Кюи Цезарь Антонович

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

КЮИ Цезарь Антонович
(1835—1918) — российский деятель культуры, военный инженер и ученый, инженер-генерал (1904), композитор и музыкальный критик. С 1878 г. — адъюнкт-профессор, с 1880 — профессор, с 1896 г. — заслуженный профессор Николаевской инженерной академии. Читал курсы лекций по фортификации в ряде военных академий России. Автор капитальных трудов по фортификации. Первым среди русских военных инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях. Член объединения «Могучая кучка», находился под влиянием М. А. Балакирева и В. В. Стасова. С 1864 г. выступал как музыкальный критик, отстаивая принципы реализма и народности в музыке. Написал 18 опер (в том числе 4 детских); произведения для симфонического оркестра, камерных инструментальных ансамблей и отдельных инструментов, хоров и вокальных ансамблей. Его романсы (более 250) на слова А. С. Пушкина, А. Н. Майкова и других поэтов отличались лирической выразительностью, изяществом и тонкостью вокальной декламации. Закончил оперы А. С. Даргомыжского «Каменный гость» и М. П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка».

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

КЮИ Цезарь Антонович
(18 I 1835, Вильно - 26 III 1918, Петроград)
Ц. Кюи - русский композитор, член балакиревского содружества, музыкальный критик, активный пропагандист идей и творчества «Могучей кучки», крупный ученый в области фортификации, инженер-генерал. Во всех сферах своей деятельности достиг значительных успехов, внес весомый вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и военной науки. Музыкальное наследие Кюи чрезвычайно обширно и разнообразно: 14 опер (из них 4 детских), несколько сот романсов, оркестровые, хоровые, ансамблевые произведения, сочинения для фортепиано. Он - автор свыше 700 музыкально-критических работ.
Кюи родился в литовском городе Вильно в семье учителя местной гимназии, выходца из Франции. У мальчика рано проявился интерес к музыке. Первые уроки игры на фортепиано он получил у своей старшей сестры, затем некоторое время занимался с частными педагогами. В 14 лет он сочинил свое первое сочинение - мазурку, затем последовали ноктюрны, песни, мазурки, романсы без слов и даже «Увертюра или нечто в этом роде». Несовершенные и по-детски наивные, эти первые опусы все же заинтересовали одного из учителей Кюи, который показал их С. Монюшко, жившему в то время в Вильно. Выдающийся польский композитор сразу оценил дарование мальчика и, зная незавидное материальное положение семьи Кюи, стал бесплатно с ним заниматься по теории музыки, контрапункту к композиции. Всего 7 месяцев проучился Кюи у Монюшко, однако уроки большого художника, сама его личность запомнились на всю жизнь. Эти занятия, как и учеба в гимназии, были прерваны из-за отъезда в Петербург для поступления в военно-учебное заведение.
В 1851-55 гг. Кюи учился в Главном инженерном училище. О систематических занятиях музыкой не могло быть и речи, но музыкальных впечатлений, прежде всего от еженедельных посещений оперы, было много, и они впоследствии дали богатую пищу для формирования Кюи как композитора и критика. В 1856 г. состоялось знакомство Кюи с М. Балакиревым, положившее начало Новой русской музыкальной школе. Немного позднее он сблизился с А. Даргомыжским и ненадолго с А. Серовым. Продолжая в 1855-57 гг. свое образование в Николаевской военно-инженерной академии, Кюи под воздействием Балакирева все больше времени и сил отдавал музыкальному творчеству. Окончив академию, Кюи был оставлен при училище репетитором по топографии с производством «по экзамену за отличные успехи в науках в поручики». Началась многотрудная педагогическая и научная деятельность Кюи, требовавшая от него огромного труда и усилий и продолжавшаяся почти до конца жизни. За первые 20 лет службы Кюи прошел путь от прапорщика до полковника (1875), однако его преподавательская работа ограничивалась лишь младшими классами училища. Это было связано с тем, что военное начальство не могло примириться с мыслью о возможности для офицера с одинаковым успехом совмещать научно-педагогическую, композиторскую и критическую деятельность. Однако публикацией в Инженерном журнале (1878) блестящей статьи «Путевые заметки инженерного офицера на театре военных действий о европейской Турции» Кюи выдвинулся в число наиболее видных специалистов в области фортификации. Вскоре он стал профессором академии и был произведен в генерал-майоры. Кюи - автор целого ряда значительных работ по фортификации, учебников, по которым училось едва ли не большинство офицеров русской армии. В дальнейшем он дошел до чина инженер-генерала (соответствует современному воинскому званию генерал-полковника), занимался педагогической работой также в Михайловской артиллерийской академии и академии Генерального штаба. В 1858 г. увидели свет 3 романса Кюи ор. 3 (на ст. В. Крылова), тогда же он завершил в первой редакции оперу «Кавказский пленник». В 1859 г. Кюи написал комическую оперу «Сын мандарина», предназначенную для домашнего спектакля. На премьере в роли мандарина выступил М. Мусоргский, аккомпанировал на фортепиано автор, причем увертюра была исполнена Кюи и Балакиревым в 4 руки. Пройдет много лет, и эти произведения станут наиболее репертуарными операми Кюи.
В 60-е гг. Кюи работал над оперой «Вильям Ратклиф» (пост. в 1869 г. на сцене Мариинского театра), в основу которой была положена одноименная поэма Г. Гейне. «Остановился я на этом сюжете потому, что мне нравилась его фантастичность, неопределенный, но страстный, подверженный роковым влияниям характер самого героя, увлекал меня талант Гейне и прекрасный перевод А. Плещеева (красивый стих всегда меня прельщал и имел несомненное влияние на мою музыку)». Сочинение оперы превратилось в своеобразную творческую лабораторию, в которой идейно-художественные установки балакиревцев проходили проверку живой композиторской практикой, а сами они на опыте Кюи учились оперному сочинительству. Мусоргский писал: «Ну да хорошие вещи всегда заставляют себя искать и ждать, а "Ратклиф" более чем хорошая вещь... "Ратклиф" не только Ваш, но и наш. Он выползал из Вашего художнического чрева на наших глазах и ни разу не изменил нашим ожиданиям. ...Вот что странно: "Ратклиф" Гейне ходуля, "Ратклиф" Ваш - тип бешеной страсти и до того живой, что из-за Вашей музыки ходули не видно - ослепляет». Характерной особенностью оперы является причудливое сплетение в характерах героев реалистических и романтических черт, что уже было предопределено литературным первоисточником.
Романтические тенденции проявляются не только в выборе сюжета, но и в использовании оркестра, гармонии. Музыка многих эпизодов отличается красотой, мелодической и гармонической выразительностью. Речитативы, которыми пронизан «Ратклиф», тематически насыщены и разнообразны по колориту. Одной из важных особенностей оперы является хорошо разработанная мелодическая декламация. К недостаткам оперы следует отнести отсутствие широкого музыкально-тематического развития, некоторую калейдоскопичность тонких по художественной отделке деталей. Не всегда композитору удается объединить зачастую прекрасный музыкальный материал в единое целое.
В 1876 г. в Мариинском театре состоялась премьера новой работы Кюи - оперы «Анджело» на сюжет драмы В. Гюго (действие происходит в XVI в. в Италии). К ее созданию Кюи приступил будучи уже зрелым художником. Его композиторское дарование развилось и окрепло, значительно возросло техническое мастерство. Музыка «Анджело» отмечена большим вдохновением и страстностью. Созданы характеры сильные, яркие, запоминающиеся. Кюи умело построил музыкальную драматургию оперы, постепенно от действия к действию усиливая разнообразными художественными средствами напряжение происходящего на сцене. Он мастерски применяет речитативы, насыщенные экспрессией и богатые по тематическому развитию.
В жанре оперы Кюи создал много замечательной музыки, высшими достижениями стали «Вильям Ратклиф» и «Анджело». Однако именно здесь, несмотря на великолепные находки и озарения, проявились и определенные негативные тенденции, прежде всего расхождение между масштабностью поставленных задач и их практической реализацией.
Замечательный лирик, способный воплощать в музыке самые возвышенные и глубокие чувства, он как художник наиболее раскрылся в миниатюре и прежде всего в романсе. В этом жанре Кюи достиг классической стройности и гармонии. Истинной поэзией и вдохновением отмечены такие романсы и вокальные циклы, как «Эоловы арфы, Мениск, Сожженное письмо, Истомленная горем», 13 музыкальных картинок, 20 поэм Ришпена, 4 сонета Мицкевича, 25 стихотворений Пушкина, 21 стихотворение Некрасова, 18 стихотворений А. К. Толстого и др.
Ряд значительных произведений создал Кюи в области инструментальной музыки, в частности сюиту для фортепиано «В Аржанто» (посвященную Л. Мерси-Аржанто - популяризатору русской музыки за границей, автору монографии о творчестве Кюи), 25 фортепианных прелюдий, скрипичную сюиту «Калейдоскоп» и др. С 1864 г. и почти до самой смерти продолжалась музыкально-критическая деятельность Кюи. Темы его газетных выступлений чрезвычайно разнообразны. Он с завидным постоянством рецензировал петербургские концерты и оперные спектакли, создавая своеобразную музыкальную летопись Петербурга, анализировал творчество русских и зарубежных композиторов, искусство исполнителей. Статьи и рецензии Кюи (особенно в 60-е гг.) в значительной степени выражали идейную платформу балакиревского кружка.
Одним из первых русских критиков Кюи стал регулярно пропагандировать русскую музыку в зарубежной прессе. В книге «Музыка в России», вышедшей в Париже на французском языке, Кюи утверждал всемирное значение творчества Глинки - одного «из величайших музыкальных гениев всех стран и всех времен». С годами Кюи как критик стал более терпимым к художественным направлениям, не связанным с «Могучей кучкой», что было связано с определенными изменениями в его мировосприятии, с большей, чем прежде, независимостью критических суждений. Так, в 1888 г. он писал Балакиреву: ...»мне уже 53 года, и со всяким годом чувствую, как я отрешаюсь мало-помалу от всяких влияний и личных симпатий. Это отрадное чувство нравственной полной свободы. Я могу ошибаться в своих музыкальных суждениях, и это меня мало смущает, лишь бы моя искренность не поддавалась никаким посторонним влияниям, ничего общего с музыкой не имеющим».
За свою долгую жизнь Кюи прожил как бы несколько жизней, сделав исключительно много на всех избранных поприщах. Причем композиторской, критической, военно-педагогической, научной и общественной деятельностью он занимался одновременно! Поразительная работоспособность, помноженная на выдающееся дарование, глубокая убежденность в правоте идеалов, сформировавшихся еще в молодости, - бесспорные свидетельства большой и незаурядной личности Кюи. /А. Назаров/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.

Кюи Цезарь Антонович

Кюи, Цезарь Антонович - инженер-генерал, замечательный русский композитор. Родился 6 января 1835 г. в городе Вильне; сын француза, оставшегося в России после похода 1812 г., и литвинки Юлии Гуцевич. Пятилетним ребенком Кюи уже воспроизводил на фортепиано мелодию слышанного им военного марша. В десять лет сестра начала его учить фортепианной игре; затем учителями его были Герман и скрипач Дио. Учась в виленской гимназии, Кюи, под влиянием мазурок Шопена, оставшегося навсегда любимым его композитором, сочинил мазурку на смерть одного учителя. Живший тогда в Вильно Монюшко предложил давать талантливому юноше бесплатно уроки гармонии, продолжавшиеся, впрочем, всего полгода. В 1851 г. Кюи поступил в инженерное училище, через четыре года был произведен в офицеры, а еще через два окончил инженерную академию. Оставленный при ней репетитором топографии, потом преподавателем фортификации, он в 1878 г., после блестящей работы о русских и турецких укреплениях (1877), был назначен профессором, занимая кафедру по своей специальности одновременно в трех военных академиях: генерального штаба, инженерной и артиллерийской. Самые ранние романсы Кюи написаны около 1850 г. (""6 Польских песен"", изданы в Москве, в 1901 г.), но серьезно развиваться композиторская его деятельность начала лишь после окончания им академии (см. воспоминания товарища Кюи, драматурга В.А. Крылова , ""Исторический Вестник"", 1894, II). На тексты Крылова написаны романсы: ""Тайна"" и ""Спи, мой друг"", на слова Кольцова - дуэт ""Так и рвется душа"". Громадное значение в развитии таланта Кюи имела дружба с Балакиревым (1857), являвшимся в первом периоде творчества Кюи его советником, критиком, учителем и отчасти сотрудником (главным образом, по части оркестровки, оставшейся навсегда наиболее уязвимой стороной фактуры Кюи), и близкое знакомство с его кружком: Мусоргским (1857), Римским-Корсаковым (1861) и Бородиным (1864), а также с Даргомыжским (1857), оказавшим большое влияние на выработку вокального стиля Кюи. В 1858 г. Кюи женился на ученице Даргомыжского, М.Р. Бамберг. Ей посвящено оркестровое скерцо F-dur, с главной темой, В, А, В, Е, G (буквы ее фамилии) и упорным проведением нот С, С (Cesar Cui) - идея, явно навеянная Шуманом, имевшим вообще большое влияние на Кюи. Исполнение этого скерцо в Петербурге в симфоническом концерте Императорского Русского Музыкального Общества (14 декабря 1859 г.) было публичным дебютом Кюи как композитора. К тому же времени относятся два фортепианных скерцо C-dur и gis-moll и первый опыт в оперной форме: два акта оперы ""Кавказский Пленник"" (1857 - 1858), позже переделанной в трехактную и поставленной в 1883 г. на сцену в Петербурге и Москве. Тогда же написана одноактная комическая опера в легком жанре ""Сын Мандарина"" (1859), поставленная на домашнем спектакле у Кюи при участии самого автора, его жены и Мусоргского, а публично - в Клубе Художников в Петербурге (1878). Реформаторские начинания в области драматической музыки, отчасти под влиянием Даргомыжского, в противовес условностям и банальностям итальянской оперы выразились в опере ""Вильям Ратклиф"" (на сюжет Гейне), начатой (в 1861 г.) еще ранее ""Каменного Гостя"". Единение музыки и текста, тщательная разработка вокальных партий, применение в них не столько кантилены (все же являющейся там, где требует текст), сколько мелодического, певучего речитатива, трактовка хора, как выразителя жизни масс, симфоничность оркестрового сопровождения - все эти особенности, в связи с достоинствами музыки, красивой, изящной и оригинальной (особенно в гармонии) сделали ""Ратклифа"" новым этапом в развитии русской оперы, хотя музыка ""Ратклифа"" и не имеет национального отпечатка. Слабейшей стороной партитуры ""Ратклифа"" была оркестровка. Значение ""Ратклифа"", поставленного в Мариинском театре (1869), не было оценено публикой, может быть, и ввиду неряшливого исполнения, против которого протестовал сам автор (письмом в редакцию ""Санкт-Петербургских Ведомостей""), прося публику не посещать представлений его оперы (о ""Ратклифе"" см. статью Римского-Корсакова в ""Санкт-Петербургских Ведомостях"" 14 февраля 1869 г. и в посмертном издании его статей). ""Ратклиф"" вновь появился в репертуаре лишь спустя 30 лет (на частной сцене в Москве). Подобная же участь постигла ""Анджело"" (1871 - 1875, на сюжет В. Гюго), где те же оперные принципы получили свое полное завершение. Поставленная в Мариинском театре (1876), опера эта в репертуаре не удержалась и возобновлена была лишь на несколько представлений на той же сцене в 1910 г., в ознаменование 50-летия композиторской деятельности автора. Больший успех ""Анджело"" имел в Москве (Большой театр, 1901). К тому же времени (1872) относится и ""Млада"" (1 акт; см. Бородин). Рядом с ""Анджело"" по художественной законченности и значительности музыки можно поставить оперу ""Flibustier"" (русский перевод - ""У моря""), написанную (1888 - 1889) на текст Жана Ришпена и шедшую, без особого успеха, только в Париже, на сцене Opera Comique (1894). В музыке ее французский текст трактован с той же правдивой выразительностью, как русский - в русских операх Кюи. В остальных произведениях драматической музыки: ""Сарацин"" (на сюжет ""Карл VII у своих вассалов"" А. Дюма, соч. 1896 - 1898; Мариинский театр, 1899); ""Пир во время чумы"" (соч. 1900; исполнена в Санкт-Петербурге и Москве); ""M-lle Фифи"" (соч. 1900, на сюжет Мопассана; исполнена в Москве и Петрограде); ""Матео Фальконе"" (соч. 1901, по Мериме и Жуковскому , исполнена в Москве) и ""Капитанская Дочка"" (соч. 1907 - 1909, Мариинский театр, 1911; в Москве, 1913) Кюи, не изменяя резко своим прежним оперным принципам, отдает (отчасти в зависимости от текста) явное предпочтение кантилене. В отдельную рубрику следует выделить оперы для детей: ""Снежный Богатырь"" (1904); ""Красная Шапочка"" (1911); ""Кот в сапогах"" (1912); ""Иванушка-Дурачок"" (1913). В них, как и в своих детских песнях, Кюи проявил много простоты, нежности, грации, остроумия. - После опер наибольшее художественное значение имеют романсы Кюи (около 400), в которых он отказался от куплетной формы и от повторений текста, находящего всегда правдивое выражение как в вокальной партии, замечательной по красоте мелодии и по мастерской декламации, так и в сопровождении, отличающемся богатой гармонией и прекрасной фортепьянной звучностью. Выбор текстов для романсов сделан с большим вкусом. Большей частью они чисто лирические - область, самая близкая таланту Кюи; он достигает в ней не столько силы страстности, сколько теплоты и искренности чувства, не столько широты размаха, сколько изящества и тщательной отделки деталей. Иногда в нескольких тактах на коротенький текст Кюи дает целую психологическую картинку. Среди романсов Кюи есть и повествовательные, и описательные, и юмористические. В позднейшем периоде творчества Кюи есть и повествовательные, и описательные, и юмористические. В позднейший период творчества Кюи стремится выпускать в свет романсы в виде сборников на стихотворения одного и того же поэта (Ришпэна, Пушкина , Некрасова , графа А.К. Толстого ). К вокальной музыке относятся еще около 70 хоров и 2 кантаты: 1) ""В честь 300-летия Дома Романовых"" (1913) и 2) ""Твой стих"" (слова И. Гриневской ), в память Лермонтова . В инструментальной музыке - для оркестра, струнного квартета и для отдельных инструментов - Кюи не так типичен, но и в этой области им написаны: 4 сюиты (одна из них - 4 - посвящена M-me Mercy d´Argenteau, большому другу Кюи, для распространения сочинений которого во Франции и Бельгии она сделала очень много), 2 скерцо, тарантелла (есть блестящая фортепьянная транскрипция Ф. Листа), ""Marche solennelle"" и вальс (ор. 65). Затем идут 3 струнных квартета, много пьес для фортепиано, для скрипки и для виолончели. Всего издано (до 1915 г.) 92 opus´a Кюи; в это число не входят оперы и другие сочинения (свыше 10), между прочим, конец 1-й сцены в ""Каменном Госте"" Даргомыжского (написанный согласно предсмертной воле последнего). Талант Кюи - более лирический, чем драматический, хотя нередко он достигает в своих операх значительной силы трагизма; особенно ему удаются женские характеры. Мощь, грандиозность чужды его музыке. Все грубое, безвкусное или банальное ему ненавистно. Он тщательно отделывает свои сочинения и скорее склонен к миниатюре, чем к широким построениям, к вариационной форме, чем к сонатной. Он неисчерпаемый мелодист, изобретательный до изысканности гармонист; менее разнообразен он в ритмике, редко обращается к контрапунктическим комбинациям и не вполне свободно владеет современными оркестровыми средствами. Его музыка, нося черты французского изящества и ясности стиля, славянской задушевности, полета мысли и глубины чувства, лишена, за немногими исключениями, специально русского характера. - Начавшаяся в 1864 г. (""Санкт-Петербургские Ведомости"") и продолжавшаяся до 1900 г. (""Новости"") музыкально-критическая деятельность Кюи имела большое значение в истории музыкального развития России. Боевой, прогрессивный характер (особенно в более раннем периоде), пламенная пропаганда Глинки и ""новой русской школы"", литературный блеск, остроумие, создали ему, как критику, огромное влияние. Он пропагандировал русскую музыку и за границей, сотрудничая во французской прессе и издав статьи свои из ""Revue et gazette musicale"" (1878 - 1880) отдельной книжкой ""La musique en Russie"" (П., 1880). К крайним увлечениям Кюи относится его умаление классиков (Моцарта, Мендельсона) и отрицательное отношение к Р. Вагнеру. Отдельно изданы им: ""Кольцо Нибелунгов"" (1889); ""История фортепианной литературы"" курс А. Рубинштейна (1889); ""Русский романс"" (СПб., 1896). В 1896 - 1904 годах Кюи состоял председателем петербургского отделения, а в 1904 г. выбран почетным членом Императорского Русского Музыкального Общества. - Сочинения Кюи по военно-инженерному делу: ""Краткий учебник полевой фортификации"" (7 изданий); ""Путевые заметки инженерного офицера на театре войны в Европе Турции"" (""Инженерный Журнал""); ""Атака и оборона современных крепостей"" (""Военный Сборник"", 1881); ""Бельгия, Антверпен и Бриальмон"" (1882); ""Опыт рационального определения величины гарнизона крепости"" (""Инженерный Журнал""); ""Роль долговременной фортификации при обороне государств"" (""Курс Ник. Инженерной Академии""); ""Краткий исторический очерк долговременной фортификации"" (1889); ""Учебник фортификации для пехотных юнкерских училищ"" (1892); ""Несколько слов по поводу современного фортификационного брожения"" (1892). - См. В. Стасов ""Биографический очерк"" (""Артист"", 1894, № 34); С. Кругликов ""Вильям Ратклиф"" (там же); Н. Финдейзен ""Библиографический указатель музыкальных произведений и критический статей Кюи"" (1894); ""С. Cui. Esquisse critique par la C-tesse de Mercy Argenteau"" (II, 1888; единственное по обстоятельности сочинение о Кюи); П. Веймарн ""Цезарь Кюи, как романсист"" (СПб., 1896); Контяев ""Фортепианные произведения Кюи"" (СПб., 1895). Григорий Тимофеев.

Источник: Биографический словарь. 2008

Кюи, Цезарь Антонович

Кюи Цезарь Антонович


— военный инженер, генерал-майор, заслуженный профессор фортификации в академиях Николаевской инженерной, Михайловской артиллерийской и Генерального штаба, композитор и музыкальный критик; род. в 1835 г.; ученик Монюшко. Впервые выступил в качестве композитора в 1859 г. в концертах русского музыкального общества, где было исполнено его скерцо f-dur для оркестра. В 1869 г. поставлена на сцене Мариинского театра его опера "Ратклиф", в 1876 г. — "Анжело". Еще в 1859 г. К. написал оперу "Кавказский пленник", которая в 1883 г. была поставлена на сцене Мариинского театра в переработанном виде. Комическая опера К. "Сын мандарина" исполнялась на сцене клуба художников и на многих любительских спектаклях. Наибольший успех К. имел со своими романсами и berceuse для скрипки. К. — автор многих оркестровых произведений и камерной музыки. В 1893 г. в парижской Комической Опере поставлена опера К.: "Le Flibustier". С 1864 по 1876 гг. К. помещал в "СПб. Ведомостях" музыкально-критические статьи; позднее был сотрудником в "Неделе", "Голосе", "Музыкальном Обозрении" и пр. В Париже издана его книга "La musique en Russie". Подробный список соч. К. помещен в каталоге Бесселя. О направлении композиторской и критической деятельности К. см. Музыка (русская). К. преподавал фортификацию ныне благополучно царствующему Императору Николаю II. Труды К., пользующиеся наибольшим успехом в военном мире: "Атака и оборона современных крепостей" (1881); "Опыт рационального определения величины гарнизона современных крепостей" (1884); "Краткий исторический очерк долговременной фортификации", (1889) и "Краткий учебник полевой фортификации (7-е изд. 1894). Во время Восточной войны К. был командирован на Дунай для обзора фортификационных работ и написал: "Путевые заметки инженерного офицера на театре военных действий в Европейской Турции", переведенные на иностранные языки. О нем см. "Артист" № 34; M. Иванов ("Пчела, 1876). Воспоминания о нем В. Крылова в "Историческом Вестнике" (1894); Merci-Argenteau, "César Cui" (П., 1888)


{Брокгауз}





Кюи, Цезарь Антонович (дополнение к статье)


— композитор. К более замечательным музыкальным его произведениям последнего времени относятся "Мадемуазель Фифи" (одноактная опера на сюжет Мопассана, 1903), вальс для оркестра, былина "Весна-красна" для 1 голоса с оркестром и романсы (18 стихотворений А. Толстого).


{Брокгауз}





Кюи, Цезарь Антонович


— инженер-генерал, заслуженный профессор фортификации Николаевской инженерной академии (с 1891 г.), член конф-ции Николаевской инженерной академии (с 1900 г.), почет. чл. конф-ции Мих. арт-ской (с 1899 г.) и Имп. Николаевской военной академий (с 1905 г.), известн. композитор и музыкал. критик, род. в 1836 г.; специально-инженерное образование получил в гл. (ныне Николаевском) инж. училище и в Николаевской инженерной академии, по окончании коей (1857) оставлен при ней репетитором по топографии, а с 1859 г. по фортификации. Позднее К. был приглашен преподавать фортификацию в Мих. арт. академию и в академию генерального штаба. С этой поры и до наших дней К. плодотворно работает в течение более полувека в этой отрасли воен. наук, создав в академиях незаменимый курс "История фортификации" и вложив в воен. лит-ру много капитал. научных трудов. В 1904 г. он произв. в чин инженер-генерала. В настоящее время генерал К. уже прекратил чтение лекций в академиях, но продолжает работать, участвуя как авторитет по вопросам фортификации в рассмотрении важн. креп. вопросов в инж. комитете гл. инж. управления и фортификацион. проектов офицеров, обучающихся в инж. академии, где он является старейш. членом фортификац. кафедры. Как профессор и преподаватель фортификации и как автор выдающихся трудов по этому предмету генерал К. давно уже приобрел большую и почетную известность. Это послужило основанием к приглашению его для чтения лекций по фортификации Насл-ку, впоследствии Имп. Николаю II, а также Вел. Князьям: Сергею и Павлу Александровичам, Николаю, Михаилу, Георгию и Сергею Михайловичам, Петру Николаевичу и герц. Г. М. и М. М. Мекленбург-Стрелицким. Среди академич. учеников генерала К. многие занимали и занимают высшие должности в армии. Его лекции и публичные чтения, отличавшиеся большой глубиной мысли вместе с простотой и ясностью изложения слушались с больш. вниманием не по обяз-ти: он увлекал своих слушателей. Со многими из них К. сохранил впоследствии добрые отношения и продолжал давать им советы по разн. вопросам фортификации. Так, будучи командирован в 1877 г. на театр воен. действий, генерал К., по просьбе бывш. своего ученика Скобелева, участвовал в укреплении наших позиций под Константинополем, а перед отпр-нием Скобелева в Ахал-Текин. эксп-цию дал ему ряд советов по устр-ву коммуникац. линий и этапн. пунктов. Возвратившись из этого похода, Скобелев писал генералу К. 2 фвр. 1881 г.: "Артамонов верно передал Вам чувство симпатии и уважения, заставляющие меня жаждать Вас видеть. Я не забыл давнопрошедшее, когда был плохим Вашим учеником, не забыл позиций под Константинополем, наконец, главное, не забыл тех цен. советов, которыми в значит. степени достигнуты наши послед. успехи под Геок-Тепе". Большие познания генерала К. в области фортификации составили ему больш. извест-ть также и в иностран. воен. кругах. Извест. бельг. инженер генерал Бриальмон в течение мног. лет вел с генералом К. деят. переписку, совместно обсуждая всевозможные теоретич. вопросы форт-кации и госуд. обороны. 50 таких писем генерала Бриальмона переданы генералом К. в библиотеку Николаевской инженерной академии. Может быть, под влиянием близк. знакомства с Бриальмоном генерал К. первый среди рус. инж. предложил применение бронебашен. установок в наших сухопут. крепостях. Но наиб. крупной заслугой генерала К. в воен. науке является принадлежащий ему первый в России опыт составления истории рус. фортификации, которая и была им включена в программу академии. Из других его в.-литерат. трудов надлежит отметить: 1) "Краткий истор. очерк долговр. фортификации", изд. 1889, 1893 и 1897 гг.; 2) "Краткий учебник полевой фортификации" (8 изд. с 1874 по 1899 г.); 3) "Учебник фортификации для пех. юнкер. училищ", 1892; 4) "Фортификац. оборона государств и влияние мес-ти на расположение и атаку крепостей" (курс Николаевской инженерной ак.), литографир. изд. 1883 г. Главнейшие статьи в "Инж. Журнале": 1) "Путев, заметки инж. офицера на театре воен. действий в Европ. Турции", 1878; 2) "Бельгия, Антверпен и Бриальмон", 1881 г.; 3) "Опыт рационал. определения величины гарнизонов крепостей", 1884 (удостоена 3-й премии "Инж. Журн"); 4) "Неск. слов по поводу соврем. фортификац. брожения", 1892 (удостоена почет. отзыва "Инж. Журн."). Как композитор и музыкал. критик Ц. А. К. занимает в рус. музыке видное место. Установкой своих художественных взглядов он обязан гл. обр. М. А. Балакиреву, объединившему лучшие музыкал. силы в кружок, известный под именем "новой русской школы" (т. н. могучая кучка). Выступив впервые в концертах Русск. музык. общ-ва в 1859 г. со своим скерцо f-dur, он написал 11 опер — 6 больших и 5 одноактных: "Кавказский пленник" (переработан и поставлен на Мариин. сцене в 1893 г.), "Сын Мандарина" (поставлен в "Клубе художников" в 1878 г., а впоследствии на Имп. сцене в Москве), "Вильям Ратклиф" (в Мариин. театре в 1869 г.), "Анжело" (там же, в 1876 г.), "Le Flibustier" (в Парижской Opéra Comique в 1894 г.), "Сарацин" (в Мариинск. театре в 1900 г.), "Матео Фальконе", "Пир во время чумы" (на Имп. сцене в Москве), "Mademoiselle Fifi", "Снежный богатырь" и "Капитанская дочка" (Мариин. театр, в 1910 г.). Из инструментал. произведений укажем на четыре сюиты, 5 скерцо, тарантеллу и торжеств. марш — для оркестра; 2 квартета для струн, инструментов; ок. 50 скрипич. пьес и не менее фортепианных. Роскошнее всего творч-во К. проявилось в области камерной вокал, музыки, где мы имеем более 50 произведений для хора и более 300 романсов на русск., франц., нем. и польск. слова. Критич. деятельность К. играет большую роль в музыкал. развитии рус. общ-ва. Статьи его появились сначала в "СПб. Вед." (1864—1875), затем в "Голосе", "Неделе", "Музыкал. Обозрении", "Новостях" и мн. др. рус. и иностран. изданиях, пролагая дорогу молодому рус. искусству. Книга "La Musique en Russie" (Paris, 1880), в сжатом виде излагающая эстетич. credo автора, немало содействовала распространению рус. музыки на Запад. Кроме этой книги, имеются отдел. брошюры: "Кольцо Нибелунгов" (отчет о представлении в Байрейте), "Рус. романс", "Лекции Рубинштейна о фортепиан. литре". Ц. А. К. состоит членом Рус. Имп. музык. общ-ва, Бельг. корол. академии, "The Manuscript Society" в Нью-Йорке, корреспондентом франц. академии изящ. иск-в и других ученых и артис-тическ. кружков. (В. В. Стасов. Ц. А. Кюи. Биограф, очерк. СПб.; П. П. Веймарн. Цезарь Кюи как вокальн. композитор. СПб., 1896; Н. Финдейзен. Библиогр. указ, музык. произведений и критич. статей Ц. А. Кюи. "Артист", № 34, 35; C.B. (Comille Bellaigue), Notice sur Cesar Cui (приложение в вышеназванной книге "La Musique en Russie"). "Артист", 1884. Кн. 2; C-tesse de Mercy Argenteau, Cesar Cui, esquisse critique, Paris, 1888).



После Октябрьской революции перешел на сторону сов. власти, вступив в РККА, продолжая оставаться профессором трех военных академий. К. внес значительный вклад в становление и развитие русской национальной военно-инженерной школы, его труды по полевой фортификации и курс по ее истории сыграли большую роль в формировании русского и советского военного инженера-фортификатора. Умер 26 марта 1918 г. в Петрограде. Похоронен на Тихвинском кладбище (впоследствии некрополь мастеров искусств).



Соч.: Музыкально-критические статьи. Т. 1. Пг. 1918; Избранные статьи. Л. 1952. 692 с.; Избранные письма. Л. 1955. 754 с.; РНБ. Рукописный фонд. Письма и документы.


{Воен. энц.}




Кюи, Цезарь Антонович



— род. в Вильне 6 января 1835, подобно Бородину, выдвинулся на двух совершенно различных поприщах — музыкальном и военно-инженерном. Сын француза, бывшего офицера Наполеоновской армии, и литвинки; учился в виленской гимназии, где отец его был учителем французского языка, а затем с 1850 в СПб., в главном инженерном училище (ныне Николаевское Инженерное училище и Академия). Окончив в 1857 училище, К. был оставлен при нем репетитором; затем сделался преподавателем и профессором фортификации. Кроме того, К. читал лекции по тому же предмету в Николаевской Академии Генерального Штаба и Михайловской Артиллерийской Академии, написал ряд учебников и книг по фортификации и вообще является в этой области одним из наиболее выдающихся авторитетов (инженер-генерал-лейтенант и заслуженный профессор). Музыке К. учился еще гимназистом и тогда же начал сочинять, но серьезно занимался гармонией и контрапунктом только полгода, в 1849, у С. Монюшки в Вильне. Дальнейшим музыкальным развитием К. обязан знакомству с Даргомыжским и постоянному, начиная с 1856, общению с Балакиревым (см.) и его кружком. В 1858 К. женился на певице М. Р. Бамберг, ученице Даргомыжского, на имя которой и на собственное (В. А. В. Е. G. и С. С.) написан в 1857 первый opus К., скерцо для фп. в 4 руки. В переложении для оркестра скерцо это является первым публично исполненным сочинением К. (в концерте И. Р. М. О., 1859). К числу первых сочинений К. относятся еще ряд романсов и 2 оперы: 2-актная "Кавказский пленник" (по Пушкину, 1857) и 1-актная комическая "Сын Мандарина" (1859; текст В. Крылова), поставленная тогда же на домашнем спектакле у К. Следующая опера "Вильям Ратклиф" (3 акта, на сюжет Гейне) писалась в 1861—68 и впервые шла на СПб. Мариинской сцене 14 февраля 1861 (Москва, Частная сцена, 1900), но скоро снята была с репертуара. То же повторилось и с оперой "Анджело" (4 акта, на сюжет Гюго), написанной в 1871—76 (СПб. Мариинский театр 1876; Москва, Большой театр 1901); впрочем, "Анджело" имел больший успех, чем "Ратклиф". В 1872 К. написал один акт оперы-балета "Млады" — совместного произведения членов балакиревского кружка (нигде не ставился и не напечатан). В 1881—82 К. переделал и дополнил третьим актом "Кавказского пленника", который в 1883 шел со средним успехом в СПб., и с большим — в Москве (Частная опера, 1900). В 1888—89 написана 3-актная опера "Le Flibustier" (на французский текст драмы Ришпена, целиком положенный на музыку); опера не без успеха поставлена была в Париже (Opera Comique, 1894). Следующая опера К., "Сарацин" (4 акта, на сюжет драмы Дюма-отца "Charles VII chez ses grands vasseaux"), шла впервые на СПб. Мариинской сцене 1889 (Москва, Частная сцена, 1902). Наконец в 1900 в Москве шла одноактная опера на неизмененный текст Пушкина "Пир во время чумы" (Нов. театр, 1900). Последняя опера К. написана на сюжет Мопассана "Mamzelle Fifi" (1 акт; еще не напечатана и не ставилась). Наиболее ярко проявился творческий талант К. в вокальной музыке. Разделяя с "новой русской школой" эпохи 60-х и 70-х годов ее общие принципиальные взгляды, К. в противоположность ей и соответственно особенностям своего таланта, избегал в своих операх русских сюжетов и вообще чужд в своей музыке каких-либо национальных элементов. Излюбленные сюжеты К. — сильно трагические; оперные формы как и самый стиль музыки у него свободны, важное место отведено мелодической декламации, детали, особенно гармонические, смелы и тщательно отделаны. Все эти черты впервые выразились ярко, хотя и не вполне последовательно, в "Ратклифе", возбудившем в свое время много шума и полемики. С внутренней стороны музыка К. характеризуется мягкой мелодичностью, грациозностью, благозвучием иногда переходящим даже в слащавость, богатством выразительных красок при передаче лирических моментов сюжета и недостатком их при изображении моментов драматических и бытовых. В евязи с этим женские характеры удаются К. лучше мужских. Мелодии его отличаются мягкой ясностью контуров; декламация — правдива и выразительна (особенно, начиная с "Анджело"), гармония — богата (склонность к педалям) и оригинальна, хотя порой впадает в изысканность и вычурность; ритмика — пикантна, но не всегда достаточно разнообразна и энергична; в последнем отношении К. между прочим резко расходится с Шуманом, которого (как отчасти Шопена и Листа) напоминает во многом другом, — особенно в первую эпоху своего творчества. Оркестровка опер К. является их наименее сильной стороной. К. мало склонен к последовательной и широко проведенной тематической работе, к большим построениям. Это первоклассный мастер миниатюры, наиболее совершенный в области романса, небольших инструментальных пьес и т. п. Русский романс особенно обязан К. расширением и утончением средств музык. выразительности. В такие же мелкие формы вылилась и его оркестровая музыка (сюиты). Собственно говоря, и оперы К. представляют собою скорее ряд отдельных, до мелочей обработанных эпизодов, чем одну цельную и широкую картину. Наиболее совершенной в этом отношении оперой К. можно считать "Анджело". Рядом с музыкальным творчеством К. проявил энергичную деятельность в качестве музыкального критика. Статьи К. написаны живо и остроумно. В первом — важнейшем периоде своей критической деятельности, он вместе со В. Стасовым ратовал за "Новую русскую школу" и вообще за освобождение от рутины, причем иногда впадал в крайности. Он нападал на консерватории (А. Рубинштейн, Чайковский), Серова; отрицал Мендельсона и умалял классиков (особенно старых), делая исключение лишь для Бетховена; пропагандировал Глинку, Даргомыжского последнего периода и малоизвестных тогда у нас Шумана, Шуберта, Берлиоза и Листа. Следует отметить еще проходящее через всю жизнь К. враждебное отношение к Вагнеру. Позже суждения К. стали склонны к компромиссам. Критическая деятельность К. немало повредила его композиторской карьере. С 1897 К. состоит председателем СПб. отделения И. Р. М. О.


Кроме опер, изданы еще следующие сочинения К. (всего 62 opus´а): А. Романсы (около 200): op. 3 (3) 5 (6), 7 (6), 9 (6), 10 (6), 11 (6), 13 (6), 15 (13 музык. картинок, — детские песенки 1878), 16 (6), 17 (Болеро, есть и с оркестр.), 19 (7 романс. и дуэтов), 23 (6 mélodies, на франц. текст 1885), 27 (6), 32 (7 mélodies), 33 (7 стихотворений Лермонтова и Пушкина, 1886), 34 ("Ave Maria" для 1 или 2 гол., с женским хором), 37 (3 Lieder, на немец. текст 1886), 42 ("Les deux Ménétriers", есть и с орк.), 44 (20 poémes de Jean Richepin 1890), 47 (4, рукопись), 48 (4 сонета Мицкевича, на польский текст), 49 (7), op. 54 (5), op. 55 (8), op. 57 (25 стихотворений Пушкина, 1899), op. 62 (21 стихотворение Некрасова, 1902). — В. Хоры: op. 4 (2 для смешан. гол. с орк., премированы 1860 на конкурсе И. Р. М. О.) op. 4 (мистический хор, для женск. гол.), 28 (7 смешанных, а capella 1885), 46 (5 смешан. на тексты К. Р.), op. 53 (6 смешан.), op. 58 (2 мужск.), op. 59 (7 вокальных квартетов или хоров, 1902), "Les oiseaux d´Argenteau" (для детск. гол.). — С. Для оркестра: 1-е скерцо (op. 1, 1857), 2-е скерцо (op. 2, 1857), тарантелла (op. 12, 1859), "Marche solenelle" (op. 18, 1881), "Suite miniature" № 1 (op. 20, 1882, — 6 №№ из фортепианного op. 20); 2-я сюита (op. 38, 1887); 4-я сюита "А Argenteau" (op. 40, 1887; 5 №№ из фортепианного op. 40); 3-я сюита (op. 43; "In modo populari"). — D. Струн. квартет c-moll, op. 45 (1890). — E. Для фп.: op. 8 (1877, 3 пьесы); 20 (12 miniatures), 21 (Suite, 1883; посв. Листу); 22 (4), 26 (Вальс-каприз), 29 (2), 30 (2 полонеза), 31 (3 вальса), 35 (3 Impromptus), 39 (6 miniatures), 40 ( "А Argenteau", 9 пьес, 1887); 60 (4), 61 (Тема с вариациями). Кроме того, К. написал 6 №№ в "Парафразах" на детскую тему (1878, авторы: К., Бородин, Р.-Корсаков, Лядов). — F. Для скрипки: op. 14 ("Petite suite", 1879), 20 (12 miniatures, 2 с оркестр.), op. 24 (2 с орк.), 25 ("Suite concertante", с орк., 1883), 39 (7 miniatures из фп-го op. 39), 50 ("Калейдоскоп", 24 пьесы, 1893), тарантелла. — G. Для виолончели: op. 36 (2 пьесы с оркестром).


Первый фельетон К. (подписанный ***) появился 8 марта 1864 в "СПб. Ведомостях" (Корша), в которых К. сотрудничал до 1877. Затем К. писал в "Северном Вестнике" Корша (1877) "Новом Времени" (1870—80), "Голосе" (1880—82), "Искусстве" (1883), "Неделе" (1884—90), "Музыкальном Обозрении" (1885—90, под редакцией К.), "Гражданине" (1887—88), "Артисте" (1887—9), книжках "Недели" (1891—94), "Новостях" (с 1897 по настоящее время). Из иностранных изданий К. писал в "Revue et gazette musicale" (1878—80), "Le monde artiste" (1885—87), "L´ Art musical" (1885—87), "Le Ménestrel" (1887, ), "L´ Indépendance Belge" (1887), "Le guide musical" (1888) "L´ Art" (1889—90) Кроме того, К. автор статей по музыке в "Энциклопедическом Словаре" Березина (1873—80). Отдельно изданы: "La musique en Russie" (Париж, 1880, из "Revue et Gaz mus.") "Кольцо Нибелунгов" (1889, из "СПб. Ведомостей" за 1876, ), "История фортепианной литературы" курс А Рубинштейна 1889, из "Недели" 1889), "Русский романс" (СПб., 1896) См "Ц. А. Кюи" биографический очерк В. Стасова ("Артист" 1894, № 34); там же "Вильям Ратклиф" С. Круглякова; там же и в № 35 библиографический указатель (до 1894) музык. произведений и критических статей К., сделан. Н. Финдейзеном (издан отдельно 1894); "César Cui Esquise critique par la C-tesse de Mercy Argenteau" (Париж, 1888). Графиня д´Аржанто (ум. 1891), вообще много сделала для пропаганды произведений К. за границей (у себя на родине — в Бельгии и Франции) См. так же: П. Веймарн, "Ц. К. как романсист" (1896, СПб.); Коптяев, "Фортепианные произведения К." (СПб. 1895).


(Э.).


{Риман}





Кюи, Цезарь Антонович


(род. 18.I.1835 в Вильно, ум. 26.III.1918 в Петрограде) — рус. композитор, муз. критик; ученик С. Монюшко. В 1850 переехал в Петербург, где занимался в Военно-инженерном училище и Академии, по окончании которой (1857) был оставлен преподавателем. С 1878 проф. фортификации Военно-инженерной академии, генерал. Знакомство с М. Балакиревым (1856) и А. Даргомыжским (1857) побудило его серьезно заняться музыкой. В 50-х гг. К. приступил к творческой, а с 1864 к муз.-критической деятельности, которой занимался до 1900, не оставляя научной и педагогической работы. Наиболее плодотворный период муз.-критической деятельности К. 60—70-е гг., когда он последовательно боролся за прогрессивные идеи Могучей кучки, к которой примкнул с первых шагов. Чл. Института Франции (с 1894). Характерная черта творчества К. — миниатюризм, определивший его удачи в области малых форм (особенно романса). Наиболее близкая ему сфера эмоций — лирика. К. был одним из первых рус. композиторов, уделивших большое внимание созданию музыки для детей.


Соч.: 10 опер, в т. ч. "Кавказский пленник" (1857, перераб. 1882), "Вильям Ратклиф" (1869), "Анджело" (1876), дет. оперы "Снежный богатырь" (1906), "Красная шапочка", "Кот в сапогах" (1912), "Иванушка-дурачок" (1913); 4 сюиты для орк., Концертная сюита для скр. с орк. или фп.; 3 квартета, Соната для скр. и фп., пьесы для фп., в их числе 12 миниатюр, Сюита в 4 ч., 25 прелюдий; "Калейдоскоп" (24 пьесы) для скр. и фп., Баркарола для влч. и фп. и др. инструм.; ок. 250 романсов, песен, среди них "25 стихотворений Пушкина" (1899), "21 стихотворение Некрасова", циклы романсов на ст. Майкова, Ришпена, "Отзвуки войны" (1905) и др.; вок. анс. (квартеты, дуэты), хоры, 6 песен зап. славян (1916), 48 жен. и дет. хоров без сопр.; сб. дет. песен; работа по заверш. опер "Каменный гость" Даргомыжского (совм. с Римским-Корсаковым, 1870) и "Сорочинская ярмарка" Мусоргского (1916); кн. Музыка в России (вышла во Франции, 1880), Русский романс (1896), св. 750 критич. статей.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008