тибето-монгольская форма буддизма (с 1970-х гг. термин "Л." выходит из употребления в науке). Возник в Тибете в 8 в. Признает все основные догматы буддизма; особая роль в спасении приписывается ламам, без помощи которых рядовой верующий не может попасть в рай. Характерны пышное богослужение и театрализованные мистерии. С конца 16 в. Л. распространился среди монголов, а с 17 в. проник на территорию России. В 1741 указом императрицы Елизаветы Петровны разрешен к исповеданию среди бурят. В настоящее время имеет последователей главным образом в Бурятии, Калмыкии и Туве. Ламаистское духовенство объединено Центральным духовным управлением буддистов России во главе с хамбо-ламой (резиденция в Иволгинском дацане, Бурятия).
ЛАМАИЗМ
ЛАМАИЗМ
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
ЛАМАИЗМ
тибето-монгольская форма буддизма, возник в Тибете в VIII в. Распространен в автономных районах Китая Тибете и Внутренней Монголии, в МНР, в отдельных районах Непала и Индии. В XVII в. проник в Россию, где находит последователей среди бурят, тувинцев и калмыков. В Л., признающем все основные догматы буддизма, особая роль в спасении приписывается ламам, без помощи которых верующий не может попасть в рай и достигнуть нирваны, но и сносно прожить в данном перерождении. Для Л. характерны пышное богослужение и театрализованные мистерии, проводимые в дацанах, множество бытовых обрядов, магических приемов и заклинаний. Главная добродетель — беспрекословное повиновение ламам и светским властям. Десятью черными грехами Л- называет убийство, кражу, «неправильное совокупление», ложь, клевету, злословие, пустословие, жадность, злобу, «ложные воззрения».
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Ламаизм
Ламаизм (Lamaism), форма буддизма, распространенная в "Тибете и Монголии («лама», букв, «высший», — титул высшего духовенства), соединение тибетской анимистической религии бон и буддизма маха-яны. Появление Л. в 8 в. связано с именем ученого-проповедника Падмы Самбхавы из Сев.-Зап. Индии. В период междоусобиц, наступивший в Тибете в 10 в., возникло множество ламаистских сект, монахи к-рых строили укрепленные монастыри. Борьба за духовную и светскую власть между сектами завершилась в 14 в. победой секты гэлуб-ба (желтошапошники) над сектой кадемпа (красношапошники) Красношапошники не давали обета безбрачия; новым настоятелем монастыря по наследству становился сын умершего. Желтошапошники соблюдали целибат и вели аскетический образ жизни. Их глава — Далай-лама стал тибетским священником-правителем (Далай — «всеохватная мудрость»). Его резиденция находится в Лхасе. Вторым иерархом является Панчен-лама, резиденция его расположена в Шигадзе. Когда кто-то из них умирает, на его место выбирают мальчика, в к-рого, по поверью, переселилась душа покойного.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Ламаизм
одно из основных направлений буддизма. Сложился в 7 – 14 в.в. в Тибете на основе махаяны и тантризма (См. Махаяна, Тантризм), воспринявших элементы древней религии тибетцев бон-по (разновидность шаманства). Является до настоящего времени основной религией тибетцев, разделяясь на ряд сект и школ. С конца 16 в. ламаизм распространился среди монголов, а с 17 в. проник на территорию России, где находит последователей среди бурят, тувинцев, калмыков. В ламаизме, признающем се основные догматы буддизма, особая роль в спасении приписывается ламам, без помощи которых рядовой верующий не может не только попасть в рай и достигнуть нирваны, но даже сносно прожить в данном перерождении. Каноническую основу ламаизма составляют сборники священных текстов – Ганджур (108 томов) и Данджур (225 томов). Для ламаизма характерны пышное богослужение и театрализованные мистерии (См. Мистерия), проводимые в дацанах (См. Дацан), множество бытовых обрядов, магических приемов и заклинаний, направленных против гнева богов и козней злых духов. Главной добродетелью ламаизм считает бесприкословное повиновение ламам и светским властям. Десятью «черными грехами» ламаизм называет убийство, кражу, «неправильное совокупление», ложь, клевету, злословие, пустословие, жадность, злобу, «ложные воззрения». Добродетель – воздержание от грехов, дающее лучшее перерождение. Грешника ждут страшные мучения в многочисленных горячих и холодных адах. См. Буддизм.
ЛАМАИЗМ
одно из течений в буддизме: распространено в Тибете и Внутр. Монголии (КНР), МНР, а также в отд. р-нах Непала и Индии. В СССР Л. имеет нек-рое число последователей в Бурятской, Калмыцкой и Тувинской АССР. Процесс складывания Л. начался в Тибете, куда буддизм проник в 7 в., одновременно с созданием там первого единого гос-ва (7-9 вв.). К кон. 8 в. буддизм стал гос. религией Тибета, на терр. последнего был построен первый монастырь Самье, появились монахи-тибетцы, возникло монаст. землевладение и т. д. В нач. 9 в. сложилась духовная иерархия. Завершение процесса складывания Л. связано с т.н. "поздним распространением" буддизма в Тибете, начавшимся во 2-й пол. 10 в. Наступившая в этот период феод. раздробленность способствовала возникновению множества ламаистских сект, среди к-рых наиболее значительными были Кадампа (осн. в сер. 11 в.), Сакьяпа (11 в.), Каджупа (11 в.), Кармапа (12 в.) и др. В кон. 14 - нач. 15 вв. в Тибете образовалась наиболее крупная ламаистская секта Гэлуг-ба (т.н. "желтошапошники"), основанная Цзонкабой (1357-1419). С 16 в. главы секты Гэлуг-ба стали носить титул Далай-ламы. К сер. 17 в. 5-му Далай-ламе Агванлобсан-джамцо (1617-82) и верхушке духовенства удалось подчинить своей власти (духовной и светской) все осн. р-ны Тибета, к-рый т. о. превратился в теократич. гос-во. Из Тибета в 13-14 вв. Л. стал проникать в Монголию и в др. р-ны Центр. Азии. Господствующей религией в Монголии Л. стал в 16-17 вв., к этому же времени относится его распространение в Бурятии и Туве, тогда же он был воспринят калмыками, переселившимися в 17 в. в р-н Поволжья. Теоретич. основы Л. изложены в двух осн. канонах, составленных к 14 в.: Канджуре и Танджуре (комментарии на тексты, включенные в Канджур), а также в произведениях наиболее известных лам. Канджур и Танджур переведены с тибетского на монг. яз. Одно из изданий на тибетском яз. (пекинское) переиздано фототипическим способом: The Tibetan Tripitaka, Peking edition, ed. by Daisetz T. Suzuki, v. 1-167, Tokyo-Kyoto, 1955-1961. Кроме черт, присущих любому направлению Махаяны в буддизме, Л. обладает рядом особенностей. Как религия Л. чрезвычайно эклектичен. Наряду с уходом от мирской жизни и созерцанием, в Л. большое место занимают магия и вера в многочисл. местные божества. Для Л. характерна развитая ритуальность и полное подчинение ученика учителю - ламе. Особая роль придается бодхисатвам, не только как наставникам на пути "освобождения", но и как божествам, помогающим в конкретных мирских делах. Среди бодхисатв выделяется Авалокитешвара - "милосердный", подобную роль играют и нек-рые будды, напр. Майтрея - будда "грядущего". В Л., на основе концепции перерождений, была создана теория воплощений будд, бодхисатв, божеств в определенных лиц, называемых трулку (тибетское) или хулбиганами (монг.). В области философии Л. ограничивался толкованием переводных текстов. Экономич. основу господства Л. составляло крупное монастырское землевладение. Л. являлся значит. тормозом на пути экономич., социального и культурного развития народов, среди к-рых он был распространен. В наст. время экономич. и политич. влияние Л. и его духовенства во всех осн. р-нах распространений Л. либо значительно подорвано (КНР), либо окончательно ликвидировано (в МНР и СССР). Лит.: Позднеев А. М., Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии..., СПБ, 1887; Пубаев Р. Е., Семичов Б. В., Происхождение и сущность буддизма-ламаизма, Улан-Удэ, 1960; Богословский В. A., Очерк истории тибетского народа, М., 1962; Waddell L. A., The Buddhism ot Tibet or Lamaism, Gamb., 1934; Bell Gh., The religion of Tibet, Oxf., 1931; Nebesky-Wojkowitz, R. de, Oracles and demons of Tibet, ´s-Gr., 1956; Stein R. A., La civilisation tib?taine, P., 1962. В. А. Богословский. Москва.