монг; курень, самостоятельно кочующая племенная единица, стойбище, укрепленный лагерь,
КУРЕНЬ
Курен
Источник: Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. 1884
КУРЕНЬ
на Украине — шалаш, сторожка на огородах, бахчах и др., в некоторых районах Украины и на Дону — жилой дом на селе, в Запорожской Сечи — войсковое подразделение. Всего в ней было 38 К. Так же называлось жилое помещение воинского К.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
КУРЕНЬ
войсковое подразделение Запорожской Сечи, которое делилось на 38 куреней, называвшихся по местности, откуда происходили входившие в них казаки (Полтавский, Коневский и т.п.). Во главе стоял выборный куренной атаман. Казаки, входившие в курень, вели общее хозяйство и жили в большой постройке, также называвшейся куренем.
КУРЕНЬ
от монг. хурээн - лагерь, круг, стан) - 1) Социальное и экономич. объединение монголов-кочевников при первобытнообщинном строе, когда чл. одного рода жили и трудились совместно, располагая свои жилища (юрты) на стойбище в форме круга (кольца), в центре к-рого находилась юрта (ставка) главы рода. В процессе становления и развития клас. отношений произошло разложение К., на смену к-рому пришла отдельная семья - айл, ставшая при феодализме осн. хоз. единицей общества. Но К. долго сохранял значение воен. лагеря в походах, в оборонит. сражениях и во время облав на диких животных. 2) Войсковое подразделение Сечи Запорожской, к-рая делилась на 38 К., называвшихся по местности, откуда происходили входившие в них казаки (Каневский, Корсуньский, Уманский, Полтавский и др.). Во главе стоял выборный куренной атаман. Казаки, входившие в К., вели общее х-во и жили в большой постройке, также называвшейся К.
КУРЕНЬ
казачий термин монголо-татарского происхождения. Значение слова К. персидский историк XIV в. Рашид ад Дин определяет, как "кольцо". "В старинные времена, когда какое либо племя останавливалось на каком нибудь месте, на подобие кольца, а старейший из них был подобен точке в середине круга, это называли курень. В нынешнее время, когда приблизится неприятельское войско, располагаются по той же фигуре, дабы не вошел в середину чужой и неприятель". Такой овальный замкнутый фронт соответствует "карре" прежней европейской боевой тактики, построению фронтом на все четыре стороны. В империи Чингисхана куренем называлась самая малая общественная единица гражданского и военного управления; курени подчинялись агам, зайсангам, шулевгам и выделяли особые воинские части (подразделения), составленные по родовому признаку.
По словарю турецко-татарских наречий: "Курень - толпа, племя, отряд, корпус, полк. Рашид эдд. и Mapхонд говорят, что курень состоял из 1000 кибиток, собранных в поле (Журн. мин. нар. пр. 1843, апрель, 40; Vie de Djeng, Mirchond, 30) Слово это перешло к Казакам и курень у них означает собрание станиц, станицу, и иногда казацкую избу или избу, вообще, - см. Шейнбангард, Березин, стр. 30, 1840 г. - У некоторых Татар, как например, в Астраханской губ. курень значит изба, в которой Татары пекут хлеб, затем, вообще, пекарня и в этом значении оно принимается русскими жителями города". В том же словаре: "курена" - "соучастник, сотоварищ, соединенный, равный по возрасту", а "курия - хата из камышей, всякое строение или место оберегаемое" (Д.З. Будагов, Сравнительный словарь турецкотатарских наречий, том II. 1871).
Запорожские Казаки, во время сожительства с Татарами и службы Крымским ханам, объединялись тоже в курени и сохранили этот термин, перейдя на окраины Вел. княжества Литовского. У них К. это неодинаковое по численности военное содружество односельчан и родственников с Куренным атаманом во главе и с названием по той местности, откуда в него приходило постоянное пополнение. Такие курени были иногда не только в Сичи, но и в поселениях Гетманщины, где Запорожские Казаки проживали группами со своими атаманами, обособленные от другого населения. Запорожцы принесли с собой куренное устройство и на Кубань. В Положении "Об устройстве Черноморского Войска" (Полное Собрание Законов, т. XXVII, № 20508. 13.11.1802) говорится: "Ныне существующий внутренний сего Войска распорядок, основан будучи на правилах прежнего Запорожского, состоит из Войскового Коша который есть главный стан Войска, и под главным начальством Войскового (Кошевого) атамана составляют его 40 куреней, тех самых наименований, какие существовали в Войске Запорожском, с чинами и служителями по росписи с 1792 году июля в 30-й день означенными".
"Каждый курень имеет начальником Куренного атамана, избираемого Казаками из равных себе. Все Казаки и чиновники в виде простых Казаков расписаны по куреням по добровольному каждого избранию. Число Казаков не ограничено и простирается от 100 и до 1000 человек" (Казачий Исторический Сборник 11, 1960 г. Париж).
По словарю турецко-татарских наречий: "Курень - толпа, племя, отряд, корпус, полк. Рашид эдд. и Mapхонд говорят, что курень состоял из 1000 кибиток, собранных в поле (Журн. мин. нар. пр. 1843, апрель, 40; Vie de Djeng, Mirchond, 30) Слово это перешло к Казакам и курень у них означает собрание станиц, станицу, и иногда казацкую избу или избу, вообще, - см. Шейнбангард, Березин, стр. 30, 1840 г. - У некоторых Татар, как например, в Астраханской губ. курень значит изба, в которой Татары пекут хлеб, затем, вообще, пекарня и в этом значении оно принимается русскими жителями города". В том же словаре: "курена" - "соучастник, сотоварищ, соединенный, равный по возрасту", а "курия - хата из камышей, всякое строение или место оберегаемое" (Д.З. Будагов, Сравнительный словарь турецкотатарских наречий, том II. 1871).
Запорожские Казаки, во время сожительства с Татарами и службы Крымским ханам, объединялись тоже в курени и сохранили этот термин, перейдя на окраины Вел. княжества Литовского. У них К. это неодинаковое по численности военное содружество односельчан и родственников с Куренным атаманом во главе и с названием по той местности, откуда в него приходило постоянное пополнение. Такие курени были иногда не только в Сичи, но и в поселениях Гетманщины, где Запорожские Казаки проживали группами со своими атаманами, обособленные от другого населения. Запорожцы принесли с собой куренное устройство и на Кубань. В Положении "Об устройстве Черноморского Войска" (Полное Собрание Законов, т. XXVII, № 20508. 13.11.1802) говорится: "Ныне существующий внутренний сего Войска распорядок, основан будучи на правилах прежнего Запорожского, состоит из Войскового Коша который есть главный стан Войска, и под главным начальством Войскового (Кошевого) атамана составляют его 40 куреней, тех самых наименований, какие существовали в Войске Запорожском, с чинами и служителями по росписи с 1792 году июля в 30-й день означенными".
"Каждый курень имеет начальником Куренного атамана, избираемого Казаками из равных себе. Все Казаки и чиновники в виде простых Казаков расписаны по куреням по добровольному каждого избранию. Число Казаков не ограничено и простирается от 100 и до 1000 человек" (Казачий Исторический Сборник 11, 1960 г. Париж).