• Largitio,
в тесном смысле называлась всякая тороватость в отношение к народу, как-то: игры, состязания, угощения, особенно же раздача хлеба, денег, елея и т. п.
I. Largetio frumentaria. Уже с древних времен государство снабжало жителей необходимым хлебом или провиантом (cura annonae), продавая его из общественных магазинов по умеренным ценам. Это делали иногда и частные лица и правители, чтобы снискать себе расположение народа. Правильная раздача хлеба, т. е. продажа его ниже рыночной цены или же даровая раздача, началась впервые со времен К. Семпрония Гракха, которого lex frumentaria, т. е. хлебный закон (в 123 г. до Р. X.), предоставлял каждому отцу семейства право ежемесячно получать 5 мер пшеницы (modii) за небольшую плату по 6 1/3 асса за модий, причем государственная казна теряла приблизительно 50%. Liv. ер. 60 Cic. tusс. 3, 20. и Schol. Bob. к Cic., стр. 300 след. (изд. Orelli). Апулей Сатурнин пытался в 100 г. до Р. X. понизить цену до 5/6 асса, точно так же М. Ливий Друз в 91 г. до Р. X.; но вскоре опять была повышена М. Октавием, а Сулла, кажется, совершенно упразднил раздачу хлеба. Sall. fr. hist., стр. 939 (Orelli). Однако уже в 72 г. fr. до Р. X. lex Sempronia К. Гракха опять был восстановлен посредством lex Cassia Terentia, a по почину известного Клодия, в 158 г. до Р. X., стали раздавать бесплатно хлеб из общественных магазинов. Schol. к Cic. Pis., стр. 9 (Orelli). Число хлебополучателей возросло до 320.000. Цезарь низвел это число до 150.000 (Suet. Caes. 41. Dio Cass. 43, 21) и вообще ввел много целесообразных мер на этот счет. Эти меры, однако, были вскоре позабыты, и во времена Августа число получателей опять возросло до 200.000, а потом до 250.000 и даже до 320.000. Mon. Ancyr. Dio Cass. 55. 10. Имена всех получателей были вырезаны на медной доске (Sen. de ben. 4, 28); это продолжалось еще в позднейшие времена, т. к. раздача хлеба и назначение для этой цели чиновников производились в продолжение всего времени Империи. Получателям давалась марка, tessera, по предъявлении которой они могли взять из определенного магазина свою долю; как кажется, каждая триба (tribus) имела для этой цели свой особый магазин (horreum), см. Tribus, Триба, 3.
II. Congiarium, так называли, в отличие от обыкновенных или от постоянных ларгиций, особенную чрезвычайную раздачу народу денег, хлеба, елея, вина, мяса, плодов, соли и т. п. Во времена Республики подобные подарки делались кандидатами и правительственными лицами, и чаще всего раздавалось таким образом масло или елей, отчего произошло и самое название congiarium (congius была обыкновенная мера для масла или елея). Liv. 25, 2. Щедрые конгиарии давал народу Цезарь, еще более щедрые — Август, примеру которого подражали и следовавшие за ним императоры. Обыкновенно раздавались конгиарии в день рождения императора, при вступлении его в должность консула и при других торжественных случаях. Такого же рода подарки (обыкновенно, впрочем, деньгами) и при подобных же случаях делались солдатам и назывались donativum. Будучи введены во время гражданских войн для того, чтобы привязать солдат к личности вождя партии, они во времена Империи мало-помалу сделались столь обычными и необходимыми, что не делать их было уже опасно, как это известно, напр., из исторической Гальбы (Tac. hist. 1, 5. legi a se militem non emi. Dio Cass. 64, 3). По Светонию (Suet. Claud. 10), Клавдий был первым императором, который таким образом купил себе верность солдат.
III. Содержание (на счет императоров) бедных детей свободных граждан, см. Alimentarii, Алиментарии. Largitiones sacrae и privatae назывались во времена Империи aerarium (государственная казна) и fiscus (императорская казна), может быть, потому, что из обеих касс производились в больших размерах разные пожертвования и раздачи.