, Якопо делла (Quercia, Jacopo della) Ок. 1374, Сиена — 1438, Сиена. Итальянский скульптор. Якопо делла Кверча принадлежит наряду с Донателло и Гиберти к ведущим мастерам первого поколения скульпторов Раннего Возрождения. В 1401—1402 участвовал с Гиберти и Брунеллески в конкурсе на создание дверей флорентийского баптистерия. Работал в Лукке (1406 и 1416—1422), Сиене (ок. 1408—1419), Болонье (1425—1438) и других городах Италии. Первая достоверная работа Якопо делла Кверча — надгробие Иларии дель Карретто, супруги правителя Лукки Паоло Гуиниджи (ок. 1406, Лукка, собор Сан Мартино). По композиционному решению оно напоминает французские надгробия этого времени. В отличие от характерных для Италии XIV—XV вв. надгробий с пристенными фигурами Мадонны и святых, у ног которых стоит саркофаг, Якопо делла Кверча ограничился только саркофагом, на котором возлежит фигура умершей. Стены саркофага украшают рельефы с фигурами плачущих путти, постамент, на котором он стоит, невысок, а сам саркофаг отодвинут от стены, его можно обойти кругом, вглядываясь в лицо молодой усопшей; исходя из композиционной схемы французских надгробий, скульптор отказывается от характерного для них натурализма. Лицо молодой женщины спокойно и ясно, не тронуто, как во французских надгробиях этого времени, чертами тления, тиха и сдержанна скорбь маленьких херувимов. Уже в этой первой дошедшей до нас работе Якопо делла Кверча проступают свойственное ему немногословие, обобщенность и ясность пластического языка. К первому периоду творческой деятельности Якопо делла Кверча относится и прекрасная мраморная статуя Мадонны с Младенцем (ок. 1407—1408, Феррара, Музей собора), в которой спокойное величие сочетается с женственной мягкостью образа, а язык пластики соединяет обобщенность форм, плавность очертаний с энергией проработки глубоких складок одеяния. Одним из самых замечательных памятников итальянской скульптуры 1-й пол. XV в. является скульптурное убранство монументального городского фонтана (Фонтан Радости, ок. 1408—1412), воздвигнутого Якопо делла Кверча в Сиене, на главной городской площади пьяцца дель Кампо напротив городской ратуши палаццо Публико (сохранившиеся фрагменты фонтана ныне находятся в палаццо Публико). Фонтан был расположен в самой высокой части площади, которая круто спускается вниз. В первоначальном виде фонтан представлял из себя большой прямоугольный бассейн. С трех сторон его окружал высокий парапет, украшенный нишами с рельефами, изображающими Мадонну и девять Добродетелей. Композицию завершали рельефы Создание Адама и Евы и Грехопадение, а также статуи матери легендарных основателей Рима Реи Сильвии и их кормилицы Акки Лоренции. Сохранившиеся фрагменты сильно пострадали от многовекового пребывания на открытом воздухе и воздействия воды, но сохранили свою огромную пластическую выразительность. Якопо делла Кверча предстает в них как мастер гармонического склада, его пластический язык отличают обобщенность, энергия и одновременно плавность; в то же время пластическая лепка форм поражает своим богатством. В 1417 Якопо делла Кверча вместе с Гиберти, Донателло и другими мастерами участвовал в создании серии бронзовых рельефов для шестигранной купели баптистерия в Сиене. Его рельеф Благовещение Захарии (Сиена, баптистерий) выделяется среди других работ мастера необычным для него решением. Это его единственная сюжетная композиция со сложным, подробно разработанным архитектурным фоном. Возможно, это было условием, выдвинутым заказчиком, т. к. подробно разработанные архитектурные фоны отличают и рельефы других мастеров, украшающих купель. Но даже рядом с великолепными рельефами Донателло и Гиберти Благовещение Захарии выделяется энергией и мощью лепки форм, величественным обликом персонажей. Творческий путь Якопо делла Кверча завершает один из самых значительных памятников итальянской пластики XV в. — скульптурное убранство портала церкви Сан Петронио (1426—1438, Болонья). Оно включает в себя огромные, почти 2-метровые мраморные статуи Мадонны с 2 святыми в люнете над порталом, 4 небольшие сцены из жизни Христа под этой композицией и 10 больших каменных рельефов, фланкирующих церковные двери и посвященных эпизодам первых разделов Библии — от истории Адама и Евы до истории Ноя. Именно в этом цикле особенно полно раскрывается самобытность Якопо делла Кверча. Он решительно отказывается от излюбленного его флорентийскими современниками принципа живописного рельефа. В его композициях несколько данных крупным планом фигур предстают на фоне, приметы которого обозначены более чем скупо: так, в Грехопадении райский сад олицетворяют ствол и покрытая листьями ветвь древа познания добра и зла, которое вместе с фигурами прародителей почти полностью заполняет поверхность рельефа. Еще более плотно размещены фигуры Адама, Евы и Бога-Отца в Сотворении Евы. В то же время композиции Якопо делла Кверча удивительно гармоничны. Тонко проработанный плоский рельеф, плавность очертаний создают ощущение просторности даже в этом рельефе. На фоне современных ему скульпторов Якопо делла Кверча выделяется обобщенностью пластического языка, предвосхищающего стиль Высокого Возрождения. Недаром рельефы церкви Сан Петронио произвели большое впечатление на Микеланджело.
Лит.: Либман М. Я. Якопо делла Кверча. М., 1960; Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс. XIII—XVI вв. М., 1977. Т. I—II; Лазарев В. Н. Начало Раннего Возрождения в итальянском искусстве. М., 1979; Смирнова И. А. Искусство Италии конца XIII—XV веков. М., 1987; Bacci P. Jacopo della Quercia. Siena, 1929; Morisani O. Tutta la sculptura di Jacopo della Quercia. Milano, 1962; Seymour Ch. J. Sculpture in Italy. 1400 to 1500. Baltimore, 1968.
И. Смирнова