Лада
????, небольшой остров у карийского берега, находящийся против города Милета и защищавший его гавань. Hdt. 6, 7. Arr. 1, 18, 4. 19, 3. 9. Strab. 14, 635. Здесь в 494 г. до Р. X. персы разбили флот малоазиатских греков, после чего Милет был разрушен.
Лада связывалась славянами с периодом летнего плодородия, когда созревает, тяжелеет, наливается урожай.
Н. Рерих. Идолы. 1901 г.
Источник: Славянская энциклопедия.
Лада - имя славянской богини. Мифологи конца XVIII и первых десятилетий XIX столетия (Попов , Чулков , Кайсаров ) не сомневались в ее существовании, приняв без проверки показания о ней Иннокентия Гизеля , который в своем ""Синопсисе"" говорить: ""четвертый идол Ладо; сего имеяху бога веселия и всякого благополучия, жертвы ему приношаху готовящиеся к браку, помощию Лада мняще себе добровеселие и любезно житие стяжати"". Автор ""Синопсиса"" почерпал свои сведения о языческих богах из польских историков Кромера и Стрыйковского; Кромер, в свою очередь, повторил домыслы Меховиты о том, что Лада соответствовала у язычников-поляков греческой Леде. В этом Меховита расходится с Длугошем, который утверждал, что у древних поляков Ладо соответствовал римскому Марсу. В настоящее время можно считать доказанным, что Длугош и позднейшие польские историки выводили языческого бога Лада или богиню Ладу из припевки ""ладо"", встречающейся в народных песнях. Примеры создания мифической личности из непонятой припевки встречаются в мифологии: так, греческий певец Линос обязан своим существованием припевке ""ай лену"" (ai lenu) финикийских песен. Наследовав богиню Ладу от историков XVI - XVIII веков, наши исследователи мифологии (Афанасьев и другие) старались подтвердить ее существование у славян ссылками на разные источники, оказавшиеся, по исследованию А.А. Потебни (""Объяснения малорусских и сродных народных песен""), весьма сомнительными. Достоверно только то, что припев ""ладо"" встречается в песнях весенних, летних и свадебных. Формы припева разнообразятся: ""Ай дид, ой ладо"", ""диди-лади, ди-диладушки"", ""ой диди ладу"", ""диди ладой"", ""ой дид ладо"", ""ладо, ладо, ладо мое"" и другие. Как в Саратовской губернии говорят ""давайте дидикать"", то есть играть хороводные песни, от припева ""диди"", так сербохорватский припев ""ладо"" дал производный глагол ""ладати"", то есть петь песни с этим припевом накануне Юрьева дня. Слово ""лада"" - старинное русское; в ""Слове о полку Игореве"" оно встречается в 4-х случаях, в применении к мужу; в нынешних великорусских песнях оно употребляется частью в женском роде (""я ищу себе ладу милую""), частью в среднем (""мое ладо ревниво""). Потебня предполагает, что ""лада"" собственно значило ""ровня, пара"" (срав. ладен - ровный, четный). Точно уяснить значение припева ""ладо"" и прочее до сих пор не удается; неясна и грамматическая форма, но, во всяком случае, нет достаточного основания выводить из этого припева имя богини и сопоставлять ее с мифологическими личностями других народов. Вс. Миллер.
Источник: Биографический словарь. 2008
Лит.: Йозеф Лада. Книга о художнике. Л., 1971; Йозеф Лада. Картинки похождений бравого солдата Швейка. По роману Ярослава Гашека. Прага, 1973; Pecirka J. Narodni umelec J. Lada. Praha, 1955; J. Lada. Vyber z malirskeho dila: Katalog vystavy. Praha, 1977; For?nek V. Josef Lada. Praha, 1980; Hlavacek L. Josef Lada. Praha, 1986.
Л. Алешина
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006