Кузмин, Михаил Алексеевич - писатель и композитор. Родился в 1875 г. Учился в Петербургской консерватории, по классу композиции. С 1906 г. деятельный сотрудник модернистических журналов: ""Весы"", ""Аполлон"", ""Золотое Руно"". Позднее напечатал ряд рассказов и сказок в ""Русской Мысли"", ""Ниве"" и других изданиях. Отдельно изданы: сборники стихотворений - ""Сети"" (М., 1908), ""Осенние озера"" (М., 1912) и ""Глиняные голубки"" (Петроград, 1914). Повести и рассказы: три ""Книги рассказов"" (М.) и ""Покойница в доме"" (Петроград, 1914), ""Комедии"" (СПб., 1909); ""Три пьесы"" (СПб., 1907, конфискованы). С своим музыкальным сопровождением Кузмин напечатал: ""Куранты любви"" (Москва, 1911); ""Духовные стихи"", ""Песенки"". Не вошли в сборники печально нашумевшие рассказы: ""Картонный домик"" (Альманах ""Белые ночи"") и др. Много переводил. Ему принадлежат музыкальные сопровождения к пьесам А. Блока ""Балаганчик""; А. Ремизова ""Бесовское действо""; Грильпарцера ""Праматерь"", Гарта ""Шут Тантрис"", Ю. Беляева ""Красный кабачок"", Крылова ""Бешеная семья"", Шекспира ""Крещенский вечер"", Бенавенте ""Изнанка жизни"". Первые стихотворения Кузмина - большей частью подражания лирикам XVIII века. Жеманные послания, воспевания арлекинов, масок, дуэлей, пудреных маркиз, боскетов составляют содержание ""Сетей"". Сюда входит цикл ""Александрийские песни"", написанные вольным стихом гейневского ""Северного моря"", близкие к манерной лирике греческого декаданса. Подражанием отмечена сначала и проза Кузмина. Он ввел в моду рассказы наподобие греческого романа приключений. Эти произведения настолько чужды русской литературе по сюжету и стилю, что кажутся переводом. Изображаются похождения какого-нибудь француза или англичанина эпохи позднего Возрождения, невероятные по нагромождению случайностей, полуфантастические и достаточно сальные. Однако, благодаря изяществу слога, краткости, ясности, кстати употребленным галлицизмам повести Кузмина читаются с интересом. Благодаря изяществу стиля и поверхностному содержанию, стилизация Кузмина вошла в моду, но ни один из его подражателей (Ауслендер , А. Толстой , Садовский ) не обладает его утонченной и легкой грацией. Сам Кузмин, по-видимому, отказался от такой кукольной поэзии, хотя всегда охотно поет и говорит о ""милых пустяках"", перенося легкость и легкомыслие в современную обстановку. В его ""Осенних озерах"" чувствуется некоторая неуверенность в себе и поиски чего-то живого, волнующего душу. Эта книга может считаться переходною. То же искание отразилось и в повестях ""Нежный Иосиф"" и ""Мечтатели"". Это живое Кузмин пытается найти в любви, довольно низменной и эгоистичной; он реже обращается к чужеземному, хотя еще пишет стилизованные ""Подвиги Великого Александра"" и ""Ларь весен"", газеллы с ярко-восточным колоритом. В ""Глиняных голубках"" Кузмин определенно отрекается от искусственной поэзии и стремится к реализму, но в очень ограниченной сфере любовных переживаний. Эти стихи серьезнее и глубже прежних; в них есть и грусть, и мечтательность. В эту же книгу вошла неоконченная поэма ""Новый Ролла"", состоящая из ряда лирических стихотворений, различных по форме. В последней своей повести: ""Покойница в доме"" (1913) Кузмин приходит к оправданию жизни, нормальной и здоровой, в каких бы формах она ни проявлялась. Сложность современной души он считает болезнью или блажью (""Высокое искусство""). В критических статьях Кузмин обращает внимание на приемы техники, требуя ясности; его статьи скорее похожи на заметки и интересны только отдельными замечаниями. Большой публике Кузмин больше всего известен как автор первой и самой слабой из его повестей ""Крылья"", привлекшей к себе внимание в годы болезненного интереса к ""половой проблеме"". Стих Кузмина разнообразен, гибок и музыкален; многие стихотворения напоминают песни; но он поэт скорее приятный, чем значительный. М. Лопатин.
Кузмин Михаил Алексеевич
[1875—] — поэт и беллетрист. Род. в Ярославле в дворянской семье. Детство провел в Саратове; с 1885 жил в Петербурге, где учился в гимназии, а затем в консерватории. Совершил длительное путешествие в Италию и Египет. По возвращении сблизился со старообрядцами, с которыми ездил в поисках древних икон по северным губерниям. В печати выступил лишь в 1905. Творчество К. знаменует процесс буржуазного перерождения дворянской интеллигенции XX в. Оно выражает собой экспансию в область искусства буржуазно-помещичьего блока эпохи буржуазного подновления царизма (столыпинщина), блока, восторжествовавшего после 1905, стремившегося к всестороннему использованию своего положения, к утонченному наслаждению жизнью, к художественной сублимации своего бытия, к эстетизации своего быта, вариант которого и представляет "кларизм" К. Отталкиваясь от упадочно-дворянского символизма и импрессионизма. К. противопоставляет им тенденции кларизма (см. его декларативную статью "О прекрасной ясности" в журн. "Аполлон", 1910. № 4). Искусство для К. уже не религиозное священнодействие, как у символистов, а "веселое ремесло", требующее рационального оформления художественной материи, строгой логической оправданности каждой композиционной детали. Поэзия К. реализует классические принципы раздельности (отчетливости, меры, строя), гармонии, равновесия формы и содержания. Для нее характерны размеренные периоды, господствует классический размер стиха—4-стопный ямб. Стих К. не напевен; его свободные стихи близятся к разговорной речи, имеют характер интимной непринужденной беседы. К. выдвигает классический принцип четких границ жанров: "...в рассказе пусть рассказывается, в драме пусть действуют, лирику сохраните для стихов". Проза у К. вновь приобретает повествовательный характер, ситуация господствует над типажем, нет описания деталей среды, быта, обстановки, если они не необходимы для хода действия. Психологизм вытесняется фабулъностью, развитием занимательной интриги авантюрного романа, преобладает изображение внешних событий и предметов. К. восстанавливает начало пластической формы, предметности. Если импрессионизм растворял вещи в потоке ощущений, а символизм изображал их лишь как ознаменования потустороннего, то Кузмин выдвигает значимость вещно-предметного мира самого по себе, самоценность материального, телесного, конечного, в связи с чем в его поэзии большую роль играет натюрморт, "дух мелочей прелестных и воздушных". Психика деклассирующегося дворянина, захватываемого в орбиту буржуазного мира, влекущего, но во многом еще чуждого, закрепляется у К. также в образах героев его авантюрных повестей (Лебеф, Фирфакс, Элевсипп и др.). Характерные их черты: сильное чувство жизни, всепоглощающая жажда наслаждений, постоянная готовность к авантюрам, но в то же время отсутствие свободного почина, организующей воли, полагания каких-либо целей; действование по чужой воле, пассивное отдание себя потоку случайностей, направляемых роком, влекущих их от мирного старозаветного жития в пеструю смену новой кипучей жизни. К. выражает психологию буржуазного виверства рантьерского типа "буржуазной аристократии" и т. п.
Основным мотивом творчества К. является радостное приятие и утверждение мира в его данности ("Все, что случается, то свято"), беспечное, изощренное и жадное наслаждение жизнью, тяготение к "земному", "языческому", чувственному ("Веселой легкости бездумного житья,/ Ах, верен я, далек чудес послушных,/ Твоим цветам, веселая земля!"). Значительное место занимает у К. тема любви, которая трактуется уже не как мистическое переживание в духе символизма, но как чувственная эротика, часто извращенная (апология гомосексуализма в повести "Крылья") и т. п.
Наиболее характерна и значительна стилизаторская линия творчества К. Он черпает сюжетику и образность из мира александрийской культуры, Рима эпохи упадка, Византии, XVIII в. во Франции, Италии, оттоманского Востока и т. д. Особенно показательно его тяготение к XVIII в., к Рококо. В стихах и пьесах К. часты мотивы и образы пасторали, идиллии, популярной в XVIII в. анакреонтики, мифологические образы, трактованные как изящные украшения во вкусе Рококо, восточная экзотика в духе балетов XVIII в. Перекликаясь с живописью Сомова, художников "Мира искусства", К. погружается в мир арлекинад, фейерверков, маркизов, любовных затей. Его поэзия усваивает легкость, жеманность, всезаполняющий дух утонченной эротики Рококо, стилю которого соответствует и палитра эпитетов К. Наряду с этим главным руслом творчества у К. намечен ряд романов, рассказов, носящих совершенно иной характер ("Нежный Иосиф", "Мечтатели", "Тихий страж", "Плавающие-путешествующие" и др.). Здесь изображается современный быт буржуазных дам, чиновников, офицеров, прогоревших дворян, патриархального купечества, старообрядцев и т. д. Эта малозначительная линия творчества К. продолжает традиции романов Лескова, правда, в чрезвычайно опошленном виде.
Библиография
: I. Крылья, Повесть, M., 1907 (изд. 2-е, П., 1923); Три пьесы, СПб., 1907 (конфискованы); Приключения Эме-Лебефа, Повесть, СПб., 1907; Сети, 1-я кн. стихов, М., 1908, изд. 2-е (т. I Собр. сочин.), П., 1915, изд. 3-е, Берлин, 1923); Комедии, СПб., 1909; Первая книга рассказов, М., 1910; Вторая книга рассказов, М., 1910; Куранты любви, Стихи и музыка, М., 1911; Осенние озера, 2-я кн. стихов, М., 1912; Третья книга рассказов, М., 1913; Глиняные голубки, Стихи, Сочин., т. III, П., 1914 (изд. 2-е, Берлин, 1923); Покойница в доме, Рассказы, Сочин., т. IV, П., 1914; Военные рассказы, П., 1915; Венецианские безумцы, Комедия, М., 1915; Плавающие-путешествующие, Роман, Сочин., т. VI, П., 1915 (изд. 2-е, П., 1923); Тихий страж, Роман, Сочин., т. VII, П., 1916; Антракт в овраге. Рассказы, Сочин., т. VIII, П., 1916; Бабушкина шкатулка, Рассказы, Сочин., т. II, П., 1918; Девственный Виктор, Рассказы, Сочин., т. IX, П., 1918; Вожатый, Стихи, П., 1918; Двум, Стихи, П., 1918; Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро, в трех кн. (Новый Плутарх, I), П., 1919; Занавешенные картинки, Стихи, Амстердам, 1920; Александрийские песни, Стихи, П., 1921; Нездешние вечера, Стихи, П., 1921; Это, Стихи, П., 1921; Вторник Мэри, представление в 3 ч., для кукол живых или деревянных, П., 1921; Лесок, Лирическая поэма для музыки с объяснительной прозой в 3 ч., П., 1922; Параболы, Стихи 1921—1922, П., 1923; Условности, Статьи об искусстве, П., 1923; Зеленый соловей, Рассказы, Сочин., т. V., изд. 3-е, П., 1923; Новый Гуль, Стихи, Л., 1924.П. Белый А., ст. в "Перевале", 1907, №№ 6 и 10; Иванов В., ст. в "Аполлоне", 1910, № 7; Гуpевич Л., Литература и эстетика, ст. "О прозе Кузмина", М., 1912; Жирмунский В. М., Преодолевшие символизм, "Русская мысль", 1916, № 12; Зноска-Боpовский Е., О творчестве М. Кузмина, "Аполлон", 1917, № 4—5; Голсербах Э., Радостный путник, "Книга и революция", 1922, 3 (15); Гумилев Н., Письма о русской поэзии, П., 1923 (об "Осенних озерах"); Эйхенбаум Б., Сквозь литературу, ст. о прозе Кузмина, Л., 1924; Горбачев Г., Очерки современной русской литературы, Л., 1925.
III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, Л., 1928; Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, изд. ГАХН, VI., 1928.
Б. Михайловский.
{Лит. энц.}
Кузмин, Михаил Алексеевич
род. 18 окт. 1875 в Ярославле, ум. 3 марта 1936 в Ленинграде. Поэт, композитор. В 1893—1895 обучался в Петерб. конс. у А. К. Лядова, Н. Ф. Соловьева, Н. А. Римского-Корсакова. Брал уроки композиции у В. В. Кюнера. Автор статей о музыке, в т. ч. "Чехов и Чайковский", "Вертер", "Похищение из сераля", "Cosi fan tutte", "Малабарская вдова" (в кн.: Условности. Статьи об искусстве. Пг., 1923). Написал рус. текст оперы "У Парижской заставы" ("Водовоз" Л. Керубини), перевел тексты "Песни о земле" Г. Малера, оперы "Воццек" А. Берга, а также соч. "Жизнь Россини" Стендаля, "Бетховен. Великие творческие эпохи" Р. Роллана.
Соч.: оперы — Евлогий и Ада, Забава дев; балеты — Выбор невесты, Одержимая принцесса; для голоса и ф-п. — Духовные стихи, Арабские песни, Детские песни, Города (все циклы на собств. сл.); сб. стихотворений с собств. муз: сопровождением — Куранты любви, Александрийские песни; музыка к драм. спектаклям, в т. ч. "Балаганчик" А. Блока (1906), "Незнакомка" А. Блока (1911), "Красный кабачок" Ю. Беляева (1911), "Роза и крест" А. Блока (1911).
Кузмин,
Михаил АлексеевичРод. 1875, ум. 1936. Писатель, поэт, близкий символизму и акмеизму, переводчик, композитор, музыкальный критик. Автор стихотворных сборников "Александрийские песни" (1921), "Форель разбивает лед" (1929) и др., повестей, романов ("Тихий страж", 1916, и др.). Создал ряд вокальных произведений, музыку к театральным спектаклям.