в греческой мифологии жрец Аполлона я Трое. Во время Троянской войны предостерегал от введения в город деревянного коня. Задушен вместе с сыновьями двумя змеями, которых послала богиня Афина, помогавшая грекам. Скульптурная группа «Л.» родосских мастеров хранится в Ватикане.
Лаокоон
ЛАОКООН
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Лаокоон
в греческой мифологии троянский жрец Аполлона. Убеждал троянцев не ввозить в город деревянного коня. За это 2 змеи обвились вокруг него, задушили его и сыновей. Его смерть послужила сюжетом для знаменитой мраморной группы (Римский Ватиканский музей, обнаружена в 1506 г.). На этот сюжет создана картина Эль Греко.
ЛАОКООН
мифологический персонаж, троянец, жрец храма Аполлона, упорно не желавший, чтобы в Трою был введен деревянный конь. Когда он готовился принести в жертву Посейдону быка, из моря вышли две страшные змеи, удушившие его и двух его сыновей за то, что он противился падению Трои, которая должна была погибнуть по предначертанию богов.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Лаокоон
в мифах древних греков троянский прорицатель (или жрец). Когда троянцы в недоумении и нерешительности рассматривали оставленного ахейцами деревянного коня (см. в статье Троянская война), Лаокоон яростно возражал против ввода коня в город, предостерегая от коварства греков. В это время на Лаокоона и его сыновей напали две приплывшие по морю змеи, которые растерзали детей и задушили его самого. Троянцы поняли это как наказание Лаокоону за непочтение к Афине и принесенному ей в дар коню и поспешили ввести его в город, уготовив тем самым себе погибель.
Источник: Исторический словарь
ЛАОКООН
Лаокоонт — в греч. миф. троянский прорицатель (или жрец). Когда троянцы в недоум. и нерешительности рассматривали оставлен. ахейцами дерев. коня и нек-рые предлагали ввести его в город, Л. яростно возражал против этого. В это время на Л., приносивш. вместе с сыновьями жертву Посейдону, напали приплывшие по морю змеи, растерзали детей Л. и задушили его самого, после чего укрылись в храме Афины. Троянцы поняли это как наказание Л. за непочтение к Афине и принесен. ей в дар коню и поспешили ввести его в город, уготовив тем самым себе погибель, так как внутри дерев. чудовища притаились ахейские воины, ночью отворившие ворота своему войску.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Лаокоон
в греч. мифологии троянский жрец Аполлона; убеждал троянцев не вносить в город деревянного коня. За это два змея обвились вокруг него и двух его сыновей и задушили их. Троянцы восприняли их смерть как божеств, знамение и внесли в город коня, уготовив тем самым себе погибель. Смерть Л. и его сыновей послужила сюжетом для знаменитой мраморной группы (Рим, Ватиканский музей; обнаружена в 1506). Доказано, что эта группа идентична упоминаемому в сочинении Плиния Старшего произведению родосских скульпторов Агесандра, Афинодора и Полидора. Найденная рим. копия сыграла большую роль в формировании классицизма в изобразительном искусстве и оказала значительное влияние на художеств, мышление Винкельмана, Лессинга и Гете. На этот сюжет создана картина Эль Греко.
Источник: Словарь античности. 1989
«ЛАОКООН»
мраморная римская копия со знаменитой скульптурной группы, созданной мастерами с о. Родос Агесандром, Афинодором и Полидором в 1 в. до н. э. Была найдена во время раскопок в Риме в 1506 г. и помещена в Ватикан, где и находится до сих пор в музее Пио-Клементино. Изображает Лаокоона, мифического жреца бога Аполлона из города Трои, убеждавшего жителей города уничтожить огромного деревянного коня, которого отступившие ахейцы оставили у ворот. В это время из моря выползли две огромные змеи, посланные богами, и задушили жреца и его сыновей. Могучий Лаокоон изнемогает в неравной схватке. Стон летит к небу из его приоткрытых в смертной муке губ. Один из сыновей уже повержен – он бессильно откинулся назад. Второй – пытается сбросить змеиные кольца. Прославленный в веках образ трагической, но исполненной величия борьбы человека с неодолимым роком, созданный скульпторами эпохи эллинизма, оказал значительное влияние на творчество многих мастеров эпохи Возрождения, в особенности на Микеланджело.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
Лаокоон
греч. Laokoon)
в греческой мифологии жрец храма Аполлона в Трое. За то, что он хотел уничтожить оставленного данайцами коня, боги послали на него огромных водяных змей, которые задушили Л. и его сыновей - этот сюжет был чрезвычайно популярен в античном искусстве.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
В послегомеровском эпосе - жрец Аполлона в Трое, пытавшийся остановить своих сограждан, которые открывали ворота города Троянскому коню. Лаокоон был вместе со своими двумя сыновьями задушен змеями, подосланными то ли Аполлоном, то ли Афиной. (И Аполлон и Афина покровительствовали грекам в их войне с троянцами.) Эту историю передает Вергилий во второй песне "Энеиды". Яркий образ Лаокоона остается в памяти от знаменитой скульптурной группы, созданной на Родосе около 25 до н. э. и перевезенной в Рим императором Титом примерно в 69, где ее видел и описал Плиний Старший. "Лаокоон и его сыновья" были вновь найдены и опознаны по описанию в развалинах терм Тита в 1506 и перевезены папой Юлием Вторым в Ватиканский музей, где эта скульптурная группа и находится в настоящий момент.
"Лаокооном" восхищались Микеланджело, Бернини и Рубенс. "Лаокоон" произвел странное впечатление на Тициана, разразившегося карикатурой "Обезьяна Лаокоон". После этого кажется не менее странным, что для Лессинга "Лаокоон" был символом классической сдержанности.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
мраморная скульптурная группа, изображающая Лаокоона и его сыновей, борющихся со змеями (Ватикан, работы Агесандра, Полидора и Афанадбра - сер. I в. до н. э.).
Лит.: Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 1957; 33, илл. 248; 94, илл. 111 - 112; 700, илл. 152
Д. М.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
в греческой мифологии жрец храма Аполлона в Трое. За то, что он хотел уничтожить оставленного данайцами коня, боги послали на него огромных водяных змей, которые задушили Л. и его сыновей - этот сюжет был чрезвычайно популярен в античном искусстве.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
В послегомеровском эпосе - жрец Аполлона в Трое, пытавшийся остановить своих сограждан, которые открывали ворота города Троянскому коню. Лаокоон был вместе со своими двумя сыновьями задушен змеями, подосланными то ли Аполлоном, то ли Афиной. (И Аполлон и Афина покровительствовали грекам в их войне с троянцами.) Эту историю передает Вергилий во второй песне "Энеиды". Яркий образ Лаокоона остается в памяти от знаменитой скульптурной группы, созданной на Родосе около 25 до н. э. и перевезенной в Рим императором Титом примерно в 69, где ее видел и описал Плиний Старший. "Лаокоон и его сыновья" были вновь найдены и опознаны по описанию в развалинах терм Тита в 1506 и перевезены папой Юлием Вторым в Ватиканский музей, где эта скульптурная группа и находится в настоящий момент.
"Лаокооном" восхищались Микеланджело, Бернини и Рубенс. "Лаокоон" произвел странное впечатление на Тициана, разразившегося карикатурой "Обезьяна Лаокоон". После этого кажется не менее странным, что для Лессинга "Лаокоон" был символом классической сдержанности.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
мраморная скульптурная группа, изображающая Лаокоона и его сыновей, борющихся со змеями (Ватикан, работы Агесандра, Полидора и Афанадбра - сер. I в. до н. э.).
Лит.: Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 1957; 33, илл. 248; 94, илл. 111 - 112; 700, илл. 152
Д. М.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
ЛАОКООН
• Laocoon,
???????, сын Антенора или Акоета, жрец Аполлона в Трое, один из героев послегомеровских сказаний. По эпосу Арктина ????? ?????? (краткое изложение коего помещено в хрестоматии Прокла) выходит, что в то время, когда греки, оставив деревянного коня, ушли от Трои и троянцы праздновали жертвоприношениями и пирами освобождение свое от бедствий войны, Л. (или, правильнее, Лаокоонт) был вместе с одним из сыновей своих удушен двумя внезапно появившимися змеями, потому что он раньше еще оскорбил Аполлона и затем при жертвоприношении Посейдону действовал в качестве жреца. Это знамение побудило Энея оставить Трою и удалиться на Иду. У Софокла, написавшего также трагедию «Лаокоон» (ныне утраченную), он называется братом Анхиса и умерщвляется змеями вместе с обоими своими сыновьями во время жертвоприношения Посейдону на морском берегу за то, что он, будучи жрецом Аполлона, женился против его воли. Вергилий (А. 2, 40 слл. 201 слл.) рассказывает об этом, несколько отступая от греческих источников. Оставляя в стороне всякое отношение этого сказания к Аполлону и Эпею, он представляет нам историю Л. в следующем виде: Л. более всех восстает против намерения троянцев ввести деревянного коня в город и посвятить его Афине и, чтобы испытать, не скрывается ли что-либо в нем, вонзает копье в его бок. Затем, когда он на морском берегу приносил в жертву быка Посейдону, подплывают из Тенедоса по морю две огромные змеи, душат его с обоими его сыновьями и скрываются в акрополе под статуей Афины. В этом чуде троянцы видят подтверждение слов Синона (см. Синон) о священном назначении коня служить очистительной жертвой за оскорбление греками святыни Афины и принимают решение ввести его в город, после чего скоро наступает гибель Трои. Смерть Л. и обоих сыновей его изображается в сохранившейся группе, найденной в 1506 г. в Риме и находящейся ныне в Бельведере Ватиканского дворца. Это знаменитое произведение изваяно родосцами Агесандром, Полидором и Афенодором (Plin. 36, 4. 11), время жизни которых неизвестно. Между тем как Винкельман и другие относят это произведение ко временам Александра Великого, а Тирш и другие — ко временам Римской империи, другие, как кажется, справедливо относят его ко времени процветания родосской школы в царствование диадохов (250-200 гг.). Вышеназванные родосские художники стараются блистать своею виртуозностью, доказать свои анатомические познания и вообще произвести эффект. Л. — «чудо искусства, свидетельствующее о тонком и благородном вкусе при решении столь трудной задачи и о глубоких познаниях при исполнении деталей, но вместе с тем — произведение, рассчитанное, очевидно, на эффект и сравнительно с произведениями прежнего времени отличающееся до некоторой степени театральным характером. В то же время в этом произведении пафос доведен до такой степени, до какой это было возможно по воззрениям античного мира и насколько это допускала техника ваятельного искусства» (О. Миллер). Группа сохранилась почти в целости. Дополнены только правая рука отца и младшего сына, а также правая рука старшего сына и, кроме того, некоторые части в змеях. Эти дополнения, однако, сделаны без строгого согласия с остальной группировкой и с положением тела; так, напр., необходимо, чтобы правая рука у Л. более наклонялась к левому плечу.
???????, сын Антенора или Акоета, жрец Аполлона в Трое, один из героев послегомеровских сказаний. По эпосу Арктина ????? ?????? (краткое изложение коего помещено в хрестоматии Прокла) выходит, что в то время, когда греки, оставив деревянного коня, ушли от Трои и троянцы праздновали жертвоприношениями и пирами освобождение свое от бедствий войны, Л. (или, правильнее, Лаокоонт) был вместе с одним из сыновей своих удушен двумя внезапно появившимися змеями, потому что он раньше еще оскорбил Аполлона и затем при жертвоприношении Посейдону действовал в качестве жреца. Это знамение побудило Энея оставить Трою и удалиться на Иду. У Софокла, написавшего также трагедию «Лаокоон» (ныне утраченную), он называется братом Анхиса и умерщвляется змеями вместе с обоими своими сыновьями во время жертвоприношения Посейдону на морском берегу за то, что он, будучи жрецом Аполлона, женился против его воли. Вергилий (А. 2, 40 слл. 201 слл.) рассказывает об этом, несколько отступая от греческих источников. Оставляя в стороне всякое отношение этого сказания к Аполлону и Эпею, он представляет нам историю Л. в следующем виде: Л. более всех восстает против намерения троянцев ввести деревянного коня в город и посвятить его Афине и, чтобы испытать, не скрывается ли что-либо в нем, вонзает копье в его бок. Затем, когда он на морском берегу приносил в жертву быка Посейдону, подплывают из Тенедоса по морю две огромные змеи, душат его с обоими его сыновьями и скрываются в акрополе под статуей Афины. В этом чуде троянцы видят подтверждение слов Синона (см. Синон) о священном назначении коня служить очистительной жертвой за оскорбление греками святыни Афины и принимают решение ввести его в город, после чего скоро наступает гибель Трои. Смерть Л. и обоих сыновей его изображается в сохранившейся группе, найденной в 1506 г. в Риме и находящейся ныне в Бельведере Ватиканского дворца. Это знаменитое произведение изваяно родосцами Агесандром, Полидором и Афенодором (Plin. 36, 4. 11), время жизни которых неизвестно. Между тем как Винкельман и другие относят это произведение ко временам Александра Великого, а Тирш и другие — ко временам Римской империи, другие, как кажется, справедливо относят его ко времени процветания родосской школы в царствование диадохов (250-200 гг.). Вышеназванные родосские художники стараются блистать своею виртуозностью, доказать свои анатомические познания и вообще произвести эффект. Л. — «чудо искусства, свидетельствующее о тонком и благородном вкусе при решении столь трудной задачи и о глубоких познаниях при исполнении деталей, но вместе с тем — произведение, рассчитанное, очевидно, на эффект и сравнительно с произведениями прежнего времени отличающееся до некоторой степени театральным характером. В то же время в этом произведении пафос доведен до такой степени, до какой это было возможно по воззрениям античного мира и насколько это допускала техника ваятельного искусства» (О. Миллер). Группа сохранилась почти в целости. Дополнены только правая рука отца и младшего сына, а также правая рука старшего сына и, кроме того, некоторые части в змеях. Эти дополнения, однако, сделаны без строгого согласия с остальной группировкой и с положением тела; так, напр., необходимо, чтобы правая рука у Л. более наклонялась к левому плечу.