КУРТУАЗНАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ЦЕНТРЫ
КУРТУАЗНАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ЦЕНТРЫ
Одним из главных являлся двор герцогов Аквитанских в Пуатье. Известными трубадурами были герцог Гильом IX (1071–1126) и его сын. Алиенора Аквитанская (1122–1204), образованная, изысканная, любительница пения и танцев, держала в Пуатье свой двор и часто приезжала туда будучи замужем за Людовиком VII (1137–1180) и позже за Генрихом II, английским королем (1154–1189). Она оказывала покровительство трубадурам и благородным рыцарям. В ее окружении чтили кодекс любви и вели ученые диспуты на темы куртуазии. Подобный двор содержала в Труа ее дочь Мария, графиня Шампанская. Воспитанная в традициях куртуазной культуры она прививала ее формы и вкусы придворному кружку. Там чтили рыцарские идеалы, оказывали покровительство поэтам, увлекались культом Прекрасной Дамы, устраивали модные в XII в. «суды любви». По заказу и под влиянием графини поэт, автор рыцарских романов Кретьен де Труа (1130–1191) разрабатывал куртуазную теорию идеальной, возвышенной любви (роман «Ивэн, или Рыцарь льва»). С кружком Марии Шампанской была связана деятельность автора трактата «О любви» Андре ле Шапелена. В качестве председательниц на диспутах о «Законах любви» он называл графиню Марию Шампанскую и Алиенору Аквитанскую. В XV в. образцом куртуазности был двор герцогов Бургундии.
Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014