КВИРИН
КВИРИН
Quirinus, сабинск. - "копьеносный") - один из древнейших богов Италии. Культ К. был занесен в Рим сабинянами. К. фигурирует у Тита Ливия (VIII, 9, 6) в составе триады: Юпитер, Марс, Квирин.
Квирин
(лат. Quirinus), др.-рим. бог. Был богом сабинов, вместе с мн. другими сабинскими богами пришедшим в Рим. Почитался в др. триаде богов Юпитер — Марс — Квирин, которая позднее была заменена триадой Юпитер — Юнона — Минерва. Рим. холм Квиринал был назван по имени К. В 293 до н. э. в его честь там был возведен храм. Впоследствии под именем К. почитался вошедший в число богов основатель Рима Ромул.
Источник: Словарь античности. 1989
Квирин
лат. Quirinus)
в римской мифологии один из наиболее древних богов Италии, вытесненный италийским богом Марсом; занесен в Рим сабинянами, отождествлялся с Ромулом, о чем свидетельствует название самих римлян - квириты. В честь К. в Риме ежегодно проводились праздники - Квириналии.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
в римской мифологии один из наиболее древних богов Италии, вытесненный италийским богом Марсом; занесен в Рим сабинянами, отождествлялся с Ромулом, о чем свидетельствует название самих римлян - квириты. В честь К. в Риме ежегодно проводились праздники - Квириналии.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
КВИРИН
• Quir?nus,
имя прилагательное, обыкновенно произносимое от сабинского слова curis, по-римски quiris, копье, или же от сабинского города Cures, сабинское прозвище Марса, как потрясающего копьем (???????????) бога войны. Но это имя рано уже сделалось самостоятельным, раньше чем оно было перенесено сабинцами в Рим, где К. стал наряду с Марсом, как отдельная личность. Сабиняне считали К. отцом своего прародителя Медия Фидия, основателя города Кур; римляне считали этого бога за обоготворенного своего прародителя Ромула, сына Марса. Verg. Aen. 1, 292. Ov. fast. 2, 475 слл. 5, 56. 808. Он имел в Риме особенного Flamen Quirinalis (Liv. 1, 20. Ov. fast. 4, 910) и свои жертвенники на mons Quirinalis или у porta Collina (впоследствии Quirinalis). В честь К. праздновались Quirinalia (Ov. fast. 2, 475 слл.), 17 февраля, во время которых ему приносил жертвы и помазывал его оружие его Flamen. Этот праздник был установлен Нумой. Tac. ann. 4, 38. Tac. hist. 4, 58. Янус (Suet. Oct. 22) и Август ( Verg. Georg. 3, 27) также носили прозвание К.
имя прилагательное, обыкновенно произносимое от сабинского слова curis, по-римски quiris, копье, или же от сабинского города Cures, сабинское прозвище Марса, как потрясающего копьем (???????????) бога войны. Но это имя рано уже сделалось самостоятельным, раньше чем оно было перенесено сабинцами в Рим, где К. стал наряду с Марсом, как отдельная личность. Сабиняне считали К. отцом своего прародителя Медия Фидия, основателя города Кур; римляне считали этого бога за обоготворенного своего прародителя Ромула, сына Марса. Verg. Aen. 1, 292. Ov. fast. 2, 475 слл. 5, 56. 808. Он имел в Риме особенного Flamen Quirinalis (Liv. 1, 20. Ov. fast. 4, 910) и свои жертвенники на mons Quirinalis или у porta Collina (впоследствии Quirinalis). В честь К. праздновались Quirinalia (Ov. fast. 2, 475 слл.), 17 февраля, во время которых ему приносил жертвы и помазывал его оружие его Flamen. Этот праздник был установлен Нумой. Tac. ann. 4, 38. Tac. hist. 4, 58. Янус (Suet. Oct. 22) и Август ( Verg. Georg. 3, 27) также носили прозвание К.
КВИРИН
в рим. миф. бог. Первонач. К. был богом, почитавш. сабинянами на холме Квиринале, вошедшим в рим. пантеон после заключ. Ромулом мира с царем сабинян Титом Тацием. К. — бог нар. собрания, отсюда полное наименов. римлян «рим. народ квиритов» или просто «квириты». К. счит. ипостасью Марса (в отличие от Марса военного, движущегося, он олицетвор. Марса мирного, Марса в покое), поэтому храм Марса был вовне, храм К. внутри городских стен. Впослед. К. отожд. с Ромулом — учредителем важнейших инструментов рим. гражд. общи-ны; на месте древ. комиций была сооружена одна из ве-личайших святынь Рима «гробница Ромула». Взаимо-обусловленность долга римлян как воинов и как граждан нашла также отражение в связи К. с Янусом, храм к-рому под им. Януса-К. как богу, ведавш. войной и миром, по-святил царь Нума Помпилий. Фламин К. наряду с фламинами Юпитера и Марса принадлежал к высшему рангу в иерархии жрецов. Фламин К. участвовал в культе Робиго — божества, отвращавш. от гибели урожай и др. грозившие гражд. общине бедствия, и в культе Акки Ларентии как благодетельницы рим. народа. В более позднее время культ К., оттесн. культом Юпитера и Марса, особой роли не играл.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998