ЛАРИОНОВ Михаил Федорович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Ларионов, Михаил Федорович

Род. 1881, ум. 1964. Художник-авангардист(живописец, график), родоначальник русского неопримитивизма, театральный художник, книжный иллюстратор, теоретик искусства. Создатель собственного направления в живописи (лучизм) (1912—14). Ученик И. И. Левитана, В. А. Серова, К. А. Коровина. Один из основателей общества "Бубновый валет" (1910). С 1915 в эмиграции (Париж).


Среди работ: серия "Парикмахеры" (1907), иллюстрации к сборникам поэтов-футуристов (В. Хлебникова, А. Крученых и др.), оформление спектаклей антрепризы Дягилева ("Русские сказки", 1917; "Шут", 1921; "Байка про лису", 1922; "Классическая симфония", 1931, и др.). Автор нескольких книг воспоминаний. Муж Н. Гончаровой (см.).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ЛАРИОНОВ Михаил Федорович
3.06(22.05). 1881 (Тирасполь) - 10.05.1964 (Фонтене-о-Роз, близ Парижа). Живописец, график, сценограф. Сын военного фельдшера. Окончил реальное училище Воскресенского в Москве. В 1898-1910 учился в МУЖВЗ у В. А. Серова, К. А. Коровина, В. Н. Бакшеева. В 1898-99 участвовал в конкурсных выставках МУЖВЗ, показывал пейзажи, натюрморты и зарисовки из жизни театра. В 1901 выставил сразу 150 работ, возбудив недовольство преподавателей их большим количеством и содержанием: три работы были признаны порнографическими; был исключен из училища сроком на один год. В 1900 познакомился с Н. С. Гончаровой. В 1901-04 жил летом у родителей в Тирасполе. В 1903 совершил с Гончаровой поездку в Крым. Писал импрессионистские картины: «Рыбы под заходящим солнцем », «Море», «Розовый куст после дождя», «Угол сарая» и др. Часто изображал один и тот же объект в разное время суток. С 1905 выставлялся в Москве и Петербурге (выставки Общества русских акварелистов, ТПХВ, МТХ, СРХ, «Мир искусства» и др.). В 1906 по приглашению С. П. Дягилева приехал в Париж, участвовал в Выставке русского искусства в Осеннем салоне. В Москву возвратился через Лондон, где открыл для себя живопись У. Тернера. Его первыми покупателями стали И. А. Морозов, Н. П. Рябушинский, И. И. Трояновский; несколько работ приобрела Третьяковская галерея. В 1907/08 вместе с Д. Д. Бурлюком организовал в Москве выставку «Стефанос». Стал сотрудником журналов «Золотое руно» и «Искусство», впервые в России опубликовал репродукции картин П. Сезанна, В. Ван Гога и П. Гогена, был в числе организаторов двух выставок современной французской живописи в салоне «Золотого руна» (1908/09). В 1910 окончил МУЖВЗ со званием художника 2-й степени и на год был призван в армию. В 1907-12 писал в духе неопримитивизма, опирался на традиции народного лубка и провинциальной вывески: серия «Парикмахеры» (1907—10), картины на тему солдатской службы («Стрельба», «Отдыхающие солдаты», «Солдат верхом» и др.; 1910-11), четыре панно «Времена года» (1912), цикл «Венеры» (1912). В 1913-14 создавал беспредметные картины в соответствии с разработанным им принципом «лучизма» и его последующей фазы «пневмолучизма». Участвовал в оформлении футуристических сборников «Садок Судей II» (СПб., 1913) и «Мирсконца» (А. Крученых, В. Хлебников; М., 1913); иллюстрировал и оформил поэтические сборники: «Старинная любовь» (М., 1912), «Помада» (М., 1913) и «Полуживой» (М., 1913) А. Крученых, «Рекорд» Л. Лотова (М., 1913), «Le Futur» К. Большакова (совм. с Гончаровой; М., 1912). В конце 1910 организовал в Москве выставку «Бубновый валет», которая дала начало одноименному авангардистскому объединению. В декабре 1911 провел однодневную персональную выставку в Обществе свободной эстетики. В 1912 с Гончаровой, В. С. Бартом и др. организовал выставку «Ослиный хвост», в 1913 выставку «Мишень» (одновременно устроил Выставку иконописных подлинников и лубков из своего и других частных собраний; вместе с Гончаровой написал предисловие к каталогу), в 1914 - «Выставку картин № 4. Футуристы, лучисты, примитив». Выпустил броппору-манифест «Лучизм» (М., 1913) и программный полемический сборник «„Ослиный хвост” и „Мишень”» со своей статьей «Лучистая живопись» (М., 1913); вместе с И. М. Зданевичем опубликовал манифест «Почему мы раскрашиваемся? » (1913) и «Да-манифест» (1914), предвосхитивший декларации дадаистов. Участвовал в авангардистских выставках: «Современные течения в искусстве» (СПб., 1908), «Союз молодежи» (СПб., 1910, 1911), «Салоны» В. А. Издебского (1909/10 и 1911; во втором «Салоне» ему был отведен персональный отдел), «Выставка живописи 1915 г.» (М., 1915), «Der Blaue Reiter» (Мюнхен, 1912) и «Der Sturm» (Берлин, 1912). В июне 1914 провел совместно с Гончаровой выставку в парижской галерее P. Guillaume, предисловие к каталогу написал Г. Аполлинер. В сентябре 1914 был мобилизован, воевал в чине прапорщика, получил тяжелую контузию в Восточной Пруссии и несколько месяцев провел в госпитале. В июне 1915 вместе с Гончаровой выехал в Швейцарию по вызову С. П. Дягилева. Побывал с Русским балетом в Италии и Испании. В 1919 поселился в Париже, на улице Seine, 43. В 1915-30 работал в основном как сценограф, иногда выступал одновременно как сценарист и сопостановщик-хореограф. Оформил для Русского балета С. П. Дягилева спектакли: «Полуночное светило» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (совм. с Гончаровой; балетм. JI. Ф. Мясин, Женева, 1915), «Кикимора» на музыку А. К. Лядова (балетм. Мясин, Сан-Себастьян, 1916), «Русские сказки» на музыку Лядова (совм. с Гончаровой; балетм. Мясин, театр «Шатле», Париж, 1917), «Шут» на музыку С. С. Прокофьева (балетм. М. Ф. Ларионов и Т. Славинский, Париж, театр «Гете лирик», 1921), «Байка про лису, петуха, кота да барана» И. Ф. Стравинского (совм. с Гончаровой; балетм. Б. Ф. Нижинская, ГрандОпера, 1922); для других театров - «Классическая симфония» на музыку Прокофьева (балетм. Славинская, театр «Пигаль», 1931), «На Днепре» Прокофьева (балетм. С. Лифарь, Гранд-Опера, 1932) и др. В живописи вернулся к предметности. Писал натюрморты, интерьеры, картины по мотивам театральных спектаклей. Провел самостоятельно и совместно с Гончаровой выставки; в парижских галереях Sauvage (1918), Barbazanges (1919), des Feuillets d’Ait (1920), W. Hirshman (1929), L’Epoque (1931) и Le Cadran (1939), в галерее Bragaglia в Риме (1917), Kingor в Нью-Йорке (1922), Claridge в Лондоне (1926) и др. Участвовал в выставках русских художников в Париже (La Boetie, 1921; Осенний салон, 1921; кафе «La Rotonde», 1925; Zak, 1930; L’lipoque, 1931; d ’Alignan, 1931; La Renaissance, 1932; L’f-poque, 1932; Zak. 1936), Лондоне (Whitechapel, 1921), НьюЙорке (Бруклинский музей, 1923; Grand Central Palace, 1924), Гааге (1924), Брюсселе (1928), Бирмингеме (1928), Белграде (1930), Уилмингтоне, США (1932), Лондоне (1935), Праге (1935); в выставках «Русский балет С. Дягилева» (Париж, Billiet, 1930; Музей декоративных искусств, 1939), во многих международных групповых выставках. Иллюстрировал поэму «Двенадцать» А. А. Блока для изданий на русском, французском и английском языках (1920), сборники стихов В. Я. Парнаха «Самум», «Словодвиг», «Набережная» (Париж, 1919-21), нотное издание «Три композиции для фортепиано» Лорда Барнерса (1922), повесть «Приключения дьяка Индикоплова» Е. И. Замятина (1932) и др. Участвовал в организации праздников-балов для художников. Был вицепрезидентом Союза русских художников во Франции. Состоял в переписке с друзьями в СССР (А. В. Шевченко, Л. Ф. Жегин и др.). Помогал в устройстве советского отдела на Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925), был одним из организаторов Выставки современного французского искусства в Москве (1928). Сотрудничал в русских журналах «Числа», «Параллели», «Русское искусство ». Собирал материалы по истории русского искусства начала XX века; писал воспоминания и художественные заметки, дополняя их графическими зарисовками (частично опубликованы в газете «Русские новости» в 1967-68); подготовил книгу воспоминаний о русском балете. Во второй половине 1930-х интерес к его творчеству стал падать, несмотря на творческую активность и участие в выставках. В послевоенные годы его искусство вновь привлекло к себе внимание, в особенности после крупной «Дягилевской выставки » в Эдинбурге и Лондоне (1954) и серии ретроспективных выставок, посвя370 щенных «первопроходцам» авангарда: «Первые мастера абстрактного искусства» (Париж, 1949), «Воскрешение героической эпохи» (Париж, 1955), «Первое поколение абстрактного искусства» (Брюссель, 1958), «Вклад русских в современное искусство» (Франкфурт-на-Майне, 1959), «Истоки искусства XX века» (Париж, 1960), «Русские художники Парижской школы» (Париж, 1961) и др. В 1948 персональная выставка прошла в парижской галерее Deux lies, в 1956 - в галерее de l’lnstitut, в 1961 в Милане, Лондоне, Базеле, Бристоле и Лидсе. В 1962-64 состоялись его ретроспективные выставки совместно с Гончаровой в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Музее современного искусства города Парижа и галерее НуЫег в Копенгагене. Похоронен в Иври. В 1988, в соответствии с волей Н. С. Гончаровой и М. Ф. Ларионова и по завещанию А. К. Томилиной (вдовы М. Ф. Ларионова), несколько сот их работ, часть архива и библиотека поступили в ГТГ, другая часть находится в Центре Ж. Помпиду в Париже и Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Представлен в ГРМ, Национальном музее современного искусства в Париже, галерее Тейт в Лондоне. Мемориальные выставки состоялись в Париже (1969, 1971, 1995), Лионе (1967), Нью-Йорке (1969), Брюсселе (1976), Москве (Мемориальный музей В. В. Маяковского, 1965) и Ленинграде (ГРМ, 1980).

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999

ЛАРИОНОВ Михаил Федорович
22.5.1881, Тирасполь, Херсонской губ. - 10.5.1964, фонтене-О-Роз, Франция) - живописец, график, театральный художник. Сын военного фельдшера. С 12 лет в Москве, где окончил реальное училище Воскресенского, В 1898-1910 учился с перерывами в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И.Левитана, В.Серова, К.Коровина, С.Иванова. В 1901 исключался на 1 год из училища (3 картины Л. были признаны порнографическими). Познакомился в училище с Н.Гончаровой, ставшей в начале 900-х его женой. Ранние работы, написанные на рубеже 1890-х - 1900-х пастелью и маслом, карандашом и углем, - иллюстрации, сценки из мира театра и, главным образом, пейзажи и натюрморты, исполненные в сплавленных между собою серых и охристых красках («Зимний пейзаж», «фабрика»). Картины: «Офицеры, играющие в карты» (1902), «Верхушки акаций» (1904), а также созданные в Тирасполе - «Рыбы», «Розовый куст после дождя», «Дождь» (1904) - представляли постимпрессионистский этап в ван-гоговской версии, привязанной к живой натуре; в работах 1906 появились домашние животные: «Волы на отдыхе», «Гуси».
Осенью 1906 Л. побывал по приглашению С.Дягилева в Париже и Лондоне; выставлял свои работы на выставках объединения «Мир искусства», Союза русских художников и парижского Осеннего салона. Сотрудник журналов «Золотое руно» и «Искусство», в которых впервые опубликовал репродукции картин Ван Гога, Гогена и Сезанна. Начало примитивистского периода в творческом развитии Л. - организованная вместе с Д.Бурлюком выставка «Стефанос» (Москва, 1907-8), на смену раздельным мазкам пришли интенсивные цветовые пятна («Портрет Велимира Хлебникова», 1910), росла динамичность натуры («Цыганка», 1908). В 1907 под впечатлением от образцовпримитивов была создана серия «Парикмахеры», в которой Л. утрировал приемы провинциальной вывески, придавая своей манере характер «жизнеутверждающего гротеска». Примитивистская и натурная линии этого периода были вариантами «фовистской» фазы творчества Л. Впечатления от военной службы дали Л. материал для обширной серии работ из солдатской жизни: группа натурных мотивов («Утро в казарме», 1910), прямые апелляции к искусству примитивов («Солдат верхом», 1911), композиции, где реальные эпизоды окрашены воспоминаниями о старинных лубках («Отдыхающий солдат», «Солдаты», 1910-11) и где достигла апогея «атмосфера снижений» («Курящий солдат», «Автопортрет в солдатской рубахе», 1911). По замечанию С.Романовича, ученика и друга Л.
художник «был включен в круг той стихийной жизни, в которой все это существовало. Выразить эту жизнь так, как он этого хотел, можно было, передав ее мощную животную основу». Для Л. сцены из сниженного солдатского обихода - исток высокой поэзии. В четырех полотнах серии «Времена года» (1912) прототипы уже неузнаваемы, это наивное творчество как таковое.
В 1908-9 Л. был в числе организаторов двух экспозиций французской живописи при «Салонах Золотого руна», в 1911 устроил персональную выставку в Обществе свободной эстетики, в 1913 совместно с Н.Виноградовым две выставки русских и восточных лубков. Вошел в 1910 в Союз молодежи. Организовал примитивистские выставки «Бубновый валет» (1910-11), «Ослиный хвост» (1912) и «Мишень» (1913), чьи нарочито сниженные названия отвечали замыслу превращения экспозиций в своего рода «площадные» или «ярмарочные» представления; оказал большое влияние на участников этих выставок - П.Кончаловского, И.Машкова, В.Татлина, А.Шевченко, Д.Бурлюка, М.Ледантю. В последующих произведениях творчество Л. достигло невиданной эстетической утонченности.
В 1912-14 созданы «лучистые» полотна Л" в которых натурный мотив исчез, но, в отличие от «абстрактного искусства», они вызывали ассоциации с реальными природными явлениями, например, сосновой хвоей («Желто-коричневый лучизм», 1912: «Лучистый пейзаж»). Экспонировал эти работы на московских выставках «Мишень» (1913), «No 4» (1914), «1915-й год» (1915), в галерее Поля Гийома в Париже (1914). Выпустил манифест «Лучизм» (М" 1913; переизд. в 1917 в Италии). Воздействие нового Л. испытали будущие члены обществ «Маковец» и «Путь живописи» В.Чекрыгин, Л.Жегин, С.Романович и др. С 1912 Л. делал литографические рисунки со своих картин 1910-11, издававшиеся в виде почтовых открыток: некоторые литографии раскрашивал акварелью.
Иллюстрировал «книжки футуристов», к которым, кроме рисунков, художник писал и тексты.
В 1914 помогал Гончаровой в ее работе над декорациями к опере-балету «Золотой петушок» Н.Римского-Корсакова для дягилевских Русских сезонов. Прапорщиком участвовал в начале 1-й мировой войны в боях в Восточной Пруссии, был контужен и после излечения в госпитале демобилизован. В 1915 Л. и Гончарова присоединились к балетной труппе Дягилева в Уши (Швейцария), затем сопровождали ее в Испании и Италии; с 1917-в Париже. Вместе они оформили спектакли «Полуночное солнце» Римского-Корсакова (1915), «Естественная история» М.Равеля (1915, не осуществлен), «Русские сказки» А.Лядова (1916-18) и «Шут» С.Прокофьева (1921); ведущая роль принадлежала Л" определявшему основную идею спектакля, он же выполнял эскизы мизансцен и декораций, используя прежние находки (примитивы, «футуристическую» раскраску лиц). Л. выступал и как балетмейстер: под его руководством Т.Славинский поставил танец в «Шуте», Балетмейстерские приемы накладывали своеобразный отпечаток на его работы: акцент все более смещался на пластику движений танцора. В рисунках для постановки «Шута» фигурки танцовщиков, сначала раздетые до трико, затем как бы лишались и тел, превращаясь в графические схемы движений, но, в свою очередь, эти типично балетмейстерские деловые наброски становились для Л. предметом обостренного эстетического переживания, влияя на самый стиль его зарисовок на балетные темы. Линеарные контуры утверждались также в костюмах и декорациях («Гамлет» М.Мартину, 1938; «Порт-Саид» К.Константинова, 1935). На смену писанным декорациям и фольклорным костюмам «Байки про лису» И.Стравинского (1921) пришли конструкция на сцене и рабочие трико для артистов («Классическая симфония» Прокофьева, 1931).
В 20-30-е у Л. постепенно стиралась грань между видами и жанрами искусства. Нарастающие монохромность, дематериализация, «рисовальный подход» сближали живопись с графикой, театральный эскиз все более превращался в станковое произведение по мотивам спектакля, и балетные персонажи продолжали свою жизнь в сериях станковых рисунков и гуашей (рисунки к «Лису»). В работах этого периода происходил возврат к предметности. Излюбленный круг мотивов - купальщицы, лежащие обнаженными, гуляющие женщины, сопровождаемые собаками; в натюрмортах - это либо обобщенный рисунок, либо кусочек зацветшей ветки, стоящей в стеклянном стакане.
Л. иллюстрировал «Двенадцать» А.Блока (на рус., франц. и англ. яз.
1920), сборник стихов В.Парнаха (1919-21), «Приключения дьяка Индикоплова» Е.Замятина (1932) и др. книги, Принимал участие в философских и художественных журналах «Аксьон», «Параллели», «Числа», «Русское искусство». Организуя художнические праздники-балы (1923, 1924, 1925, 1934), оформлял интерьеры, делал костюмы, ставил танцы, сочинял музыку и стихи. Участник французских, русских и международных выставок, вокруг которых сложилась «Ecole de Paris». Вице-президент Союза русских художников, член русских и международных ассоциаций и объединений, например, «Мира искусства», «1940». Переписывался со старыми друзьями в СССР, в 1925 помогал сформировать состав русского отдела на Международной выставке декоративных искусств в Париже, в 1928 был одним из организаторов и участников выставки французского искусства в Москве и устроил в Париже выставку московского общества «Путь живописи». Автор воспоминаний о дягилевском балете (N.Gontcharova, M.Larionov, P.Vorms. Les ballets russes. Serge de Diaghilev et la decolation th6atrale. Belvfes. 1930: M.Larionov, Diaghilev et les ballets russes. Paris, 1970). Статья Л. «Главная линия русского балета», «Воспоминания», «Художественные заметки» и «Дневники» печатались в 1967-68 в газете «Русские новости». Дополнял их графическими воспоминаниями, изображая Дягилева, Прокофьева, Стравинского, Г.Аполлинера, воссоздавая мир кулис.
Параллельно с падением творческой активности Л. в 40-50-е росла известность его ранних произведений, созданных в России. В 1948 М.Сефор организовал выставку «лучистых» работ Л. и Гончаровой. После смерти в 1962 Гончаровой Л. оформил брак с А.Томилиной (связь с ней началась в 1920-е). После смерти Л. она провела серию выставок работ его и Гончаровой, последняя - в Ленинграде и Москве (1980). В 1988 по завещанию Томилиной большая часть их наследия, библиотеки и архива поступила в собрание Третьяковской галереи, Кроме того, работы Л.
хранятся в Русском музее, Национальном музее современного искусства в Париже, Лондонской галерее Тейт, в частных собраниях за рубежом.

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции