Культовая музыка

Найдено 1 определение
Культовая музыка
Греч, музыка была преим. атрибутом культа и исполнялась во время празднеств у алтаря и перед храмом. Игрой на флейте сопровождались процессии к святилищам и жертвоприношения — скорее всего, для того чтобы отвратить зло и призвать богов. Священными инструментами Аполлона были струнные, а на празднествах в честь Диониса звучали флейты (авлосы) и тимпаны; ударные инструменты были атрибутами и других оргиастич. культов. Гимном называлась хоровая песнь в честь богов; для сольных песен использовалось именование «ном». Гимн Аполлону (пеан) исполнялся в сопровождении кифары, а дифирамб, посвященный Дионису, — в сопровождении авлоса или барбитона. Культовая песнь (кроме пеана и дифирамба также просодии, гипорхема, френос) имела определ. метрич. форму, которая была основой музыкального ритма. Представление о мелодике др.-греч. сакральной музыки дают нотные записи гимнов к Аполлону (нач. 2 в. до н. э.), сохранившиеся в сокровищнице афинян в Дельфах. Сочинением и исполнением К. м. занимались не только жрецы, но профессиональные музыканты, хоры, состоявшие из свободных граждан, а также различные культовые сообщества — фиасы (thiasoi). У этрусков и римлян флейтисты участвовали в обрядах погребения и жертвоприношения. С начала императорской эпохи особ, внимание всех слоев общества, и в первую очередь чужеземцев, стали привлекать экстатич. культы Диониса и вост. мистериальные культы Кибелы и Исиды. Не последней причиной этого явления был оргиастич. характер звучания музыки, которая была обязательным атрибутом этих культов. Богослужебная музыка раннего христианства отличалась от античной К. м. тем, что ее авторы обращались к свободным в ритмич. отношении библейским текстам; кроме того, она исполнялась только голосом, без аккомпанемента.

Источник: Словарь античности. 1989

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
5.32 мб

Древнерусская культовая монодия в пространстве отечественной музыкальной культуры: о двух подходах к

Лобзакова Елена Эдуардовна
В статье раскрывается потенциал двух возможных подходов – синхронического и диахронического – к изучению знаменного распева как уникального явления в русской музыкальной культуре, обладающего неисчерпаемыми аксиологическими, онтол
Читать PDF
186.68 кб

Музыкально-звуковые характеристики внутреннего пространства культовой архитектуры как фактор формиро

Прядуха Наталия Анатольевна
Представлен новый подход к интерпретации внутреннего пространства культового сооружения.