преклонение перед кем-то или чем-то, почитание кого-либо или чего-либо, обязательный элемент любых религиозных верований.
Культ
КУЛЬТ
почитание, преклонение. Один из основных элементов религии. Чрезмерное возвеличивание чего-либо или кого-либо (купьт личности).
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Культ
греческое и римское понятие, обозначающее совокупность обрядов почитания бога, человека с целью снискать его расположение и получить помощь, либо почтить его память (от лат. colĕre — возделывать, почитать). К их числу относятся жертвоприношения, обрядовые празднества и молитвы.
Культ
лат. cultus – уход, почитание) – 1) один из элементов религии, действия (телодвижения, чтение или пение и т.п.), имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклонению; 2) чрезмерное возвеличивание чего-либо или кого-либо (культ предков, культ героев, культ личности и т.д.).
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Культ
(от лат. colere — возделывать, почитать; cultus — возделывание, уход, почитание). У греков и римлян — совокупность обрядов почитания к.-л. государства, бога или человека с целью снискать его расположение (благословение) и получить помощь либо почтить его память. К числу последних относится К. мертвых и К. предков, восходящие к прагреческим (в Греции) и праэтрусским (в Италии) традициям. Др. культовые места (loca sacra — деревья, источники, рощи, храмы — в отличие от loca religiosa — мест отправления частных К.) могли находиться в распоряжении разных лиц, но совершавшиеся там обряды были неизменны. К их числу относятся жертвоприношения, обрядовые празднества (процессии, танцы) и молитвы. Твердые сроки проведения различных праздников, появление которых имело конкретные причины, определяли в античности культовый годовой календарь. Священнослужители (жрецы и их помощники) должны были выполнять различные предписания — совершать обряд очищения, должным образом облачаться и воздерживаться от пищи. В Греции все сакральные процедуры были в целом скромнее, чем у римлян или иудеев. Наряду с официальными К. существовали отделившиеся от них мистериальные К. орфиков, гностиков, поклонников Митры, а также религии искупления, например христианство. Такие особые формы К., как античный К. властителя, продолжали существовать и в христианстве, ставшем государств, религией.
Источник: Словарь античности. 1989
Культ
(лат. почитание) – традиционно сложившаяся совокупность таинств, обрядов и священнодействий, регламентированных церковным уставом и имеющих целью стяжать Божию благодать, способствовать преображению человеческого существа и вхождению человека в жизнь вечную. Православие предполагает значительные местные особенности в осуществлении К., поскольку православный церковный устав, являясь организующим началом живого процесса богослужебной деятельности Церкви, дает возможность поиска новых форм актуализации неисчерпаемого духовного содержания христианского вероучения. Основным местом осуществления К. является храм, главное культовое действие – общественное богослужение, важнейшие элементы К. – таинства. Первостепенное значение в православном К. играет почитание Пресвятой Троицы, Иисуса Христа, Богородицы, Церкви, креста, святости, икон, мощей, посещение святых мест (паломничества), соблюдение постов. Православный К. насыщен глубоким мистическим символизмом, а потому огромную роль в церковной жизни играют многочисленные сакральные символы и предметы, которые принято подразделять на знамения и образы. Знамения – священные знаки, которые символически передают духовное содержание истин вероучения, не выражая их непосредственно (к примеру, крест без распятия; внешние и внутренние архитектурные формы храма; жертвенник; иконописные изображения Всевидящего Ока в треугольнике; изображения лестницы; головные уборы священнослужителей; архиерейский жезл, дикирий и трикирий; подсвечники, паникадила; завеса врат царских). Знамением Господа Иисуса Христа являются хлебный Агнец, вынимаемый из просфоры, и вино, смешанное с водою в чаше, до их претворения в Плоть и Кровь Христовы. Образы – это священные изображения и предметы, не только выражающие определенный духовный смысл, но и передающие само внешнее сходство мира Божественного с предметами и существами этого мира. К образам относятся прежде всего иконы, а также: Крест Господень с Распятым Спасителем; алтарь; царские врата; престол; горящие лампады и свечи; благовонный дым ладана (фимиам); дискос с изображением ангелов; копие; все богослужебные и повседневные облачения духовенства, соответствующие по виду и покрою одеждам Иисуса Христа или одеяниям ангелов. Многообразие сакральных символов, образов и предметов православного К. свидетельствует, что вся культовая деятельность Православной Церкви проникнута идеей связи земного и Небесного миров, благодаря чему происходит освящение предметного мира, человека и всего космоса.
Источник: Краткий православный словарь.
Культ
(cultus – почитание, поклонение) – религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхестественными свойствами. В широком смысле – исторически сложившийся тип религиозных отношений. Составными элементами культа являются религиозно-магические действия (обряды, молитвы) и относящиеся к ним предметы (священные изображения, храмы, святилища и др.). С этими внешними действиями и материальными принадлежностями культа неразрывно связаны более или менее расчлененные системы религиозных верований, чувств, а также соответствующих социальных ролей и отношений (жречество, церковная организация). В более узком смысле под культом понимают только те религиозные отношения, которые связаны с верой в высшие, сверхестествен ные существа и направлены на их умилостивление; в таком случае в понятие культ не включаются магические обряды (См. Магия) и обряды заклинания духов (экзоркизм). Историческим формам религии соответствуют и характерные для них типы культовых комплексов: тотемический культ, погребальный, промысловый культ, родовые и семейные культы, шаманский культ, культ племенного бога и др. Можно выделить виды культа по его объектам: культ Солнца, культ неба, культ животных (зоолатрия), культ растений. Если для исторически ранних форм культа характерна непосредственная связь с определенными сферами общественной жизни (земледельческий культ, культ царской власти), то более поздним религиям свойственно многообразие культов, непосредственно ориентированных на мифологические объекты (культ богочеловека), жреческие функции (культ первосвященника) или ритуализированные ценности (культ страдания). Направленность, структура и значение культа существенно отличаются в разных исторических и региональных типах религий. Косвенно, символически с ними связаны такие характерные для ряда эстетических, этических и философских систем прошлого черты, как «культ силы», «культ успеха», «культ человека», «культ разума» и др. Первоначальные формы культа несомненно представляли собой непосредственные магические действия, так жесты адорации (воздевание рук, поднятие глаз к небу и пр.) образовались, видимо, из простейших магических телодвижений. Первобытные колдовские пляски (охотничьи, военные и др.) вошли в последствии в состав культа многих религий; в современной Индии религиозные пляски в храмах служат обычной формой культа. Молитвы – одно из важнейших проявлений культа – развились из колдовских заклинаний – заговоров. Жертвоприношения, как один из существенных элементов культа, имеют более сложное происхождение. Они возникли частью из первобытных охотничьих трапез, частью из общественного запрета пользоваться плодами до определенного момента, когда этот запрет в торжественной форме снимался, частью из суеверного обычая кормить покойников. Употребление различных священных предметов и изображений – икон, церковных сосудов и другой утвари – восходит своими истоками к фетишизму (См. Фетишизм), когда люди приписывали неодушевленным предметам и изображениям сверхестественную силу. Например, в христианском или буддийском культе разным материальным предметам приписывается таинственная сила (чудотворные иконы, святые мощи, нательный крест, реликвии и т.д.) См. Религия, Культ предков.
КУЛЬТ
религиозный (лат. cultus - почитание) - 1) Система почитания сверхъестеств. сил, состоящая в совершении определенных обрядовых действий (жертвоприношений, молитв, богослужений, таинств и т. п.), к-рым приписывается способность влиять на эти силы в желательном духе. К. является неотъемлемой частью религии, а его развитие - одной из важнейших сторон развития религии. Существующие точки зрения на происхождение К. различны. Некоторые ученые считают, что К. развился из верований в сверхъестественные силы (духов, богов и т. п.) и необходимости их умилостивления человеком (умилостивительный К.) или принуждения их (магия). Другие полагают, что сначала обряды были непроизвольны, а потом закреплялись практикой и "осознавались"; К., таким образом, рассматривается как первичный, а религиозные представления - как возникающие из объяснения обрядов. Наиболее ранние формы К. заключались в магич. заклинаниях и колдовских плясках, к-рые должны были обеспечить успех племени в охоте, победу в войне, выздоровление сородичей и т. п. Различные обычаи, связанные с половозрастным разделением труда, также закреплялись обрядами, получавшими сакральную санкцию (см. Инициации). Т. о., в первобытном обществе сложились различные формы религии и соответствующие им К. - фетишизм (К. предметов, наделяемых сверхъестеств. силой), тотемизм (К. животных, растений и предметов, от к-рых, по представлениям первобытных, вел свое происхождение род), культ предков - покровителей рода, и др. В ходе развития производства и общественных отношений развивались и усложнялись религиозные представления, возникали новые виды К. - аграрные и промысловые К., родовые и семейные, государственные. Развивались и новые формы отправления К. (молитвы, жертвоприношения, мистерии и т. д.), складывающиеся в развитую систему богослужений, религ. регламентации, религ. календаря. По мере усложнения К. и в связи с развитием обществ. жизни создавались и спец. культовые места (святилища, храмы). В развитии К. большую роль сыграло образование особой социальной группы - жречества, сосредоточившего в своих руках исполнение культовых действий. Разделение общества на классы и необходимость оправдания эксплуататорами социального неравенства закрепили выделение служителей К. в прослойку господств. класса. Возникает культ носителей власти - почитание фараона как "земного бога" в Др. Египте, обожествление рим. императоров, воздание божеских почестей япон. императору. В совр. религиях - христианстве, иудаизме, исламе, буддизме и др. - сохраняются в видоизмененной форме те или иные значит. пережитки первобытного К. (почитание икон, реликвий, молитвы, фетиши, свечи и др.). Являясь наиболее консервативной стороной религии, К. подвергался критике со стороны многих еретических, антиклерикальных и реформац. движений. Так, протестантские движения в Зап. Европе не раз начинались с критики К. (требовали его упрощения, отмены нек-рых обрядов, таинств, праздников). При капитализме содержание К. приобретает специфич. черты, свидетельствующие о его приспособлении к интересам буржуазии (церемонии освящения пром. и торг. предприятий, банков, молитвы против кризисов и т. п.). Стремясь усилить свое влияние на массы, религ. орг-ции прибегают к "модернизации" и "технизации" К. (использование радио, кино и телевидения во время богослужения и др.). С этой же целью 2-й Ватиканский (21-й Вселенский) собор католич. церкви принял декрет (дек. 1963), разрешивший богослужение не только на лат., но и на местных яз., с привлечением для отправления богослужения верующих. 2) Под словом "К." часто понимают также вероисповедание (свобода К. - свобода вероисповедания). Лит.: Ленин В. И., О религии, М., 1954; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.-Л., 1959; Токарев С. A., Религия в истории народов мира, М., 1964; его же, Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; Крывелев И. A., О содержании понятия религии, М., 1964; Доклады 7 Междунар. конгресса антропологич. и этнографич. наук, М., 1964. И. А. Энгельгардт. Москва.