Михаил Федорович (1881, Бендеровская крепость, близ Тирасполя, Молдавия – 1964, Фонтене-о-Роз, Франция), русский живописец, теоретик, педагог, представительавангардизма. В 1898–1910 гг. учился вМосковском училище живописи, ваяния и зодчества, откуда его трижды отчисляли за вольномыслие. В училище он познакомился со своей будущей женой – художницей Н. С. Гончаровой. Во время обучения создал серии картин («Сирень», «Белые розы», «Цветущие акации», 1902–06) в духе постимпрессионизма. В 1906 г. посетил Париж. С 1907 г. писал в манере примитивизма острогротескные сцены из провинциального и солдатского быта («Отдыхающий солдат», 1911; «Весна», 1912). Его полотна были представлены на выставке «Бубновый валет» (1910; вероятно, именно Ларионов был автором этого названия). Вскоре, выйдя из состава участников «Бубнового валета», организовал скандальную выставку «Ослиный хвост» (1912), а затем «Мишень» (1913) и др. На выставке «Мишень», где демонстрировались также произведения художников-самоучек и детские рисунки, Ларионов представил работы из серий «Венеры» и «Времена года» (1912), которые были расценены критиками как вызов. В них использованы язык детского рисунка и архаическая символика, дополненная незатейливым текстом. Анархическое бунтарство, отрицание традиций классического искусства, провозглашение свободы формальных экспериментов «Ослиный хвост» сочетал с обращением к примитивизму, к традициям русской иконы и лубка. В 1910-х гг. Ларионов проявил себя также как блестящий организатор: он возглавил группу молодых московских художников, в 1913 г. подготовил выставку лубка, которая включала восточные и европейские народные картинки, вывески, доски для изготовления печатных пряников; в том же году провел выставку иконописных подлинников и лубков.
В 1912 г. Ларионов создавал иллюстрации к рукодельным «книжкам футуристов» («Помада» А. Е. Крученых) и основал новое живописное направление лучизм (формы и пространство строятся пересечениями коротких и по-разному окрашенных прямых лучей). В 1915 г. после контузии на фронте вместе с Гончаровой покинул Россию для работы в антрепризе С. П. Дягилева, где выступал не только как театральный декоратор (оформление балетов «Полуночное солнце» на музыку Н. А. Римского-Корсакова, 1915; «Русские сказки» А. К. Лядова, 1917; «Байка про лису» И. Ф. Стравинского, 1922 и 1928 гг.), но и как хореограф (балет «Шут» на музыку С. С. Прокофьева, 1921). После нескольких лет странствий с дягилевской труппой обосновался в Париже (1918), не порывая связей с русской культурой. Художник продолжал заниматься станковой живописью и графикой, создал иллюстрации к поэмам «Двенадцать» А. А. Блока (1920) и «Солнце» В. В. Маяковского (1923). Он участвовал в выставках, серьезно увлекся коллекционированием, в последние годы жизни много времени уделял литературному труду – писал воспоминания, статьи о русском искусстве и пр. В 1988 г. в Россию были переданы несколько сот произведений Ларионова и Гончаровой, завещанных вдовой художника А. К. Томилиной.
0.00 байт