Культ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Культ
преклонение перед кем-то или чем-то, почитание кого-либо или чего-либо, обязательный элемент любых религиозных верований.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

КУЛЬТ
почитание, преклонение. Один из основных элементов религии. Чрезмерное возвеличивание чего-либо или кого-либо (купьт личности).

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Культ
греческое и римское понятие, обозначающее совокупность обрядов почитания бога, человека с целью снискать его расположение и получить помощь, либо почтить его память (от лат. colĕre — возделывать, почитать). К их числу относятся жертвоприношения, обрядовые празднества и молитвы.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Культ
лат. cultus – уход, почитание) – 1) один из элементов религии, действия (телодвижения, чтение или пение и т.п.), имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклонению; 2) чрезмерное возвеличивание чего-либо или кого-либо (культ предков, культ героев, культ личности и т.д.).

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Культ
(от лат. colere — возделывать, почитать; cultus — возделывание, уход, почитание). У греков и римлян — совокупность обрядов почитания к.-л. государства, бога или человека с целью снискать его расположение (благословение) и получить помощь либо почтить его память. К числу последних относится К. мертвых и К. предков, восходящие к прагреческим (в Греции) и праэтрусским (в Италии) традициям. Др. культовые места (loca sacra — деревья, источники, рощи, храмы — в отличие от loca religiosa — мест отправления частных К.) могли находиться в распоряжении разных лиц, но совершавшиеся там обряды были неизменны. К их числу относятся жертвоприношения, обрядовые празднества (процессии, танцы) и молитвы. Твердые сроки проведения различных праздников, появление которых имело конкретные причины, определяли в античности культовый годовой календарь. Священнослужители (жрецы и их помощники) должны были выполнять различные предписания — совершать обряд очищения, должным образом облачаться и воздерживаться от пищи. В Греции все сакральные процедуры были в целом скромнее, чем у римлян или иудеев. Наряду с официальными К. существовали отделившиеся от них мистериальные К. орфиков, гностиков, поклонников Митры, а также религии искупления, например христианство. Такие особые формы К., как античный К. властителя, продолжали существовать и в христианстве, ставшем государств, религией.

Источник: Словарь античности. 1989

Культ
(лат. почитание) – традиционно сложившаяся совокупность таинств, обрядов и священнодействий, регламентированных церковным уставом и имеющих целью стяжать Божию благодать, способствовать преображению человеческого существа и вхождению человека в жизнь вечную. Православие предполагает значительные местные особенности в осуществлении К., поскольку православный церковный устав, являясь организующим началом живого процесса богослужебной деятельности Церкви, дает возможность поиска новых форм актуализации неисчерпаемого духовного содержания христианского вероучения. Основным местом осуществления К. является храм, главное культовое действие – общественное богослужение, важнейшие элементы К. – таинства. Первостепенное значение в православном К. играет почитание Пресвятой Троицы, Иисуса Христа, Богородицы, Церкви, креста, святости, икон, мощей, посещение святых мест (паломничества), соблюдение постов. Православный К. насыщен глубоким мистическим символизмом, а потому огромную роль в церковной жизни играют многочисленные сакральные символы и предметы, которые принято подразделять на знамения и образы. Знамения – священные знаки, которые символически передают духовное содержание истин вероучения, не выражая их непосредственно (к примеру, крест без распятия; внешние и внутренние архитектурные формы храма; жертвенник; иконописные изображения Всевидящего Ока в треугольнике; изображения лестницы; головные уборы священнослужителей; архиерейский жезл, дикирий и трикирий; подсвечники, паникадила; завеса врат царских). Знамением Господа Иисуса Христа являются хлебный Агнец, вынимаемый из просфоры, и вино, смешанное с водою в чаше, до их претворения в Плоть и Кровь Христовы. Образы – это священные изображения и предметы, не только выражающие определенный духовный смысл, но и передающие само внешнее сходство мира Божественного с предметами и существами этого мира. К образам относятся прежде всего иконы, а также: Крест Господень с Распятым Спасителем; алтарь; царские врата; престол; горящие лампады и свечи; благовонный дым ладана (фимиам); дискос с изображением ангелов; копие; все богослужебные и повседневные облачения духовенства, соответствующие по виду и покрою одеждам Иисуса Христа или одеяниям ангелов. Многообразие сакральных символов, образов и предметов православного К. свидетельствует, что вся культовая деятельность Православной Церкви проникнута идеей связи земного и Небесного миров, благодаря чему происходит освящение предметного мира, человека и всего космоса.

Источник: Краткий православный словарь.

Культ
(cultus – почитание, поклонение) – религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхестественными свойствами. В широком смысле – исторически сложившийся тип религиозных отношений. Составными элементами культа являются религиозно-магические действия (обряды, молитвы) и относящиеся к ним предметы (священные изображения, храмы, святилища и др.). С этими внешними действиями и материальными принадлежностями культа неразрывно связаны более или менее расчлененные системы религиозных верований, чувств, а также соответствующих социальных ролей и отношений (жречество, церковная организация). В более узком смысле под культом понимают только те религиозные отношения, которые связаны с верой в высшие, сверхестествен ные существа и направлены на их умилостивление; в таком случае в понятие культ не включаются магические обряды (См. Магия) и обряды заклинания духов (экзоркизм). Историческим формам религии соответствуют и характерные для них типы культовых комплексов: тотемический культ, погребальный, промысловый культ, родовые и семейные культы, шаманский культ, культ племенного бога и др. Можно выделить виды культа по его объектам: культ Солнца, культ неба, культ животных (зоолатрия), культ растений. Если для исторически ранних форм культа характерна непосредственная связь с определенными сферами общественной жизни (земледельческий культ, культ царской власти), то более поздним религиям свойственно многообразие культов, непосредственно ориентированных на мифологические объекты (культ богочеловека), жреческие функции (культ первосвященника) или ритуализированные ценности (культ страдания). Направленность, структура и значение культа существенно отличаются в разных исторических и региональных типах религий. Косвенно, символически с ними связаны такие характерные для ряда эстетических, этических и философских систем прошлого черты, как «культ силы», «культ успеха», «культ человека», «культ разума» и др. Первоначальные формы культа несомненно представляли собой непосредственные магические действия, так жесты адорации (воздевание рук, поднятие глаз к небу и пр.) образовались, видимо, из простейших магических телодвижений. Первобытные колдовские пляски (охотничьи, военные и др.) вошли в последствии в состав культа многих религий; в современной Индии религиозные пляски в храмах служат обычной формой культа. Молитвы – одно из важнейших проявлений культа – развились из колдовских заклинаний – заговоров. Жертвоприношения, как один из существенных элементов культа, имеют более сложное происхождение. Они возникли частью из первобытных охотничьих трапез, частью из общественного запрета пользоваться плодами до определенного момента, когда этот запрет в торжественной форме снимался, частью из суеверного обычая кормить покойников. Употребление различных священных предметов и изображений – икон, церковных сосудов и другой утвари – восходит своими истоками к фетишизму (См. Фетишизм), когда люди приписывали неодушевленным предметам и изображениям сверхестественную силу. Например, в христианском или буддийском культе разным материальным предметам приписывается таинственная сила (чудотворные иконы, святые мощи, нательный крест, реликвии и т.д.) См. Религия, Культ предков.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

КУЛЬТ
религиозный (лат. cultus - почитание) - 1) Система почитания сверхъестеств. сил, состоящая в совершении определенных обрядовых действий (жертвоприношений, молитв, богослужений, таинств и т. п.), к-рым приписывается способность влиять на эти силы в желательном духе. К. является неотъемлемой частью религии, а его развитие - одной из важнейших сторон развития религии. Существующие точки зрения на происхождение К. различны. Некоторые ученые считают, что К. развился из верований в сверхъестественные силы (духов, богов и т. п.) и необходимости их умилостивления человеком (умилостивительный К.) или принуждения их (магия). Другие полагают, что сначала обряды были непроизвольны, а потом закреплялись практикой и "осознавались"; К., таким образом, рассматривается как первичный, а религиозные представления - как возникающие из объяснения обрядов.

Наиболее ранние формы К. заключались в магич. заклинаниях и колдовских плясках, к-рые должны были обеспечить успех племени в охоте, победу в войне, выздоровление сородичей и т. п. Различные обычаи, связанные с половозрастным разделением труда, также закреплялись обрядами, получавшими сакральную санкцию (см. Инициации). Т. о., в первобытном обществе сложились различные формы религии и соответствующие им К. - фетишизм (К. предметов, наделяемых сверхъестеств. силой), тотемизм (К. животных, растений и предметов, от к-рых, по представлениям первобытных, вел свое происхождение род), культ предков - покровителей рода, и др.

В ходе развития производства и общественных отношений развивались и усложнялись религиозные представления, возникали новые виды К. - аграрные и промысловые К., родовые и семейные, государственные. Развивались и новые формы отправления К. (молитвы, жертвоприношения, мистерии и т. д.), складывающиеся в развитую систему богослужений, религ. регламентации, религ. календаря. По мере усложнения К. и в связи с развитием обществ. жизни создавались и спец. культовые места (святилища, храмы). В развитии К. большую роль сыграло образование особой социальной группы - жречества, сосредоточившего в своих руках исполнение культовых действий. Разделение общества на классы и необходимость оправдания эксплуататорами социального неравенства закрепили выделение служителей К. в прослойку господств. класса. Возникает культ носителей власти - почитание фараона как "земного бога" в Др. Египте, обожествление рим. императоров, воздание божеских почестей япон. императору. В совр. религиях - христианстве, иудаизме, исламе, буддизме и др. - сохраняются в видоизмененной форме те или иные значит. пережитки первобытного К. (почитание икон, реликвий, молитвы, фетиши, свечи и др.). Являясь наиболее консервативной стороной религии, К. подвергался критике со стороны многих еретических, антиклерикальных и реформац. движений. Так, протестантские движения в Зап. Европе не раз начинались с критики К. (требовали его упрощения, отмены нек-рых обрядов, таинств, праздников). При капитализме содержание К. приобретает специфич. черты, свидетельствующие о его приспособлении к интересам буржуазии (церемонии освящения пром. и торг. предприятий, банков, молитвы против кризисов и т. п.). Стремясь усилить свое влияние на массы, религ. орг-ции прибегают к "модернизации" и "технизации" К. (использование радио, кино и телевидения во время богослужения и др.). С этой же целью 2-й Ватиканский (21-й Вселенский) собор католич. церкви принял декрет (дек. 1963), разрешивший богослужение не только на лат., но и на местных яз., с привлечением для отправления богослужения верующих.

2) Под словом "К." часто понимают также вероисповедание (свобода К. - свобода вероисповедания).

Лит.: Ленин В. И., О религии, М., 1954; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.-Л., 1959; Токарев С. A., Религия в истории народов мира, М., 1964; его же, Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; Крывелев И. A., О содержании понятия религии, М., 1964; Доклады 7 Междунар. конгресса антропологич. и этнографич. наук, М., 1964.

И. А. Энгельгардт. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
347.44 кб

Перенесение мощей и культ св. Онуфрия Великого в Галицко-Волынской Руси и Западной Европе

Майоров Александр Вячеславович
Читать PDF
2.08 мб

Культ тринадцати северных нойонов в бурятском шаманизме

Цыденов Энхэ Мункоевич
В статье на основании архивных документов и полевых исследований впервые в отечественной историографии рассматривается культ 13-ти северных нойонов в современном бурятском шаманизме.
Читать PDF
91.75 кб

Культ св. Варвары в тевтонском ордене: психосоциальная идентичность братии ордена через призму анали

Котов Антон Сергеевич
Статья посвящена анализу тендерных аспектов психосоциальной идентичности братии Тевтонского ордена в Пруссии.
Читать PDF
422.86 кб

Культ матери в третьем рейхе, его смыслы и последствия

Супрыгина Галина Гавриловна
В статье рассматриваются антифеминистские установки нацистов, которые повлияли на формирование реальной политики в отношении женщин, в первую очередь женщин-матерей.
Читать PDF
260.01 кб

Культ огня в мировозренческой основе народов Древней Руси

Черных В. В.
Читать PDF
242.63 кб

Тит Ливий и вакхический культ в Риме (религиозный аспект запрещения культа)

Сулейманова Н. Ю.
Читать PDF
453.51 кб

В. В. Викторов«Культ личности в России: попытка осмысления:монография». – М. : вузовский учебник:Инф

Скибицкий Марк Михайлович
Читать PDF
299.85 кб

Культ личности, ведущий в «САД благоденствия» (репортаж из Туркмении)

Плугатарев Игорь
Читать PDF
319.37 кб

Культ св. Доротеи в Тевтонском ордене конца ХIV начала XV века: опыт реконструкции психосоциальных у

Котов Антон Сергеевич
Представлен анализ формирования культа святой Доротеи в Тевтонском ордене на фоне культурных и политических изменений в Пруссии рубежа ХIV-XV веков. Эта проблема прежде не привлекала особого внимания исследователей.
Читать PDF
292.58 кб

Культ волка в традиционных представлениях тюркоязычных народов Северного Кавказа

Текеева Лариса Кичиевна
Исследуется культ волка в традиционном мировоззрении карачаевцев, балкарцев, кумыков и ногайцев.
Читать PDF
264.23 кб

Культ обо у агинских бурят

Тютрина Ксения Сергеевна
Обо ритуальная кладка из камней на возвышенном месте у монголоязычных народов. Обо является маркером территориальных и этнических объединений.
Читать PDF
204.20 кб

Из истории языческих верований в Северном Причерноморье: культ фарна у скифов

Шауб И. Ю.
В иранском мире было широко распространено представление о фарне (хвар(е)но) эманации солнца, небесного огня, светящейся жизненной силы, передающейся человеку, многогранной божественной благодати, тесно связанное с идеологией сакр
Читать PDF
321.57 кб

Я. Плампер. Алхимия власти: культ Сталина в изобразительном искусстве

Душенко К. В.
Читать PDF
976.22 кб

Культ водоплавающей птицы в верхнем Прикамье в эпоху средневековья

Вострокнутов Артем Викторович
Читать PDF
0.00 байт

Культ jайык в традиционных представлениях алтайцев

Тадышева Наталья Олеговна
Рассматривается значение культа jайык в традиционно-обрядовой культуре алтайцев. Раскрывается сущность традиции как преемственности представлений и традиции как механизма, обеспечивающего устойчивость и обновление.

Похожие термины:

  • Политическая жизнь в 1920–1930е гг. Внутрипартийная борьба. Культ личности И. В. Сталина. Массовые репрессии

    Николаевич (1831-1891) известный русский мыслитель консервативного направления. Оценки Леонтьева в литературе: «Кромвель без меча», «диктатор без диктатуры», «политический Торквемада», «более Ницше,
  • Культ быка

    Критский К. б. отразился в образе Минотавра. Впоследствии он сошел на нет. Культ Митры, не предполагая принесение быка в жертву, возродил К. б.
  • Чойновтинская культура, или галовский культ. тип

    одна из энеолитических культур волосовско-гаринской общности второй пол. III - первой пол.- сер. II тыс. до н.э. Распространена в басс. р. Мезени, Ср. Вычегды, Ижмы, Сев. Двины, в Печорско-Мезенском междуре
  • Культ Дамы

    см. Куртуазная любовь.
  • ЭЛЕВСИНСКИЙ КУЛЬТ

       • Eleusinia,          ??? ?????????, культ Деметры и Персефоны в Элевсине, городе того же имени, расположенном в 2 милях от Афин на мегарской границе. В древнее время он, вероятно, состоял из сельских празд
  • Культ личности

    возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля).
  • Культ предков

    одна из ранних форм религии, поклонение духам умерших предков, которым приписывались способности влиять на жизнь потомков.
  • СОЛЯРНЫЙ КУЛЬТ

    почитание солнца, относится к числу древнейших религий.
  • Погребальный культ

    погребальные обряды, - одна из ранних форм религиозных верований, включающая в себя сложный комплекс представлений: человек после смерти продолжает вести тот же образ жизни, что и до нее; его душа (
  • Фюрера, культ

    Существовавшая в Третьем рейхе практика создания образа вождя, наделенного сверхчеловеческими качествами. Нацистская пропаганда постоянно внушала немецкому народу, что его фюрер - личность неза
  • Культ источников

    Античный К. и. возник из представления о святости девств, родников и был основан на признании и почитании животворной силы воды. Считалось, что источники населены богами и божеств, существами (нимф
  • КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ СТАЛИНА

    чуждое принципам марксизма-ленинизма искусственное преувеличение и возвеличивание роли личности И. В. Сталина, которое имело место с начала 30-х гг. Практика К. л. С. привела к нарушениям норм партий
  • Культ останков

    Почитание человеч. останков, которым приписывается чу до действ, сила, встречается во всех религиях. В античности К. о. был связан с могилами героев (культ мертвых). Христианский К. о. (почитание моще
  • РАЗУМА КУЛЬТ

    во Франции в период якобинской диктатуры рационалистич. культ, насаждавшийся взамен христ. культа участниками дехристианизации (инициаторы: Шометт, Эбер, Клоотс, Марешаль). Содержал в себе элемент
  • ВЕРХОВНОГО СУЩЕСТВА КУЛЬТ

    гос. религ. культ, декретированный Конвентом во время якобинской диктатуры во Франции 18 флореаля (7 мая 1794). Введение В. c. к. было продиктовано, с одной стороны, намерением якобинцев покончить с дехри
  • Культ властелина

    сакральное (священное) царствование. К. в. появился на Др. Востоке. Цари и верховные жрецы приравнивались к божествам, богам или сыновьям богов. В Др. Египте в царских титулах наблюдаются все элемент
  • ЮЖНЫЙ КУЛЬТ

    (англ. Southern Cult), религиозный культ, представленный комплексом церемониальных объектов, в 14 в. появляющихся по всему юго-востоку США. Комплекс включает катушковидные серьги, церемониальные топоры, д
  • Культ животных

    Культово-религиозное почитание животных оставалось чуждым греко-рим. региону, хотя мистериальные культы включали в себя вост. элементы (бык Митры). Но вышесказанное не следует путать с териоморфи
  • Культ звезд

    соотнесение богов и героев с определ. созвездиями. В 5 в. до н. э. религии, связанные с мистериями, считали, что хорошие люди после смерти становятся звездами. При Птолемеях существовало представлени