КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА

Найдено 1 определение
КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА
на терр. Пенз. обл. представлена в осн. зданиями, относящимися к правосл. вероисповеданию (церкви, часовни, монастыри), а также небольшим числом культовых сооружений мусульм. архитектуры (мечети). Располагавшиеся в Пенз. богослужебные постройки др. конфессий либо утрачены (лютеранская кирха), либо изменили свой облик до неузнаваемости (польский костел, синагога). Наиб. ранними из сохранившихся культовых зданий являются церкви, построенные в традициях 17 в., основу композиции к-рых составляют храм типа «восьмерик на четверике» и небольшая шатровая колокольня (Ниж. Аблязово, 1724; Радищево, 1730–36, см. Музей А. Н. Радищева; Анненково, 1743, Кузн. р-н). Такой же вид имеют б. поздние церкви – в Чардыме (1761) и Луначарском (1765) Лопатин. р-на, Рус. Пенделке (1768) Кузн. р-на. Из них лишь в Анненкове и Чардыме, а также Долгорукове (1766) Серд. р-на можно заметить в оформлении наличников отд. элементы, характерные для стиля барокко. В церкви с. Ахматовка (1760) Никольск. р-на уже не только декор, но и объемная структура получила барочное развитие: увеличилась крутизна купола, покрывающего восьмерик храма, и на нем появились характерные для барокко оконные проемы-люкарны; изменилась форма апсиды. Трансформация данного типа церквей шла по пути не только проникновения в декор заПенз.-европейских ордерных элементов и изменения формы кровли, но и путем утраты колокольней шатра и превращения ее в столпообразную (Камзолка, 1797, Серд. р-н). Др. типом барочного храма становится двухсветный четверик под крутой четырехгранной крышей (Калинино, 1768, Пенз. р-н; Соколка, 1792, Серд. р-н). В интерьере стиль барокко отразился прежде всего в оформлении иконостасов, среди к-рых поистине выдающимся произв. монументально-декоративного иск-ва 2-й четв. 18 в. является 5- ярусный иконостас нижнеаблязовской церкви, обильно украшенный высокохудож. позолоченной резьбой и объемной скульптурой. Др. пример решения интерьера церкви в стиле барокко – покрытие его стен и сводов богатым лепным орнаментом, основу к-рого составляют рокайливые мотивы, можно увидеть только в церкви с. Калинино Пенз. р-на. В переходный период от барокко к классицизму продолжают строиться церкви типа «восьмерик на четверике», в к-рых начинают использовать классицистич. элементы – фронтоны, портики. К ним относятся церкви в Симбухове (1780) и Суворове (1793) Лунин. р-на, дерев. церковь в Комаровке (1776) Кузн. р-на. Иногда сочетание разностильных элементов позволяет достигнуть удивительной гармонии, что имеет место у лучших памятников этой поры – собора и колокольни Наровчатского Троицкого Сканова монастыря. Классицизм оставил достаточно много церквей (часть из к-рых была впоследствии перестроена) для того, чтобы проследить осн. направления в культовом стр-ве данного периода. Самую большую группу здесь занимают одноглавые церкви с традиц. продольно-осевой композицией. Четверик храма у них увенчан купольной ротондой, а по бокам имеет четырехколонные портики (Троицкое, 1852, Башмаков. р-н; Васильевка, 1825, Вадин. р-н; Поселки, 1826, и Тарлаково, 1823, Кузн. р-н; Б. Вьяс, 1830, Лунин. р-н; Казеевка, 1835, Наровч. р-н; Базарная Кеньша, 1819, и Междуречье, 1822, Никольск. р-н; Лебедевка, 1812, Пенз. р-н). К этому же типу относится и церковь в Липягах (1834) Беднодемьян. р-на с двумя колокольнями. Известны еще две подобные ей церкви, но утратившие ротонду и трапезную, – в Обвале (1832) Тамал. р-на и Высоком (1827–40) Башмаков. р-на, построенные по одному типовому проекту. В них портик отмечает не боковые, а гл. заПенз. фасад. Имеется неск. модификаций храмов с купольными ротондами: с боковыми приделами (Ершово, 1811, и Лермонтово, 1826–40, Белинск. р-н; Камышлейка, 1813, Неверк. р-н), крестообразный в плане (Н. Кутля, 1809, Лунин. р-н), четырехстолпный (Байка, 1831, Серд. р-н). Отдельную, немногочисл. группу составляют церкви, в к-рых ротондой является не только завершение, но и весь объем собственно храма. Прежде всего это замечат. памятник периода строгого классицизма – церковь- ротонда в с. Зубрилове Тамал. р-на (см. Зубриловская усадьба), родовая усыпальница кн. Голицыных, построенная в 1796 предположительно Дж. Кваренги. В ней место колокольни занимает шестиколонный портик, а ротонду венчает изящный бельведер. В отличие от нее др. церковь-ротонда – в с. Куракине (1792) Серд. р-на – решена по традиц. продольно-осевой схеме. Оригин. церковь, повторяющая моск. церковь Косьмы и Дамиана М. Ф. Казакова, в к-рой цилиндрич. ротондальный объем храма окружен тремя ротондами меньшего размера, была построена в с. Ртищеве (1823) Вадин. р- на. С сер. 19 в. в культовом стр-ве наблюдается отход от классицизма, хотя его влияние порой еще сильно заметно в церквях б. позднего времени (Засечное, 1863–69, Мокш. р-н; Б. Валяевка, 1871, Пенз. р-н). Наступает период эклектики, в к-рой можно выделить неск. направлений. Романтич. искания стилизаторского направления, нашедшие самое широкое воплощение в гражд. архитектуре (см. Усадьбы дворянские, Дом жилой), почти не коснулись Пенз. церквей: наиб. заметный след оставила лишь псевдоготика в культовых зданиях в Кучках (1865) Пенз. р-на и Владыкине (1882) Камен. р-на. Зато офиц. «русско-византийский» стиль, растиражиров. серией »образцовых» проектов, разработ. К. А. Тоном для провинции, оказал существенное влияние на формирование градостроит. облика как городов (Кузнецк, 1842–56; Беднодемьяновск, 1859), так и сел (Маис, 1881, Никольск. р-н; Щепотьево, 1852, Белинск. р-н) края стр-вом в них монумент. пятикупольных храмов. Поиски стиля, наиб. отвечающего нац. духу, привели к появлению большого числа церквей, решенных в т. наз. русском стиле, выразившемся в заимствовании форм и декора из древнерус. зодчества 17 в. Именно в таком стиле и выполнено большинство сохранившихся в Пенз. области храмов (см. Псевдорусский стиль). В кон. 19 в. вновь начинают строиться церкви в «русско-византийском» стиле, на этот раз в переработанном варианте, в к-ром на передний план выступает собственно «византийское» начало с мотивом в виде пояса аркад, охватывающего широкий барабан однокупольного храма (Богоявленская церковь, 1893–98, и храм-памятник во имя Александра Невского, 1883–88, в Мокшане; часовня в с. Коржевка Никольск. р-на). На рубеже 19 и 20 вв. появляется новая модификация «национального стиля» – неорус. стиль, в к-ром украшат. тенденции «русского» стиля уступили место монументальности и самобытности форм, характерных для культовых построек Др. Руси. Единств. примером такого стиля в Пенз. обл. является часовня из гранита в с. Аргамакове – творение, несомненно, незаурядного зодчего. Памятники дерев. культовой архитектуры области имеют в осн. традиц. продольно- осевую композицию и форму храма типа «восьмерик на четверике» (подробнее см. Деревянная архитектура). Мусульм. архитектура представлена гл. обр. дерев. зданиями, построенными по типовой схеме: небольшой прямоугольный объем под высокой крышей с расположенным по центру ее минаретом (Верх., Ниж. и Ср. Елюзань Городищ. р-на; Бестянка, Б. и М. Труев Кузн. р-на; Усть-Инза Никольск. р-на и Тат. Сыромяс Сосновобор. р-на). Из камен. мечетей (Бигеево Неверк. р-на, Индерка Сосновобор. р-на и Пенз.) наибольший интерес представляет соборная мечеть в Пенз., перестроенная из двухэтажного камен. жилого дома в 1893–94 по проекту арх. В. Пенз. Семечкина. Прерванная за годы сов. власти преемственность в культовом стр-ве начала восстанавливаться лишь в 1990-х гг.: в 1994 были освящены дерев. Никольская церковь в Ахунах, пригороде Пенз., и Благовещенский храм в Пенз., функционирующий как крестильня Успенского кафедр. собора. Первая из них построена в «русском», а вторая в «русско- византийском» стиле. В 1995 в Лесном Вьясе Лунин. р-на возведена (освящена 8 нояб. 1996) семиглавая церковь во имя великомученика Димитрия Солунского, являющаяся гл. компонентом задуманной композиции, включающей в себя, помимо церкви отдельно стоящую колокольню и церк.-приходскую школу. В ней заметно ощутимы ренессансные и барочные мотивы и впервые в рус. храмостроении использован прием перехода в четверик несущих столбов, развернутых к тому же по диагонали к плановой сетке храма. Автор всех этих церквей – арх. Д. А. Борунов. Никольская церковь в Ахунах. 1995. Арх. Д.А. Борунов. Лит: Пензенская епархия; Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911. С. 602, 631; Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912; Черников Е. А. Вопросы реставрации музея-усадьбы А. Н. Радищева в Пензенской области //Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. М., 1979. № 78; Мельникова Т. М. Историческая справка по второму комплексу музея «Тарханы» //Тарх. вестник. 1993. ВыПенз. 1. А. И. Дворжанский.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
2.48 мб

Архитектура культовых сооружений в библейских текстах

Балакина Л. А., Валеева Е. А.
Целью статьи является попытка систематизировать сведения об архитектуре культовых сооружений, выявленные в библейских текстах.
Читать PDF
1.43 мб

Культовая архитектура Золотой Орды: происхождение и традиции

Зиливинская Эмма Давидовна
Статья посвящена анализу культовых архитектурных памятников Золотой Орды. Рассматриваются такие категории зданий как мечети, минареты и мавзолеи.
Читать PDF
2.26 мб

РАЗВИТИЕ ДЕРЕВЯННОЙ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ В ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ

Герасимов Александр Петрович
Распространению деревянных культовых сооружений способствовало наличие больших запасов дерева наиболее дешевого строительного материала.
Читать PDF
532.04 кб

Православная культовая архитектура Хасавюрта. Конец XIX-XX вв

Сергеев Александр Юрьевич
Читать PDF
273.46 кб

Концепция единства человека и природы в культовой архитектуре Китая

Варова Елена Игоревна
В данной статье предпринята попытка определить концепцию единства человека и природы в культовой архитектуре Китая. В контексте этой проблематики актуализируются вопросы гармонизации отношений в системе «Человек Природа».
Читать PDF
364.04 кб

Культовое архитектурное наследие Южного Урала как туристический ресурс

Пономаренко Елена Владимировна
В статье предпринята попытка исследовать систему укрепленных поселений Южного Урала III-II тысячелетия до нашей эры. Представлена подробная характеристика памятника культовой архитектуры Южного Урала «Аркаим».
Читать PDF
589.22 кб

Принцип «Coincidentia oppositorum» как парадигма культовой архитектуры

Городова Маргарита Николаевна
Закон аналогии, постулированный концепцией «сoincidentia oppositoum», выстраивает цепочку связей, в которых число, мера, геометрия, архитектурные формы и образы, художественные произведения, мифы и предания доносят единую парадигм
Читать PDF
512.07 кб

Образцы культовых сооружений Саратовской области в архитектурном стиле ампир

Тарновский Владимир Викторович
Целью данного исследования является анализ истории и особенностей культовых сооружений Саратовской области в архитектурном стиле Ампир.
Читать PDF
1.97 мб

Принципы формирования культовой архитектуры христианства (ориентационный аспект)

Ибрагимов Игорь Адольфович
В статье рассматривается актуальная для мирового и российского сообщества фундаментальная тема изучения принципов формирования христианских храмов.
Читать PDF
286.54 кб

Особенности формирования средневековой культовой архитектуры христианства и ислама

Ибрагимов Игорь Адольфович
В статье рассмотрены особенности формирования архитектуры средневековых храмов и мечетей с позиции ориентации человека в религиозно-мировоззренческом пространстве вероучения христианства и ислама, а также с позиции ориентации и во
Читать PDF
2.81 мб

Памятники культовой архитектуры в историко-культурном наследии Нижневеликорецкого региона

Дементьев Виталий Сергеевич
Статья посвящена историко-географической характеристике памятников культовой архитектуры (православных храмов) в границах Нижневеликорецкого региона Псковской области.
Читать PDF
138.72 кб

Историко-социальные аспекты развития культовой исламской архитектуры в Европе XX-XXI веков

Алфёрова Наталья Васильевна
Статья посвящена изучению разных аспектов эволюции культовой исламской архитектуры в Европе в XX-XXI вв.
Читать PDF
376.98 кб

Культовые сооружения горских евреев Восточного Кавказа как историко-архитектурные памятники

Сосунов Геннадий Семенович
На основе анализа памятников культовых сооружений (синагог) и ритуальной утвари горских евреев Восточного Кавказа с привлечением научной литературы освещаются историко-этнографические особенности архитектурных памятников XIX начал
Читать PDF
412.56 кб

Буддийская культовая архитектура бохайского времени в северной части корейского полуострова

Стоякин Максим Александрович
В статье описаны два буддийских храмовых комплекса Омэри и Кэсимса, обнаруженные на территории КНДР. Эти земли относились к юрисдикции Южной столицы Бохая.
Читать PDF
8.21 мб

Архитектурный облик ансамбля культовых зданий села Пурех Чкаловского района Нижегородской области

Волкова Елена Михайловна
Рассматривается архитектурный облик села Пурех Чкаловского района Нижегородской области, пространственно-видовой каркас которого сформирован системой доминант, состоящих из разновременного ансамбля культовых зданий, каменных церкв