улицы или районы городов, отведенные властями для проживания евреев. В отличие от гетто, еврейские кварталы иногда возникали из-за желания самих евреев вести образ жизни, соответствующий национальным традициям и предписаниям иудаизма. Также это позволяло евреям в случае необходимости защищаться или быть защищенными от нападений. Иногда вместе с евреями в еврейских кварталах жили и неевреи, а иногда евреи жили за пределами еврейских кварталов. Нередко еврейские кварталы ограждались стеной с воротами, запиравшимися на ночь.
Еврейские кварталы существовали уже в Александрии в I веке нашей эры, Риме и других городах Италии. В Туделе после захвата города христианами евреям была отведена часть городской крепости, за что они содержали в исправности всю крепость (кроме главной башни). В христианском Толедо в 1085 году за евреями был сохранен квартал в западной части города, где они жили при владычестве мусульман; еще один квартал был отведен евреям Толедо в центре города и т. и. В Испании еврейские кварталы первоначально рассматривались как привилегия, за сохранение которой евреи боролись, когда их хотели лишить ее. Однако с XIV века церковные власти начинают настаивать на том, чтобы евреи и мавры жили в отдельных кварталах, обособленно от христиан. В Португалии худериаш устраивались во всех местах, где жило постоянно более десяти евреев. Сведения о еврейских кварталах во Франции и Англии крайне скудны, но такие кварталы тоже были. В Германии обособленные еврейские кварталы появляются в XI веке. В Вене еврейский квартал возник по инициативе евреев в конце XIII века и просуществовал до 1421 года, когда евреи были изгнаны из города (вновь появились там в начале XVI века). Подобные еврейские кварталы существовали и в других австрийских городах, а также во многих городах Моравии и Чехии. Очень известны были два еврейских квартала в Праге.
В Польше еврейские кварталы сохранились гораздо дольше, чем в других странах. Многие польские города пользовались привилегией не впускать евреев, но на частных или королевских землях при этих же городах возникали еврейские селения, местечки и даже целые города. В царской России в 30-х годов XIX века правительство предполагало ввести целую систему еврейских кварталов, но это не было сделано.
В мусульманских странах эти кварталы назывались харат ал-яхуд или просто хара, ал-хара, на Балканах – махалла, употребительно было и название масбата (букв, «место, где живут соблюдающие субботу»). В Марокко эти кварталы назывались мелла (или меллах). Еврейские кварталы в странах ислама не были окружены стеной и не имели ворот, закрывающихся по ночам, субботам или праздникам.
В шиитских странах на востоке мусульманского мира евреев заставляли жить в обособленных кварталах, похожих на европейские гетто. В Персии (Иране) и Афганистане еврейские кварталы были не только отделены высокой стеной, но их жителям не разрешалось владеть лавками за пределами еврейских кварталов.