Культура скандинавских народов XVIII в
Культура скандинавских народов XVIII в.
В XVIII в. в скандинавских странах закладываются основы современных литературных языков, открываются научные учреждения, создаются не во всем самостоятельные, но ценные художественные произведения. Среди выдающихся деятелей мировой науки все чаще встречаются имена скандинавских ученых. Носителями национальной культуры были главным образом выходцы из горожан и духовенства — разночинная интеллигенция. Идейное содержание ее творчества было умеренно буржуазным.
Культурный расцвет XVIII в. был подготовлен еще второй половиной XVII столетия, которое в истории Дании недаром получило название «ученого века». Не случайно также многие европейские знаменитости охотно приезжали или даже переселялись в это время в Копенгаген и Стокгольм.
В XVII в. на шведской государственной службе состояли выдающиеся представители правовой науки — голландец Гуго Гроций и немец Пуфендорф, великий французский философ Декарт. На их идеях воспитывались первые поколения скандинавской интеллигенции нового времени.
Датчанин Томас Бартолин (1616—1680) открыл лимфатическую систему; его соотечественник Оле Ремер (1644—1710) определил скорость распространения света. На рубеже XVII—XVIII вв. творил знаменитый шведский механик-изобретатель Кристофер Польхем. В XVIII в. прославились шведские ученые—физики Цельсий и Клингеншерна, химики Валлериус и Шееле, ботаник Линней.
Первые научные общества были учреждены в Швеции в 1719 г., в Дании — в 1742 г., в Норвегии — в 1760 г. XVIII век в скандинавских странах породил обширную, хотя и не всегда оригинальную экономическую литературу. Первые экономические журналы возникли в Швеции в 30-х, в Дании — в 50-х годах.
К XVIII в. относится и расцвет изобразительных искусств, прежде всего архитектуры и живописи. В 1735 г. в Швеции была основана Академия художеств, в 1756 г. в Дании — Академия искусств. Смена художественных стилей в Скандинавии уже с XVII в. обнаруживает полный параллелизм с западноевропейским искусством. В архитектуре безраздельно господствовало вплоть до середины XVIII в. барокко. Последняя четверть XVIII в. ознаменовалась неоклассицизмом, особенно связанным с так называемой густавианской эпохой в Швеции (по имени короля-мецената Густава III). Рококо отразилось преимущественно в живописи и внутренней отделке помещений. Крупнейший шведский архитектор Никодем Тессин Младший, скульптор Тобиас Сергель, живописцы Г. Лундберг и А. Рослин снискали европейскую известность.
Народное искусство — художественное ремесло, живопись и зодчество — также испытало в Скандинавии XVIII в. значительный подъем в связи с улучшением материального положения части крестьянства.
В области художественной литературы XVIII век ознаменовался решительным разрывом с XVII, хотя на датской словесности еще долго отрицательно сказывалось господство религиозного пиетизма с его ханжеством.
Создатели новой литературы — представители эпохи Просвещения — были одновременно философами, историками, филологами, правоведами. Классиком датской и норвежской литературы является Лудвиг Гольберг (1684—1754), выходец из норвежского мещанства, учившийся в передовых странах того времени — Голландии и Англии. Поклонник английской философии, сатирик, автор замечательного философского романа «Подземное путешествие Нильса Клима» и ряда комедий («Йеппе с горы», «Жан Франсуа»), Гольберг не выходил за пределы теории «просвещенного абсолютизма», но разоблачал и осмеивал целый ряд социальных пороков и создавал яркие бытовые картины жизни современной ему Дании. Большой успех имел он и в России, где его «басни нравоучительные» переводил Фонвизин, а комедии неоднократно ставились на сцене.
В шведской литературе столь же большое значение имело творчество поэта и публициста Улува Далина (1708—1763), последователя английской буржуазной философской мысли. Он прославился главным образом изданием первого литературного, сатирико-дидактического журнала «Шведский Аргус» (с 1732 г.). Его литературно-издательская деятельность во многом способствовала формированию шведского литературного языка.
Журналы, подобные шведским, издавались и в Дании, например, «Датский зритель» (издавался с 1745 г.) и «Патриотический обозреватель», издававшийся в 60-х годах философом Фр. Кр. Эйльшовом и лингвистом Е. Снеедорфом. Однако создание современного литературного языка относится в Дании к более позднему времени, чем в Швеции.
Расцвет скандинавской просветительской литературы и общественной мысли эпохи Просвещения приходится на середину и вторую половину XVIII в. Подъему культуры наряду с ростом богатства и национального самосознания буржуазии способствовала также большая свобода печати. В последнем отношении скандинавские страны шли непосредственно за Англией. Научные общества, литературные кружки, общественные клубы уже перестали быть новостью для Скандинавии. Идеи Просвещения нашли приверженцев также в Норвегии и в Финляндии. Сочинения Монтескье, Вольтера, Руссо получили более широкое распространение, чем идеи каких-либо других философов. Известная радикализация общественно-философской мысли не лишила, однако, северное Просвещение его политической умеренности. В публицистике пропагандировались теории «просвещенного абсолютизма» и конституционной монархии. Революционные настроения проявились уже после начала революции во Франции.
Во второй половине XVIII в. распространяются новые литературные жанры и прежде всего сентиментальный роман. Сентиментализм оказался крайне популярен в Скандинавии. Видного представителя он нашел, в частности, в Норвегии в лице поэта К. Б. Туллина — издателя первой норвежской газеты. Вообще же в поэзии господствовал классицизм, и литература второй половины XVIII в., особенно шведская, находилась под сильным французским влиянием. Наиболее сильным было увлечение классицизмом в так называемой густавианской поэзии. Критикой отрицательных сторон классицизма особенно прославился в датской литературе Ю. Г. Вессель.
В последнем десятилетии XVIII в. в литературе скандинавских стран появилось романтическое направление. Наиболее ярким предвестником этого нового направления был талантливый шведский поэт К. М. Бельман (1740—1795), с его жизнерадостным, близким и понятным народу лирическим циклом «Послания Фредмана» и «Песни Фредмана», к которым поэт написал или подобрал музыку. В Дании И. Эвальд (1743—1781) и И. Баггесен имели примерно то же значение.
Финской светской литературы до XIX века не было. Вместе с тем вторая половина XVII и следующее столетие отмечены расцветом исследований финских ученых в области национальной истории, языка, собирания фольклора. Виднейшим cреди так называемых «феннофилов» был Г. Г. Портан (1739—1804) — яркий представитель эпохи Просвещения. В 1770 г. Портан основал в университетском центре тогдашней Финляндии — Або первое литературное общество («Общество Авроры») и стал издавать первую газету, правда, на шведском языке. Уже ранние деятели финляндской культуры с большим интересом относились к русской литературе того времени. Узы научной дружбы связывали Портана с работавшим в России историком Шлецером. Уроженцами Финляндии были многие выдающиеся деятели шведской культуры XVIII в., например крупный экономист А. Хидениус, отчасти предвосхитивший идеи Адама Смита.
Философская мысль в Скандинавии XVIII в. носила еще в значительной мере подражательный характер. Исключение представляет швед Эммануил Сведенборг (1688—1772), крупный математик и механик, но вместе с тем крайний идеалист и мистик, создавший оригинальную теософскую систему, в свое время популярную далеко за пределами Швеции и, в частности, в России.
С середины XVIII в. усиливаются культурные связи скандинавских стран, особенно Швеции и Финляндии, с Россией. М. В. Ломоносов был избран членом шведской Академии наук, К. Линней — членом Петербургской Академии наук. В финляндских журналах печатались переводы стихов А. Сумарокова. Художник А. Рослин работал одно время при дворе Екатерины II. Капитальный для своего времени труд У. Далина «История шведского государства» (1747—1762 гг.) был переведен на русский язык.