Квитка Григорий Федорович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Квитка Григорий Федорович

Квитка, Григорий Федорович (псевдоним - Основьяненко) - малорусский писатель. Родился в 1778 г. в селе Основе, под Харьковом, и почти всю жизнь провел в Харькове. С малых лет был болезнен и до 5 лет слеп. Образование получил домашнее, довольно скудное. Недолго числился на военной службе. Очень религиозно настроенный, он поступил на 23 году в подгородний Куряжский монастырь и пробыл здесь около 4 лет; по оставлении монастыря, вел в своей Основе полу-монашескую жизнь, пока не увлекся общественной деятельностью и театром. Открытие Харьковского университета в 1805 г. внесло большое оживление в жизнь местного общества. В 1812 г. возник в Харькове постоянный театр, и Квитка принял в нем самое широкое и разностороннее участие, в качестве актера, драматурга и потом историка этого театра. В том же году, по инициативе Квитка, возникло благотворительное общество; самым крупным его делом было учреждение всесловного женского учебного заведения, вскоре преобразованного в институт благородных девиц. Квитка жертвовал на это дело свой труд и денежные средства. С 1816 по 1821 г. в Харькове выходил ""Украинский Вестник"" - первый харьковский журнал, под редакцией Квитка, Филомафитского и Гонорского . Тогда же Квитка поместил в ""Украинском Вестнике"" и в ""Вестнике Европы"" небольшие рассказы и стихи. Все написанное им в это время слабо и впоследствии не переиздавалось. Несомненное литературное дарование Квитка проявил лишь в начале 1830-х годов, преимущественно в повестях на малорусском языке: ""Марусе"", ""Солдатском патрете"", ""Сердешной Оксане"", ""Мертвецком Велыкдне"", ""От тоби и скарбе"", ""Козир-дивка"", ""Добре робы - добре и буде"" и затем в оперетке ""Сватанье на Гончаривци"", доныне одной из самых репертуарных пьес малорусской сцены. Кроме того, Квитка написал ряд повестей и исторических рассказов на русском языке, из которых наиболее крупный - историко-бытовой роман ""Пан Халявский"". Квитка обнаружил большое знание быта, нравов, обычаев, поверий, вообще близкое знакомство со всем строем дворянской и крестьянской жизни в Малороссии. Малорусские повести его написаны превосходным языком, чистым, простым и ясным и проникнуты гуманным отношением к крестьянам. Квитка имел благотворное влияние на читателей, в смысле развития в них гуманного чувства. Литературная деятельность Квитка развивалась в значительной степени под влиянием его умной жены, Анны Григорьевны, из классных дам института благородных девиц. В конце жизни Квитка очень огорчили порицательные отзывы петербургской критики о его русских повестях, сравнительно с малорусскими довольно слабых. Квитка умер в 1843 г. - О Квитке существует довольно обширная литература; она указана в ""Покажчике"" Комарова , в 1 томе сборника ""Рада"" (417 - 421). Позднее о Квитке еще напечатано много крупных статей; главные: Н.И. Петров , ""Очерки истории украинской литературы XIX столетия""; Н.П. Дашкевич - академическая рецензия на предыдущее сочинение; Огоновский (в ""Истории русской литературы"", III); Н.Ф. Сумцов , ""Квитка как этнограф"" (""Киевская Старина"" (1893, XI - XII). Ср. Баженов, ""Г.Ф. Квитка. Библиографический указатель"" (""Известия отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук"", 1910, книга 1). Собрание сочинений Квитка издано в 1887 г., в Харькове; драматические произведения в состав его не вошли. Н. Сумцов.

Источник: Биографический словарь. 2008

Квитка, Григорий Федорович

Квитка Григорий Федорович


(псевдоним — Основьяненко) — известный малорусский писатель; род. в 1778 г. в селе Основе, под Харьковом, и почти всю свою жизнь провел в Харькове. С малых лет был болезнен и до 5 лет слеп. Образование получил домашнее, довольно скудное. Недолго числился на военной службе. Очень религиозно настроенный, он поступил на 23 году в подгородний Куряжский монастырь и пробыл здесь около 4-х лет; по оставлении монастыря вел в своей Основе полумонашескую жизнь, пока не увлекся общественной деятельностью и театром. Открытие Харьковского унив. в 1805 г. внесло большое оживление в жизнь местного общества. В 1812 г. возник в Харькове постоянный театр, и К. принял в нем самое широкое и разностороннее участие в качестве актера, драматурга и потом историка этого театра. В том же году по инициативе Квитки возникло благотворительное общество; самым крупным его делом было учреждение всесословного женского учебного заведения, вскоре преобразованного в Институт благородных девиц. К. жертвовал на это дело свой труд и денежные средства. С 1816 по 1821 г. в Харькове выходил "Украинский вестник" — первый харьковский журнал, под редакцией К., Филомафитского и Генорского. Тогда же К. помещает в "Украинском вестнике" и в "Вестнике Европы" небольшие рассказы и стихи; но все написанное им в это время слабо и впоследствии не переиздавалось. Несомненное литературное дарование К. проявил лишь в начале 30-х годов, преимущественно в повестях на малорусском языке: "Марусе","Солдатском патрете", "Сердешной Оксане", "Мертвецком Велыкдне", "От тоби и скарб", "Козир-дивка", "Добре робы — добре и буде" и затем в оперетке "Сватанье на Гончаривци", доныне одной из самых репертуарных пьес малорусской сцены. Кроме того, К. написал ряд повестей и исторических рассказов на русском языке, из которых наиболее крупный — историко-бытовой роман "Пан Халявский". К. обнаружил большое знание быта, нравов, обычаев, поверий — вообще близкое знакомство со всем строем дворянской и крестьянской жизни. Малорусские повести его написаны превосходным языком, чистым, простым и ясным, и проникнуты гуманным отношением к крестьянам. Квитка имел благотворное влияние на читателей в смысле развития в них гуманного чувства. Литературная деятельность К. развивалась в значительной степени под влиянием его умной жены, Анны Григорьевны, из классных дам Института благородных девиц. В конце жизни К. очень огорчили порицательные отзывы петербургской критики о его русских повестях, сравнительно с малорусскими довольно слабых. К. † в 1843 г.


О К. существует довольно обширная литература; она указана кратко в "Справочном словаре" Геннади (II, 125—126) и в "Российской библиографии" (1881, кн. I), гораздо подробнее в "Покажчике" г-на Комарова, в 1 т. сборника "Рада" (417—421). После издания этих указателей о К. еще напечатано много крупных статей; главные: Н. И. Петров, "Очерки истории украинской литературы XIX ст."; Н. П. Дашкевич — академическая рецензия на предыдущее сочинение; Огоновский (в "Ист. русск. литер.", III); Н. Ф. Сумцов, "К. как этнограф" ("Киевская старина", 1893, VIII); Д. И. Багалей, "К. как историк" (там же); В. П. Науменко, "Обзор критик на сочин. К." (там же). "Письма" К. изд. в "Русской старине" (1893) и "Киевской старине" (1893, XI—XII). Из старых биографий наиболее подробная и ценная — Г. П. Данилевского (в "Украинской старине"). Собрание сочинений К. издано в 1887 г., в Харькове; драматические произведения в состав его не вошли.


Н. Сумцов.


{Брокгауз}





Квитка, Григорий Федорович


малороссийский беллетрист и драматург, известный под псевдонимом "Грицко-Основьяненко". Ст. сов., род. 18 ноября 1778 г., † 1843 г. 8 августа.


{Половцов}





Квитка, Григорий Федорович


(литературный псевдоним Грыцько Основьяненко) [1778—1843] — украинский писатель. Дворянин по происхождению, К. не был связан, с поместьем и почти не имел собственных крепостных крестьян, жил на проценты с капитала и жалование. В классовом отношении К. явился типичным представителем обуржуазившегося дворянства, связанного культурой и традициями с дворянством, а экономическими интересами — с буржуазией. Отсюда сочетание реакционности его политических взглядов с передовыми (по сравнению с массой коренного имперского поместного дворянства) его взглядами на украинский яз. и литературу.


В истории украинской литературы К. занимает почетное место "отца украинской прозы": своими "Малороссийскими повестями [1834—1837], рассказываемыми Грыцькой Основьяненко", оказал сильное влияние на всю последующую украинск. литературу. Старая украинская националистическая народническая критика (Ефремов) объявила Квитку "певцом закрепощенного, подневольного крестьянства", писателем, который впервые ввел в мировую литературу крепостного как определенный литературный тип. На самом же деле К. в своих украинских повестях почти ни единым словом не упоминает о крепостном праве и мало касается экономического положения крестьянства. Его крестьянские типы по преимуществу принадлежат к так наз. вольному казачеству, государственным крестьянам, которые пользовались значительными привилегиями (вплоть до права иметь собственных батраков) и с дальнейшим развитием города постепенно переходили в мещанское сословие. В жанровом отношении К. дал образцы сентиментальной повести ("Маруся", "Искренняя любовь"), пародийно-сатирической повести ("Конотопская ведьма"), юмористического рассказа ("Солдатский портрет") и т. д. Выдержанные преимущественно в сказовой манере, они имитируют стиль народного рассказа.


К. писал также и на русск. яз. В 1816 появился ряд его стихотворений и юмористических фельетонов в харьковских журналах "Украинский вестник", "Харьковский демократ". Позднее [в 1829—1830] появились две части его комедии "Дворянские выборы", которую некоторые современники (С. Аксаков, Н. Полевой, К. Ушаков) считали образцом русской самобытной комедии; комедия была запрещена к постановке. Несколько комедий, написанных одновременно с "Дворянскими выборами", успеха не имели. Одна из них — "Приезжий из столицы", — напечатанная лишь в 1840, по своему сходству с "Ревизором" Гоголя давала повод к неоднократным сравнениям обоих произведений и попыткам установить между ними генетическую связь. В течение 30-х гг. К. пишет задуманный весьма широко сатирический роман "Похождения Пуетолобова", однако под влиянием цензуры К. постепенно выхолащивает сатирическую суть романа, пока наконец не убивает ее совершенно. Появившись в 1841, роман был встречен с недоумением и успеха не имел. Расцвет литературной деятельности К. приходится на 1838—1843, когда успех украинских повестей писателя дал повод к авторизованным русским переводам. Громадным успехом пользовался роман "Пан Халявский", давший в сгущенно юмористических тонах описание украинской старосветской жизни; роман этот до последнего времени выдержал 22 изд., и собственно лишь благодаря ему имя К. сохранилось в памяти русского читателя. Из других русских произведений К. можно отметить ряд историко-бытовых очерков и статей ("Головатый", "Панна Сотниковна", "Украинские дипломаты", "1812 год в провинции" и т. д.).



В последние годы жизни писатель неоднократно пытался писать в духе натурализма ("Знахарь", "Ярмарка" и т. д.). Современная критика относила К. к числу непосредственных предшественников Достоевского ("Бедные люди").


Особо следует упомянуть о деятельности К. как украинского драматурга. Большой популярностью пользовались его пьесы "Шельменко, волостной писарь", "Шельменко-денщик", "Сватання", до последнего времени ставящиеся на украинской сцене в провинции. Имя героя первой из них — пройдохи Шельменко — стало нарицательным. Следует также отметить драму К. "Искренняя любовь" (Щира любість) — была переведена Островским и ставилась на петербургской сцене.


Влияние К. наиболее сильно сказалось на творчестве ближайшего к нему поколения писателей 50—60-х гг., представителей так наз. "этнографической школы". Творчество А. Стороженка, М. Номиса, отчасти П. Кулиша и др. непосредственно связано с творчеством К. Позднее эта связь становится менее заметной, хотя и не исчезает совершенно.



Библиография: І. Повісті Григорія Квітка (Основьяненка), 2 тт., СПб., 1858; Драматические сочинения Григория Квитки (Основьяненка), 2 тт., СПб., 1862 (оба изданы под ред. П. Кулиша); Собр. сочин. Квитки, изданное харьковским губернским земством ; под ред. А. А. Потебни, 6 тт., Харьков, 1887—1894 (драматические произведения сюда не вошли); Твори, под ред. В. Бойко, тт. I, III, Київ, 1918; Вібрані твори (Избранные произведения), под ред. А. Шамрай, 2 тт., Київ, 1928. В настоящее время Гиз Украины издает под ред. И. Айзенштока первое полное собрание произведений К., со вступительными статьями и примечаниями.´


II. Данилевский Г. И., Украинская старина, Харьков, 1866 (первая полная биография писателя, не утратившая и в настоящее время характера первоисточника); С. Р. [Ускова], Григорий Квитка, Биографический очерк при IV т. его сочин., под ред. A. А. Потебни, Харьков, 1894; Плевако М., Г. Квітка-Основьяненко, Харьков, 1916; Бойко В., Життя та літературна творчість Г. Квіткі-Основья-ненка, "Твори", т. І, Київ, 1918; Срезневский B. И., Г. Ф. Квитка и И. И. Срезневский, "Ser-tum bibliologicum в честь проф. А. И. Малеина", П., 1922; Айзеншток И., Г. Ф. Квітка; Поговіп М. П., "За сто літ", кн. II, ДВУ, 1928; Плетньов П. О., "За сто літ", кн. V, ДВУ, 1930. Главнейшие историко-литературные работы о Квитке: Сумцов H. Ф., Г. Ф. Квитка как этнограф, "Киевская старина", 1893, № 8; Богалей Д. И., Исторические повести и статьи Г. Ф. Квитки, там же; Горленко В., Живописец малороссийской старины, "Русский архив", 1895, № 4; Волков Н. В., К истории русской комедии. I. Зависимость "Ревизора" Гоголя от комедии Квитки "Приезжий из столицы", СПб., 1899; Лященко А. И., "Ревизор" Гоголя и комедия Квитки "Приезжий из столицы", сб. "Памяти Л. Н. Майкова", СПб., 1902; Батенов П., Г. Ф. Квитка как вдохновитель Н. Гоголя. К вопросу о литературном заимствовании, Харьков, 1916; Плевако Н., О стиле и языке повести Г. Ф. Квитки "Маруся", Харьков, 1916; Айзеншток И., К вопросу о литературных влияниях (Г. Ф. Квитка и Н. В. Гоголь), "Изв. Отд. русск. яз. и словесности Акад. наук", т. XXIV, кн. I, П., 1919; Шамрай А., Шляхи квітчиної творчости, "Вібрані твори", т. І, Київ, 1928; Айзеншток І. Проти традицій (Новій Квітка), "Критика", 1928, № 10; Фінкель Ал., Майстерність "Конотопскоі відьмі", "Плуг", 1928, № 11; Зеров Микола, Квитка и пізніша україньска проза, "Життя й революция", 1928, № 12; Айзеншток І., До соціології повістей квітчиних, "Червоний шлях", 1928, № 12; см. также предисловие И. Айзенштока к изд. "Пана Халявского", Харьков, 1928. Итоги изучения Квитки подводит сб. Института Тараса Шевченко "Квітка-Основьяненко", Харьков, 1929.


III. Баженов Н. М., Г. Ф. Квитка-Основьяненко (Библиографический указатель), "Изв. Отд. русск. яз. и словесности Акад. наук", т. XV, кн. I, СПб., 1910; Тарновский Вадим, Г. Ф. Квитка-Основьяненко (1778—1928), Киев, 1928.


И. Айзеншток.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008