(р. 20.12.1938) — спец. в обл. теории познания, методол. науч. познания, истории и теории науки и культуры; д-р филос. наук, проф. Род. в Ленинграде. Окончил филос. ф-т ЛГУ (1969), асп. там же (1972). С 1972 работает на том же ф-те, с 1988 — проф. С 1990 — проф. кафедры филос. и культурологии Республиканского гуманит. ин-та при СПбГУ. Докт. дисс. — "Структура и функции субъекта познания" (1984). Разрабатываемые Л. темы и проблемы: субъектная организация познания; функции субъекта познания; феномены транссубъективного и интерсубъективного; наука как феномен культуры; науч.-теор. мышление и его стилевые особенности; субъектный принцип реконструкции истории науки; структура науч. знания; природа науч. законов; уровни и компоненты сознания. Л. развивает системное представление о субъектной организации истории, познания и культуры, предполагающее выделение пяти уровней субъектной организации: человечество, об-во, общность, коллектив и вид. Говоря о системе детерминаций познания со стороны субъектной организации, Л. видит эту систему, содержащую общечеловеч., соц.-ист., соц.-психол. и индивидуально-психол. детерминанты. Исследует науку как феномен культуры, ценности науки. Согласно развиваемой Л. концепции, науку нельзя адекватно описать и реконструировать вне обращения к соц. бытию науки: структурной организации субъекта в разл. формах, системам межсубъектных связей в науке и вне ее, функциям субъекта. Тем самым абстрактная постановка проблемы отношения науки и культуры заменяется конкретным анализом связей субъекта науч. познания с субъектами вненауч. деятельности по мировоззренч., образовательным, техн.-технологич. и прагматическим каналам. Обосновывается выбор стиля мышления в качестве адекватной "клеточки" реконструкции и истории науки как феномена культуры. Эмпирич. история науки, фиксирующая изменения в предметных и методол. знаниях, заменяется на анализ инвариантных структур мышления, благодаря к-рым и возможны сами эти знания. Конкретизация стилей мышления происходит с учетом структурной организации субъекта науч. познания (от стиля мышления эпохи до ученого). В структуре знания Л. различает знание предпосылочное, гипотетическое, проверочное и обосновывающее.
Соч.
: Структура и функции субъекта познания. Л., 1983; Диалектика компонентов научного знания // Проблемы диалектики научного познания. Куйбышев, 1986; Наука в системе культуры. Псков, 1993.