистическая романтика К. полна глубокого классового содержания. Писатель сам в своей автобиографии — "Жизнь Кулиша", напечатанной в западно-украинском журн. "Правда", подчеркивает свою социальную и психологическую близость с казацкой украинской старшиной-шляхтой, в противоположность Т. Шевченку, которого К. относит к казацкой голытьбе. Героев из среды старшины-шляхты К. идеализирует, представителей же "черни" всячески поносит или изображает их слепым орудием в руках других. К романтическим произведениям К. нужно отнести его эпопею "Україна", составленную из народных дум, вкрапленных в стилизованный под эти думы собственный текст К., а также и некоторые исторические поэмы, как напр. "Великі проводі" (из сб. стихотворений "Досвидки", 1862), где К. выводит идеализированного героя-рыцаря казака Голку, колеблющегося между своей казацкой братией, к которой у него отрицательное и даже презрительное отношение, и польским панством, к которому он тянется. Другой роман К. — "Алексей Однорог" — из смутного времени начала XVII в., написанный в большой степени с целью реабилитации и поэтому выдержанный сплошь и рядом в официальном духе, художественного значения не имеет.



К 50-м гг. относятся первые реалистические произведения К. автобиографические — "История Ульяны Терентьевны" [1852], "Яков Яковлевич" [1853] и "Феклуша" [1858], повести "Майор" и "Другой человек". В первом из них К. предвосхищает "Семейную хронику" С. Аксакова (см.), хотя в художественном отношении оно значительно ниже. В "Майоре" и "Другом человеке" К. идеализирует старые национальные традиции и простой народ, восстает против земельной аристократии, бичует разложившиеся элементы дворянства и его интеллигенции и выдвигает как идеал хуторянство. Особенно сильно проявилось отрицательное отношение К. к только что названной части дворянства в его сочинениях, печатавшихся в юмористическом журн. "Искра" ("Пан Мурло", "На почтовой дороге в Малороссии", "Семейные беседы исправника" и др.).


Работая над историческими проблемами, К. отражает их и в своих беллетристических произведениях. Взгляды К. на гайдамакское движение нашли свое отражение в рассказах "Січеві гості" [1862] и "Мартин Гак" [1863], причем К. относится к нему как к разбойничьему движению, а отнюдь не как к революционному.


В романе "Липовые пущи" К. пытался изобразить социальные отношения старой украинской гетманщины, причем самую гетманщину писатель оценивает как "дерево, подгнившее в корне и не приносящее никаких плодов". Почти все беллетристические произведения К., за исключением действительно замечательной и выдающейся "Чорной рады", не принесли писателю особой популярности. При всех своих положительных художественных данных К. остался автором по преимуществу посредственных произведений. В области поэтического творчества К. тоже не удалось достичь той идейной глубины, художественной завершенности, какие были у Шевченко, хотя Кулиш и поставил своею целью продолжить деятельность гениального поэта. Стихи К. в двух сборниках, — "Хуторна поезія" [60—70-е гг.] и "Дзвін" [80-е гг.], — отражавшие различные этапы его общественно-культурной деятельности, не отличаются оригинальностью. Будучи направлены в ряде случаев против Тараса Шевченко, они все же перепевают его.


Переоценивая исторические ценности в некоторых произведениях, К. воздает хвалу "единому царю" (Петру I), "единой царице" (Екатерине II) и вообще всему русскому царизму, который помог расправиться с анархической казацко-запорожской и гайдамацкой чернью. Наконец К. принадлежит ряд поэм на исторические темы, в частности украинско-турецкие ("Магомет і Хадиза", "Маруся Богуславка"), и др. ("Григорий Сковорода". "Куліш у пеклі" и т. д.), в которых выявляется концепция К. — туркофильство, сменившее славянофильство и русофильство, разочаровавшие его. Турок К. воспевает как народ добрососедский, культурный и высоко моральный. Однако все эти сочинения, как и напечатанные позже отрывки из уничтоженных пожаром поэм ("Хуторні недогарки"), не представляют ничего художественно выдающегося. В такой же степени не были особенно примечательны и драматические произведения К. ("Коліі", "Хуторянка", "Дранована трилогія", "Байда", "Сагайдачний", "Наливай", а также "Хмель Хмельницькій"), которые так и не увидели сцены. Зато многочисленные переводы К. из иностранных классиков были и остались выдающимся явлением в украинской литературе. К. первый ощутил потребность в них. К. один из первых отрешился от той национально-провинциальной в культурном отношении ограниченности, которой так страдала украинская буржуазная культура. Им переведен на украинский яз. ряд произведений Шекспира, Байрона, Гете, Шиллера и Гейне. В истории украинской литературы К. оставил свой след также введением нового украинского алфавита. "Кулішівка" в основном употребляется и теперь; она заменила так наз. "ярыжку" — своеобразное приспособление к украинскому языку русской азбуки; принятая украинской письменностью, "кулішівка" обеспечила имени писателя широкую популярность.


Творчество К. отражает в общем буржуазно-помещичью идеологию. Неустойчивость и невыкристаллизованность взглядов его, а также колебания в ориентациях объясняются тем, что К. был в общем разночинцем по происхождению и положению, а кроме того еще и тем, что украинские буржуазно-помещичьи элементы не представляли в то время классово консолидировавшейся и сформировавшейся политической силы. Принимая во внимание разнообразную деятельность К. и классовую заостренность его произведений, нетрудно представить, какую роль сыграл К. в процессе формирования мысли украинской буржуазии. Не даром буржуазная литератуpa считает своим отправным пунктом творчество и деятельность К., а современные украинские фашисты, ревизуя украинское культурное наследие, в К. находят лучшие свои традиции и его имя пишут на знамени фашистской националистической культуры.



Библиография: І. Сочин. и письма П. А. Кулиша, тт. I, II, 1908; III, IV, 1909; V, 1910, изд. А. М. Кулиш, под ред. И. Кананина, Киев (это изд. после т. V прекратилось); Твори Пантелеймона Куліша, тт. I, 1908; II, III, IV, 1909; V, VI, 1910, изд. т-ва "Просвіта". Львов.


II. "Пантелеймон Куліш", Сб. Всеукр. академии наук, Кіів, 1927; Коряк В., Нарис історії української літератури, т. II, ДВУ, 1929, стр. 163—196; Кирилюк Евг., Пантеліймон Куліш, ДВУ, 1929; Петров В., Пантеліймон Куліш у пятьдесятi роки, Всеукр. акад. наук, Киев, 1929.


III. Кирилюк Евг., Библіографія праць П. О. Куліша та писань про нього, Всеукраінская академия наук, Киев, 1929.



В. Василенко.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008