2.1.[по др. св.
16.3.11890, Томск 17.5.1980, Нью-Йорк) - оперная и камерная певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог. Родилась в семье купца М.Куренкова. С детства К. приобщилась к народной песне, городским романсам. Обладая незаурядной музыкальностью и ясным чистым голосом, уже в возрасте 10 лет солировала в церковном хоре томского Центрального собора. В 1902 семья переехала в Москву. Наряду с театром у К. появилось еще одно серьезное увлечение юриспруденция.
Окончив гимназию, она поступила на юридический факультет Московского университета и одновременно - в Московскую консерваторию в класс знаменитого профессора пения У.А.Мазетти, у которого прошли великолепную школу А.Нежданова, Н.Обухова, В.Барсова и др. В 1913 К.
окончила консерваторию с большой серебряной медалью. После завершения образования в университете она планировала открыть юридическую контору, однако Мазетти убедил ее продолжить музыкальную карьеру, тем более, что после успешного выступления на экзамене она была приглашена фирмой «Артистотипия» в Киев для записей на пластинки.
Первые 8 записей быстро разошлись, ив 1914 молодую певицу пригласили в Харьковскую оперу, где состоялся ее дебют в партии Антониды («Жизнь за царя» М.Глинки). Успешный дебют способствовал приглашению ее в Московскую оперу С.Зимина, где вскоре она стала ведущей солисткой.
Соревнуясь с Большим театром, артисты труппы С.Зимина вели напряженную творческую работу. Серьезную конкуренцию с ведущей солисткой Большого театра Неждановой приходилось выдерживать и К. в сложных партиях лирико-колоратурного сопрано итальянского, французского и русского репертуара. Высокую оценку строгой и авторитетной оперной критики получили ее выступления в партиях Розины («Севильский цирюльник» Россини), Виолетты и Джильды («Травиата» и «Риголетто» Верди), Манон и Лакме (в одноименных операх Пуччини, Массне и Делиба), Маргариты («Фауст» Гуно) и Микаэлы («Кармен» Визе), Филины («Миньон» Тома) и Маргариты («Гугеноты» Мейербера).
Удивительно поэтичными в исполнении К. были образы Снегурочки и Волковы в операх Римского-Корсакова; одной из вершин сценических достижений певицы стала сложнейшая партия Марфы в опере «Царская невеста» Римского-Корсакова. Партии были настолько качественно подготовлены под руководством Мазетти, у которого К. продолжала брать уроки, что и десятилетия спустя артистка неизменно блистала в них на оперных сценах Европы и Америки.
В Москве К. вышла замуж за известного певца-баритона Ф.Гонцова. Их дом на Тверской (ныне помещение театра им.М.Ермоловой) охотно посещали друзья - музыканты, певцы, художники, актеры и среди них - корифеи Московского Художественного театра К.Станиславский и И.Москвин, Л.Леонидов и В. Качалов.
В годы гражданской войны К. и Гонцов выступали в многочисленных концертах-митингах, на фабриках и заводах, в рабочих клубах, выезжали порой далеко от Москвы, подвергаясь немалым опасностям (например, нападение на поезд, где ехали артисты, отрядов Махно).
возобновлением спектаклей К. продолжала успешно выступать в бывшей опере С.Зимина, выезжала на гастроли в Нижний Новгород (1917), Киев (1922), Саратов (1923), где встречала восторженный прием. «Певица Мария Куренко блестяще исполнила партию Лакме, раскрыв богатство своего голоса во всей его красоте. Без сомнения, среди колоратурных сопрано это звезда первой величины», писал саратовский корреспондент в марте 1923. «Певица является лучшим колоратурным сопрано в России.
При этом у нее есть богатые возможности усовершенствовать свое искусство. Для этой певицы нет ничего невозможного ни в техническом, ни в вокальном смысле. Она поет так же легко, как и дышит».
Проведя в 1923 часть оперного сезона в Киеве, певица вместе с мужем и сыном Вадимом (род. 1915) эмигрировала в Ригу, где они жили в течение двух лет и где она с большим успехом выступала в опере. Затем К. с семьей отправилась в большое турне по Европе - Латвия, Польша, Чехословакия, Германия, Франция - и везде ее выступления в концертных залах и на оперной сцене сопровождались бурными аплодисментами. Когда в 1926 в Париже К. подписала контракт с американской компанией «Wolfsohn Musical Bureau», она уже была всемирно известной певицей.
Дебют К. в США состоялся в Лос-Анджелесе в 1926 («Grand Opera Company»), где она пела партию Джильды в опере Верди «Риголетто».
Видавшая виды пресса была буквально ошеломлена. «Выступление совершенно неизвестной нашей публике певицы Марии Куренко прошло с триумфом», - констатировал критик «Daily Times». С этого момента артистка из России выступала в оперных театрах и на концертной эстраде почти во всех крупных городах Америки - в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Чикаго, Бостоне, Филадельфии, Вашингтоне. Она пела с первоклассными оркестрами, замечательными дирижерами, выдающимися певцами; выезжала на гастроли в Европу (Чехословакия, Германия, Финляндия, Швеция, Шотландия), в Индию и Канаду. О ее концерте в Торонто критик Э.Вудсон писал: «Голос Марии Куренко не поражает особой силой, но его тон кристально чистый и чарующий: каждая нота в ее исполнении имеет свой особый смысл». В другой газете о концерте в Торонто говорилось: «Певица знает все возможности человеческого голоса и владеет им, как виртуоз своим инструментом. В мире найдется всего лишь несколько певцов, которые могут исполнить Каватину Розины с такой ослепительной виртуозностью и с таким совершенным пониманием вокальных возможностей этого произведения». С успехом проходили выступления К. и в опере. Так, по поводу ее исполнения партии Маргариты в опере «фауст» Гуно «Chicago Tribune» писала: «Ее интерпретация характера Маргариты была очень убедительной и грациозной в своей безыскусной простоте. Пение г-жи Куренко было полно редкого очарования и волшебства. Ее вокальное мастерство настолько совершенно в каждой детали, что трудно сказать, что было лучшим в этом выступлении».
Через несколько месяцев после своего приезда в Америку певица подписала контракт с радиостанцией WEAF. Она придавала большое образовательное значение этим выступлениям. Ее радио-концерты, в которых певица нередко исполняла сочинения молодых американских авторов, привлекали большое количество слушателей. Сохранилось одно из писем в радиокомпанию, где восторженный слушатель писал: «Я готов плакать! Ее последние выступления в радиопрограмме WABC - это самое замечательное, что я когда-либо слышал за свою жизнь. До конца моих дней я буду помнить «Вокализ» Рахманинова в интерпретации Марии Куренко: какой тонкий вкус, какой ритм,.,, великолепное исполнение, ничего подобного не слышал раньше!» Популярность К. в Америке быстро росла: только за первые 6 лет в Штатах она дала 250 концертов, выступая с самыми известными симфоническими оркестрами страны - Бостонским, Филадельфийским, Нью-Йоркским и др. И, как она позднее вспоминала, ее быстро окрестили «русский соловей». Обладая неутомимой работоспособностью, певица не сдавала позиций с годами. Во время 2-й мировой войны она много пела в воинских частях, устраивала благотворительные концерты для музыкантовветеранов. В 1942-43 певица принимала живейшее участие в организации концертов в помощь Красной армии; на вырученные средства она вместе с С.Кусевицким, С.Рахманиновым и др. представителями художественной интеллигенции посылала медикаменты для военных госпиталей в СССР. В числе немногих артистов К. была удостоена чести петь в Белом доме по приглашению президента Рузвельта. На ее концерты съезжалась вся русская Америка. Четверть века спустя о певице писали: «От НьюЙорка до Калифорнии, от Иллинойса до Флориды пресса и слушатели единодушны; в своем искусстве Мария Куренко отличается совершенством как певица, как интерпретатор и как мастер построения программ».
Певицу связывала творческая дружба со многими деятелями культуры, волею судеб оказавшимися после революции в США, У нее не угасал интерес к развитию музыкальной культуры своей родины, К. можно было видеть на всех американских премьерах музыки С.Прокофьева и ДШостаковича, в ее концертных программах появлялись произведения Н.Мясковского и Т.Хренникова, В США было выпущено большое количество пластинок с записями К. Многие из них тут же становились коллекционной редкостью. В 1977 «The New York Times» писала: «Совершенно невозможно найти альбом «Романсы Рахманинова», который был напет несравненной Марией Куренко для Общества Рахманинова». Фирма «Victor» выпустила пластинки с записями 12 песен А.Гречанинова, где певице аккомпанировал сам композитор. Ее исполнение этих произведений считается одним из шедевров исполнительского искусства, что неудивительно - композитора и певицу связывала многолетняя творческая и личная дружба. Она была первой исполнительницей партии Параши в американской премьере оперы И.Стравинского «Мавра», а в дальнейшем напела на пластинку целый альбом из вокальных сочинений композитора с фортепианным сопровождением его сына - Сулимы Стравинского. Показателем высочайших художественных достоинств искусства К. является и тот факт, что интерес к ее записям с годами не угас. Многие фирмы реставрировали и выпустили на долгоиграющих пластинках некоторую часть ее репертуара от Генделя и Моцарта, Керубини и Берлиоза до Шопена и Мусоргского, Рахманинова и Прокофьева.
Репертуар певицы действительно был огромен, он отличался серьезностью подхода и разносторонностью интересов певицы. В концерте памяти А.Пушкина, который К. провела 30,1.1937 в «Town Hall» в Нью-Йорке, она исполняла произведения, написанные на стихи поэта композиторами М.Глинкой, А.Гурилевым, А.Даргомыжским, А.Бородиным, Ц.Кюи, М.Мусоргским, Н.Римским-Корсаковым, П.Чайковским, А.Глазуновым, Гречаниновым, Рахманиновым, Н.Метнером и Стравинским.
Никто, пожалуй, не сделал так много и столь блистательно, как К., для популяризации русской вокальной музыки в США. Не случайно именно она была приглашена петь в Карнеги Холл, когда там в 1943 отмечалось 50-летие со дня смерти Чайковского; граммофонная фирма «Columbia» пригласила ее для издания большого альбома его сочинений. Дирижер Кусевицкий однажды сказал, что К. - лучший в мире исполнитель произведений Чайковского. Искусство К. отличали высочайшая культура исполнения, исключительное мастерство владения голосом в сочетании с глубоким постижением авторского замысла, художественной правдой и убедительностью его воплощения, пристальной работой над словом и психологической выразительностью вокальной интонации.К. была одним из образованнейших художников-вокалистов своего времени. Она говорила на 6 языках, пела на 16, и всегда тщательно работала над смыслом и содержанием произведений, стремясь к музыкально-художественной выразительности незнакомой речи, Блестящая ученица Мазетти, К. придавала серьезное значение работе над голосом и написала ряд статей об этом («физическая координация голоса», «Не потеряйте ваш голос», «Романсы Рахманинова» и др.).
Немалую часть своей жизни певица посвятила педагогической деятельности в музыкальных колледжах Америки. По словам одной из ее учениц, Д.Корто, широко известной в США, «преподавательский талант Марии Михайловны был почти таким же блестящим, как и ее артистическое дарование».
Портреты М.Куренко написаны М.Вербовым (1934, Нью-Йорк) и Е.Агафоновым (1936, Нью-Йорк). Архив находится в частном владении ее сына, В.Гонцова (США), частично в Библиотеке Конгресса (США) и Музее музыкальной культуры им.М.Глинки (Россия).