Лактанций
ЛАКТАНЦИЙ
Луций Целий Фирмиан (ок. 250 — ок. 325) — христ. богослов, один из «отцов церкви». Автор ряда богословских, грамматич. и ист. соч., в т.ч. «Божест-венных установлений» в 7 кн., трактатов «О смерти гонителей», «О гневе божием», «О творчестве божьем» и др., где проводил идеи превосходства христианства над язычеством, выступал против антич. философии.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ЛАКТАНЦИЙ
Луций Целий Фирмиан (Lucius Caelius Firmianus Lactantius) (ок. 250 - ок. 325) - христ. богослов, один из "отцов церкви". Автор ряда богословских, грамматич. и ист. соч., в т. ч. "Божественных установлений" ("Institutiones divinae") в 7 кн., трактатов "О смерти гонителей" ("De mortibus persecutorum"), "О гневе божием" ("De ira Dei"), "О творчестве божьем" ("De opificio Dei") и др., где проводил идеи превосходства христианства над язычеством, выступал против антич. философии.
Лактанций
Л. Целий Фирмиан (ум. посте 317). христианский богослов. Л. — уроженец Африки, был учеником Арнобия; назнач. Диоклетианом ритором в Никомедию, он до 303 перешел в христианство и из-за преследований был вынужден уйти из риторской школы; позднее в Трире выполнял обязанности воспитателя сына императора Константина I Криспа. Наиболее значительными из ею сочинений являются «Divinac institutiones» («Божественные установления», первая попьпка изложить на лак яз. осн. положения христианского вероучения) и «De mortibus pcrsecutorum» («О смерти гонителей», доведено до времен правления Диоклетиатга). На понимание Л. христианства большое воздействие оказали поздние тностики и сформировавшиеся на рим. почве морально-религиозные идеи. Благодаря своему яркому стилю он снискал уважение у гуманистов, которые считали его «христианским Цицероном».
Источник: Словарь античности. 1989
ЛАКТАНЦИЙ
• Lactantius, Firmianus,
вероятно, итальянского происхождения, ученик Арнобия; Диоклетиан назначил его ритором и учителем латинского языка в Никомеде, откуда он впоследствии переселился в Галлию; здесь он был преподавателем Криспа, сына императора Константина (312 г.), и здесь же приблизительно 20 лет спустя умер уже в преклонных летах. Первоначально он был язычником, а после сделался христианином. Он написал много, большею частью религиозных сочинений, из которых особенно замечателен труд под заглавием Institutiones divinae в 7 книгах, посвященный защите христианского учения и составленный между 307-310 гг. Язык Л. можно назвать почти классическим, так он чист, прост и плавен. В слоге он подражает Цицерону. Изд. Heumann (1736), B?nemann (1739), О. F. Fritzsche в Biblioth. Patrum Ecclesiast. X. (1842) Gersdorff´a. Обыкновенно ему же приписываемое стихотворение в дистихах «Phoenix» (изд. Martini, 1825, Leyser, 1839, Riese в Anthologia Lat и Jeep., т. 11 в изд. Клавдиана) есть подражание стихотворению Клавдиана de ave Phoenice и сочинено, вероятно, каким-нибудь соименником знаменитого Лактанция, жившим после Клавдиана.
Лактанций
Lactantius Caecilius Firmianus) – знаменитый христианский апологет, богослов, основатель историографии на латинском Западе. Родился около 250 г. в языческой семье, вероятно, в Северной Африке, умер после 325 г. Получил прекрасное классическое образование, преподавал риторику при дворе императора Диоклетиана в Никомедии, а затем при дворе императора Констанция Хлора в Трире. В зрелом возрасте принял христианство и крестился в Никомедии. С 308 по 317 гг. был наставником и учителем Криспа, старшего сына императора Константина Великого. В 311 – 313 гг. пребывал в Вифинии и был очевидцем войны между восточными императорами Максимином Дазой и Лицинием. Описал в своих трудах пережитые им события: гонение на Церковь при Диоклетиане, гражданскую войну в империи и победу в ней императора Константина Великого, торжество христианства в Римской империи. Главный труд Лактанция из числа сохранившихся до нашего времени – апологетический трактат «Божественные установления» в 7 книгах («Divinorum institutionum libri septem»), адресованный императору Константину Великому, опровергает принципы языческой философии и доказывает истинность христианского вероучения. Славу историка Лактанцию принесло его сочинение «О смертях преследователей» («De mortibus persecutorum»), охватывающее события истории Церкви и Римской империи от распятия Христа и до 314 г., с подробным освещением событий начала IV в.
Источник: Словарь античных историков. 2011