Лада

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ЛАДА
   • Lad?,
         ????, небольшой остров у карийского берега, находящийся против города Милета и защищавший его гавань. Hdt. 6, 7. Arr. 1, 18, 4. 19, 3. 9. Strab. 14, 635. Здесь в 494 г. до Р. X. персы разбили флот малоазиатских греков, после чего Милет был разрушен.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Лада
Богиня Земли, супруга Рода. Мать богов, покровительница родов, женщин, детей, брака, любви, женских дел, пар, урожая, плодородия. Лада считается семейным божеством, широко распространенным в славянском фольклоре.
Лада связывалась славянами с периодом летнего плодородия, когда созревает, тяжелеет, наливается урожай.

Н. Рерих. Идолы. 1901 г.

Источник: Славянская энциклопедия.

Лада

Лада - имя славянской богини. Мифологи конца XVIII и первых десятилетий XIX столетия (Попов , Чулков , Кайсаров ) не сомневались в ее существовании, приняв без проверки показания о ней Иннокентия Гизеля , который в своем ""Синопсисе"" говорить: ""четвертый идол Ладо; сего имеяху бога веселия и всякого благополучия, жертвы ему приношаху готовящиеся к браку, помощию Лада мняще себе добровеселие и любезно житие стяжати"". Автор ""Синопсиса"" почерпал свои сведения о языческих богах из польских историков Кромера и Стрыйковского; Кромер, в свою очередь, повторил домыслы Меховиты о том, что Лада соответствовала у язычников-поляков греческой Леде. В этом Меховита расходится с Длугошем, который утверждал, что у древних поляков Ладо соответствовал римскому Марсу. В настоящее время можно считать доказанным, что Длугош и позднейшие польские историки выводили языческого бога Лада или богиню Ладу из припевки ""ладо"", встречающейся в народных песнях. Примеры создания мифической личности из непонятой припевки встречаются в мифологии: так, греческий певец Линос обязан своим существованием припевке ""ай лену"" (ai lenu) финикийских песен. Наследовав богиню Ладу от историков XVI - XVIII веков, наши исследователи мифологии (Афанасьев и другие) старались подтвердить ее существование у славян ссылками на разные источники, оказавшиеся, по исследованию А.А. Потебни (""Объяснения малорусских и сродных народных песен""), весьма сомнительными. Достоверно только то, что припев ""ладо"" встречается в песнях весенних, летних и свадебных. Формы припева разнообразятся: ""Ай дид, ой ладо"", ""диди-лади, ди-диладушки"", ""ой диди ладу"", ""диди ладой"", ""ой дид ладо"", ""ладо, ладо, ладо мое"" и другие. Как в Саратовской губернии говорят ""давайте дидикать"", то есть играть хороводные песни, от припева ""диди"", так сербохорватский припев ""ладо"" дал производный глагол ""ладати"", то есть петь песни с этим припевом накануне Юрьева дня. Слово ""лада"" - старинное русское; в ""Слове о полку Игореве"" оно встречается в 4-х случаях, в применении к мужу; в нынешних великорусских песнях оно употребляется частью в женском роде (""я ищу себе ладу милую""), частью в среднем (""мое ладо ревниво""). Потебня предполагает, что ""лада"" собственно значило ""ровня, пара"" (срав. ладен - ровный, четный). Точно уяснить значение припева ""ладо"" и прочее до сих пор не удается; неясна и грамматическая форма, но, во всяком случае, нет достаточного основания выводить из этого припева имя богини и сопоставлять ее с мифологическими личностями других народов. Вс. Миллер.

Источник: Биографический словарь. 2008

Лада
, Йозеф (Lada, Josef) 1887, Грусицы близ Праги — 1957, Прага. Чешский график, живописец, театральный художник. Начинал трудовую деятельность в одной из переплетных мастерских Праги (в 1902), где познакомился со многими современными книгами и журналами. Профессиональное обучение начал на вечерних курсах рисования при пражском Художественно-промышленном училище (1905—1906), продолжил в самом Училище (1906—1907). Тогда же стал сотрудничать в юмористической периодике, а также оформлял книги для детей. После Первой мировой войны прославился иллюстрациями к роману Я. Гашека Похождения бравого солдата Швейка. Член Общества художников "Манес" (с 1926) и объединения чешских графиков "Голлар". В 1947 получил звание народного художника. Творчество Й. Лады известно широкой публике, в первую очередь, благодаря рисункам к Похождениям бравого солдата Швейка, созданным художником в середине 1920-х. Появившиеся сначала в виде приложения к журналу Чешское слово в 1923—1924 и насчитывавшие 540 листов, рисунки были изданы отдельной книгой в 1926. Мастер нашел удивительно адекватный поэтике и стилистике романа образ главного героя. Деланная наивность речей и поступков этого персонажа, демонстративная послушность грозному начальству — все эти свойства характера Швейка, сделавшие его сатирическим символом армейской системы старой Австро-Венгрии, воплощены в нарочито упрощенном, графическом изображении этого "бравого солдата". Лаконизм рисунка, при котором линия очерчивает лишь контур фигур, а объем намечен немногими штрихами внутри контура, не только не мешает выразительности, но и способствует акцентировке основного смысла каждой иллюстрации. Значительную роль в доходчивости образов играет прием шаржированного подчеркивания их жестов и мимики. Много позднее, в 1953—1954, Лада создал цветной вариант иллюстраций к Швейку, насчитывающий 212 рисунков (издание осуществлено в 1955). Светлые нежные тона колорита, почти лишенные цветовой модуляции, хорошо соответствуют притчевой, сказовой манере литературного оригинала. Лада много работал для детской книги, он иллюстрировал сказки, сборники пословиц и поговорок, народные песни. Одной из первых подобных книг была Моя азбука, опубликованная еще в 1911, а потом неоднократно переиздававшаяся. Художник занимался и станковой графикой, чаще всего исполненной в технике гуаши или акварели. Его излюбленные мотивы — детские игры. С трогательной нежностью изображаются ребятишки, поглощенные незатейливыми развлечениями. Мастер уподобляет свои картинки детскому рисунку, находя немного угловатые, но выразительные позы и жесты, строя пространственные планы друг над другом. Искусство Лады было востребовано и чешским театром. Он оформлял пьесу Волынщик из Стракониц Й. К. Тыла (1930) и оперу Б. Сметаны Проданная невеста (1936). В конце 1940—1950-х художник начал работу над мультфильмами, которые принесли ему успех.
Лит.: Йозеф Лада. Книга о художнике. Л., 1971; Йозеф Лада. Картинки похождений бравого солдата Швейка. По роману Ярослава Гашека. Прага, 1973; Pecirka J. Narodni umelec J. Lada. Praha, 1955; J. Lada. Vyber z malirskeho dila: Katalog vystavy. Praha, 1977; For?nek V. Josef Lada. Praha, 1980; Hlavacek L. Josef Lada. Praha, 1986.
Л. Алешина

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
0.00 байт

Стратегии автоинтерпретации в книге Тимура Кибирова «Лада, или радость»

Леденёв Александр Владимирович
Роман Т. Кибирова анализируется с точки зрения содержащихся в нем элементов автоинтерпретации литературной позиции автора.
Читать PDF
0.00 байт

Парадоксы «Семи кругов» беспокойного лада А. Башлачёва

Н.К. Данилова
Читать PDF
0.00 байт

Восприятие эмоционального компонента музыкального лада

Савельев Владимир Вадимович
В статье обсуждается вопрос о влиянии лада музыкального произведения на эмоциональный компонент восприятия слушателя. Экспериментально выявлено, что при восприятии музыки слушателем выделяются веселые, печальные и тревожные лады.
Читать PDF
0.00 байт

Лада

Н.К. Рерих
Основные направления деятельности и черты характера, составляющие духовный облик Елены Ивановны Рерих, в описании спутника ее жизни Николая Константиновича Рериха.
Читать PDF
0.00 байт

Универсалия «Лада» как основа систематизации знаний о мудрости народной

Петрунин Александр Михайлович
Статья посвящена исследованию универсалии «лад». Автор доказывает, что универсалия является сложной. Дано определение лада, которое автор понимает как меру бытия людей в обществе.

Похожие термины:

  • Бестужев-Лада, Игорь Васильевич

    Род. 12.01.1927, с. Лада Пензенск. губ., с 1934 — в составе Мордовск. АССР). Окончил МГИМО, ист. ф-т (1950), асп. ИИ АН СССР (1954). Канд. дисс.: «Русское военное искусство в Крымской войне 1853– 1856 гг.» (ИИ АН СССР, 1954). До
  • Коршунова, Лада Сергеевна

    (Пушкарская; 24.09.1937—17.02.1991) — спец. в обл. гносеологии; канд. филос. наук, доц. Род. в Москве. Окончила филос. ф-т МГУ (1964), асп. по кафедре филос. гуманит. ф-тов МГУ (1969). Работала асс. на кафедре филос. Всес.
  • Любинская, Лада Николаевна

    (р. 16.06.1923) — спец. в обл. филос. и методол. науки; канд. филос. наук, доц. Род. в Киеве. Окончила физ. ф-т МГУ (1946). В 1948—1951 — асп. кафедры филос. Гос. пед. ин-та им. Ленина. В 1953—1960 доц., затем зав. кафедрой фил
  • ЛАДА (Ладо)

    в древнерусской языческой мифологии богиня любви, брака, благополучия, веселья. Особые обряды почитания ей устраивались весной и летом, сочетались они обычно с праздниками Леля и Ярилы. Отголоски