Квинтиллиан, Марк Фабий
Квинтиллиан, Марк Фабий
род. ок. 35 г. н. э., римский учитель красноречия и писатель. Родился в Галагурре в Испании в семье ритора. В пятидесятых годах учился в Риме, где его учителями был ритор Домиций Афр, оратор и историк Сервилий Нонниан и грамматик Реммий Палемон. По окончании учебы он возвратился в Испанию, где своей деятельностью адвоката и учителя риторики обратил на себя внимание будущего императора Гальбы, в то время римского наместника в Тараконе в Испании. По его пожеланию в 68 г. переехал в Рим и там оставался до конца жизни. Вероятно, был первым учителем риторики, который получал жалованье из императорской казны (при Веспасиане), а Домициан доверил ему воспитание сыновей своей племянницы, в которых видел своих преемников. К. был прежде всего учителем риторики. Наряду с этим он выступал в суде, специализируясь на защитных речах. Как судебного оратора его отличало умение ясно представить дело Из своих речей он сам прочел только одну, но и она, как и другие, до нас не дошла. К. был автором изданной ок. 90 г. работы о причинах упадка красноречия (De causis corruptae eloquentiae). В конце жизни, после того, как он оставил преподавательскую работу, К. написал, опираясь на свой многолетний опыт, произведение Воспитание оратора (Institutio oratoria) в 12 книгах. Это учебник античного красноречия. В нем К. систематически изложил теорию риторики и, прини во внимание потребности школы, рассмотрел некоторые вопросы, тесно связанные с обучением красноречию. Он также изложил (в основном в кн. XII) свои взгляды на воспитание будущих адептов риторики с детства и до зрелого возраста, а также на нравственные устои оратора и его внериторическое образование в области философии, истории и права. В значительной мере он основывался на произведениях Цицерона, Варрона, Дионисия Галикарнасского и стоика Хрисиппа. Цицерона он считал образцом красноречия. Во вступлении к кн. III К. представил как бы обзор практической и теоретической литературы по греческой и римской риторике. В первом разделе кн. X К., перечисляя необходимые для воспитания оратора книги и кратко комментируя их, в некоторой степени выносит суждения, которые решили судьбу определенных произведений, приведя к их забвению или долговечности, а также некоторых латинских и греческих авторов. Под именем К. до нас дошли два сборника декламаций, так называемые Старшие декламации (Declamationes maiores), которых было всего 19, и Младшие декламации (Declamationes minores), первоначально 388 декламаций, из которых до нас дошли только 145. Однако современная наука отрицает, что К. был их автором. Считается, что эти декламации вышли из-под пера одного из его учеников. В числе учеников К. были люди такого уровня, как Плиний Младший, а вероятно, и величайший римский историк Тацит. Педагогическая мысль К. сыграла значительную роль в развитии педагогики эпохи Возрождения. Его произведение было сокровищницей знания для многих авторов педагогических трудов. Из него многое почерпнули Б. С. Пикколомини и Эразм Роттердамский.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999