Квинтилиан, Марк Фабий

Найдено 1 определение
Квинтилиан, Марк Фабий
лат. Marcus Fabius Quintilianus)
(ок. 35 - 100 н.э.)
   римский педагог и теоретик ораторского искусства, выходец из Испании. Получив образование в Риме, К. остался в нем на всю жизнь; стал одним из выдающихся адвокатов, открыл собственную школу риторики. Своей педагогической работой снискал расположение императоров, в частности Веспасиана и Домициана, и сделал свою школу риторики государственной. Домициан поручил ему воспитание внуков своей сестры. В числе учеников К. был Плиний Младший. Из трудов К сохранился учебник по риторике - «О воспитании оратора» в 12 кн. Ораторский идеал К. - не оратор - демагог в стиле Алкивиада, не оратор - школьный наставник, подобный Исократу, а оратор - гос. муж в духе Перикла. «Природа, - писал К., - не мешает быть совершенным оратором, низко и постыдно не надеяться достигнуть возможного» (I, 7). К. выступал против уравниловки в подходе к ученикам: «Справедливо вменяется в достоинство учителю, когда старается он замечать в своих учениках различие умов и узнать, кто к чему способнее от природы. Существуют и в этой области громадные различия: в умах можно заметить не меньшее разнообразие, чем в телах. Это можно видеть на примерах самих ораторов, которые в способах выражений так различны между собой, что ни один не походит на другого, хотя многие из них подражали тем же любимым образцам. Из этого выводится заключение, что во всяком ученике лучше заботиться о природных дарованиях и направлять умы более всего туда, куда они сами стремятся. Как искусный учитель телесных упражнений всячески испытывает тело и склонности множества своих учеников, определяя каждому особый вид упражнений, так должен поступать и учитель красноречия: он прилежно наблюдает, кто из питомцев имеет больше склонность писать кратко и плавно, резко, важно, приятно, сильно, вежливо или чисто, и так приноравливается к каждому, чтобы в своем роде подвинуть его далее, ибо природа бывает сильнее при нашей помощи; а если повести кого-либо в не свойственную ему сторону, тогда ни в том, к чему меньше способен, он не успеет, да и то, к чему кажется склонен от рождения, ослабит небрежением» (II, 9).
   Квинтилиан. Двенадцать книг риторических наставлений / Пер. А. Никольского. Спб., 1834; История римской литературы: В 2 т. Т.2. М., 1962. С. 143-156; Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963. С. 435-477; Кузнецова Т.П. Литературная критика Квинтилиана // Очерки по истории римской литературной критики. М., 1963. С. 156-190.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   Римский оратор из Испании, назначенный императором Веспасианом первым профессором риторики, то есть получивший государственное содержание. Среди учеников Квинтилиана были Тацит и Плиний Младший, им также восхищался Ювенал. Речи Квинтилиана утеряны, однако его важнейшее сочинение - "Наставления оратору" в десяти книгах - дошло до нас полностью. В этом сочинении Квинтилиан, следуя высказыванию Катона, согласно которому оратор должен быть "хорошим человеком, владеющим искусством слова", определяет все необходимое для образования ритора, включая этические, литературные и собственно риторические дисциплины. Многое из того, что рекомендует Квинтилиан, может показаться современному читателю сухим и неинтересным, однако труд Квинтилиана позволяет нам понять, чтО в его времена считалось хорошим прозаическим стилем, а кроме того, десятая книга этого труда содержит ценнейший сравнительный анализ греческой и латинской литературы.
   С "Наставлениями оратору" познакомились большинство ученых Возрождения, после того как в 1416 была обнаружена полная рукопись этого сочинения.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
(ок. 35 - ок. 96)
   оратор и учитель красноречия. Родился в Испании, в Калагуррисе (совр. Калахора). Образование получил в Риме. При имп. Веспасиане открыл ритор, школу, к-рая, впервые в истории Рима, содержалась за счет гос-ва. После 20-лет. педагог, деятельности ушел на покой, но вскоре был приглашен в кач-ве учителя и воспитателя к наследникам имп. Домициана (81 - 96). Сохран. полностью гл. соч. К. «Воспитание оратора», в к-ром содержится полн. курс ритор, теории, органически включенный в обширную общеобраз. и воспит. систему. В I кн. рассматривается воспитание и обучение в семье (до 7 лет) и в грамм, школе, преимущ. к-рой перед дальнейшим (после 7 лет) домашним обучением убедительно аргументируются. II - Ш кн. посвящ. анализу риторики как науки и определению ее видов; кн. IV - IX - подробному изложению самого курса риторики. Интересна кн. X, содержащая обзор гр. и рим. лит., знание к­рой необходимо оратору. Идеалом оратора для К. был Цицерон, естественность слога к-рого он противопоставлял искусственности и напыщенности сторонников «нового» декламационно-ритор. стиля, господствовавшего в сер. I в. н. э. С др. ст., К. выступал и против «архаистов», ратовавших за возвращение к старинному красноречию II в. до н. э. Соч. К. - ценный источник по антич. риторике и педагогике; заслужило высокую оценку как современников, так и потомков. К. по праву считается основопол. теории оратор, иск-ва. Упоминаемые К. др. его соч. (трактат «О причинах упадка красноречия», судебные речи) и записи лекций, сделанные его учениками, не сохранились.
   Н. К.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997