Культурология

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Культурология
лат. cultura + греч. logos) – область гуманитарного знания, синтезирующая в себе философское, историческое, антропологическое, этнографическое, социологическое и др. исследования культуры, т.е. охватывает всю духовную сферу жизнедеятельности человека, главным содержанием которой является гуманизация самого человека и окружающей его среды. Культурология – система знаний о сущности, принципах, закономерностях существования и развития, способах постижения культуры.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

КУЛЬТУРОЛОГИЯ
(лат. cultura + греч. Logos — слово, наука) — в самом широком значении — область знания, связанная с изучением духовной культуры об-щества. В западной науке существует с первой половины XX в., а в отечественной науке утвердилась только в 1990-х гг. и потому переживает период становления и самоопределения. Точнее поэтому говорить о культу-рологии как интегративном научном направлении, как об обобщенном обозначении определенного комплек-са общественных и гуманитарных наук, изучающих культурную деятельность человека на разных этапах истории. В качестве учебной дисциплины культурология обычно включает в себя элементы теории и истории культуры, преимущественно культуры художественной.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Культурология
(Cultural studies) Сравнительно малоизвестная во Франции, культурология {cultural studies) представляет собой плодотворное направление исследований, возникшее в Англии в 1960-е гг. и к настоящему времени получившее официальный статус. Это новый подход к исследованию взаимоотношений культуры и общества. Важнейшая инновация состоит в отказе от междисциплинарных барьеров и, соответственно, от узкой специализации, в соединении различных научных дисциплин и преломлении их сквозь культурологическую призму (ее можно назвать «антидисциплиной», см.: Van Damm S. Comprendre les Cultural Studies... // Revue d'histoire moderne et contemporaine. BSHMC. Supp. 2004). Культура, понимаемая в широком, антропологическом смысле как совокупность способов мыслить, чувствовать и жить, не сводится лишь к набору великих произведений так называемой «высокой» культуры и включает в себя сферы повседневного и обыденного. Cultural studies осуществили принципиальное смещение интереса в сторону всего того, что составляет культуру социальных групп. При этом проблематика исследований была сильно политизированной: они преследовали цель «понять, как культура группы, и в первую очередь культура народных масс, формирует протест против социального порядка или, наоборот, принятие существующей власти» (Mattelart A.f Neveu E. Introduction aux Cultural studies. P., 2003). Первым крупным исследованием этого направления, несомненно, стала работа Ричарда Хоггарта (Hoggart R. The Uses of Literacy: Aspects of Working Class Life. Chatto and Windus, 1957), который захотел выяснить, как культура, распространяемая современными средствами коммуникации, воздействует на рабочий класс, и убедительно показал, что классовое сознание участвует в восприятии культурного месседжа и в значительной мере определяет процесс потребления культуры. Впоследствии, в 1960-1970-е гг., под влиянием Хоггарта появляются работы Центра современных культурных исследований (Center for Contemporary Cultural Studies) в Бирмингеме. Исследователи занимались преимущественно процессом конструирования коллективной идентичности общественного класса путем изучения представлений, которые складываются у общественного класса о самом себе и передаются другим группам. Основополагающей работой стал труд Эдварда Томпсона «Формирование английского рабочего класса» (Thompson E. P. The Making of the English Working Class. London, 1963); эта книга, в которой внимание уделялось преимущественно опыту субъектов, открывала путь к обновленной социальной истории. Исследователи Центра проявили необычное в то время новаторство, обратившись к изучению молодежных субкультур, например движений байкеров, хиппи и панков. Но все же эта область исследований оставалась пока маргинальной. Подлинный и несомненный успех ее пришелся на 1980-е гг., отмеченные политическими, экономическими и социальными потрясениями периода правления М. Тэтчер. Но, как замечают А. Маттлар и Э. Неве, этот расцвет сопровождался рядом существенных эпистемологических и интерпретационных сдвигов, в частности возникшими сомнениями в примате классового подхода и переоценкой значения генерационных, гендерных и этнических различий. В это время популярностью в среде культурологов пользовалась книга Мишеля де Серто «Изобретение повседневности » (Certeau M. de. L'invention du quotidien. Arts de faire. P., 1980), которая показала, что в каждом потребительском акте есть творческая сторона, что потребители обладают критическими способностями и могут как усваивать предлагаемые культурные модели, так и ежедневно оказывать сопротивление воздействию со стороны массмедиа. Кроме того, в 1980-е гг. это направление исследований выходит за границы Великобритании и становится международным. Особое развитие оно получает в США, где появляется большое количество публикаций, создаются многочисленные исследовательские центры и объекты изучения становятся все более разнообразными. Занимаясь преимущественно исследованием маргинальных культур, защитой всех меньшинств и социально угнетаемых категорий населения, представители cultural studies выявляли формы господства в США мужской, буржуазной, гетеросексуальной модели WASP (Белый/Англо-Сакс/Протестант). В то же время их активная гражданская позиция подчас противоречила заявленному стремлению к беспристрастности и создавала впечатление, что cultural studies стали прибежищем разного рода коммунотаризма. Расширение аудитории породило новые проблемы и споры (см.: Van Damm S. Op. cit.). В настоящее время cultural studies переживают кризис: парадигма утратила прежнюю цельность и разделение исследовательского поля привело к образованию научных сообществ, не желающих знать друг о друге. Одним из симптомов кризиса является возникшее у некоторых исследователей нежелание причислять себя к этой дисциплине и вставать под ее знамя.
• Изучение подчиненных групп (Subaltern Studies), Культура/История культуры. Парадигма научная, Постмодернизм

Источник: Словарь историка 2011

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Культурология войны

Марков Виктор Иванович
В статье рассматривается проблема возможности и необходимости формирования нового интегративного направления исследований культурологии войны, синтезирующего данные различных эмпирических источников и наук в категориях культуролог
Читать PDF

Тобольские летописи XVII века как региональный материал в курсе «Культурология»

Евсеев В.Н.
В статье рассматриваются первые летописи Сибири («О Сибири и сибирском взятии» (1636) Саввы Есипова, «История Сибирская» (1680-1690-е гг.
Читать PDF

Культурология в смыслах

Спирова Эльвира Маратовна
Читать PDF

Культурология праведничества

Тарасов Андрей Борисович
Читать PDF

Культурология объектная и субъектная

Луков Владимир Андреевич
Читать PDF

Международная научная конференция «Философия философия культуры культурология: новые водоразделы и п

Марков Виктор Иванович
В статье описывается проведение Российским институтом культурологии очередной конференции по вопросам определения статуса культурологии в системе социальных и гуманитарных наук и определению границ ее проблемного поля в соотнесени
Читать PDF

Культурология А. А. Богданова

Зырянова
Читать PDF

Культурология в новой парадигме XXI века

Иконникова Светлана Николаевна
Читать PDF

Раздел 3. Прикладная культурология

Шипилова Е. А.
В статье раскрываются социокультурные позиции цветовых решений костюма, их символизация в культурном пространстве.
Читать PDF

Культурология как наука

Кондаков И. В.
Читать PDF

Фундаментальная культурология как наука выживания

Корень Р. В.
Читать PDF

Культурология как инновационное миропонимание

Червова Альбина Александровна, Океанский Вячеслав Петрович
В статье обосновывается мировоззренческая мотивация внедрения культурологии в систему современного российского образования; показывается дискурсивная специфичность этой «новой науки» и оправданная несводимость её проблемного поля