самоназвание - латвиеши), народ, основное население Латвии. В Российской Федерации 47 тыс. человек. Язык латышский балтийской группы индоевропейских языков. Верующие в основном протестанты, часть - католики.
ЛАТЫШИ
ЛАТЫШИ
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Латыши
(самоназвание – латвиеши) – народ, основное население Латвии (1,39 млн. чел.), в Российской Федерации 47 тыс. чел. Общая численность 1,54 млн. чел. (1992). Говорят на латышском языке, который относится к балтийской группе индоевропейских языков. Верующие – большей частью протестанты различных толков, в Латгале – католики. Самоназвание латышей – латвиеши – от этнонима латгалы – древнелатвийской народности. Соседями латгалов были родственные им селы, земгалы и курши (корсь). Предки всех этих древнелатвийских народностей проникли на территорию современной Латвии с юга еще в период неолита (начало 2 тыс. до н.э.). Постепенно они продвигались на север, оттесняя или ассимилируя жившие в Видземе и Курземе прибалтийско-финские племена – предков эстонцев и ливов. На протяжении 1 тыс. до н.э., в связи с широким распространением железных орудий, а затем и пашенного земледелия, животноводства и различных ремесел, происходило сравнительно быстрое развитие производительных сил, углублялось социальное неравенство; старые племенные группы преобразовывались в древнелатвийские народности. В конце 1-го – начале 2 тыс. н.э. у латышей возникли уже раннефеодальные отношения. В процессе этнической консоли дации отдельных древнелатвийских народностей начала складываться латышская народность, завершившаяся в 17 в. См. Земгалы, Курши, Латгалы.
ЛАТЫШИ
самоназвание латвиеши. Один из народов юго-вост. Прибалтики. Предки латышей — древние балтийские племена, пришедшие в бассейн рек Винта, Диелук, Дыугава, Гауя в кон. 3 — нач. 2 тыс. до н.э. В XVIII в. в результате Северной войны и разделов Польши территория Латвии была присоединена к Российской империи. С 1920 по 1940 гг. Латвия существовала как независимое государство, с 1940 по 1990 гг. — в составе СССР. С 1990 г. Латвия — независимое государство. Сегодня в мире проживает ок. 1,5 млн. латышей. Помимо Латвии они живут в Литве, Белоруссии, России. Численность латышей в России в 2002 г. — 29 тыс. чел. Латышский язык относится к балтийской группе индоевропейской языковой семьи. В основе письменности — латиница. По вероисповеданию — протестанты и католики. Традиционные занятия латышей: земледелие, животноводство, рыболовство, ткацкое и кузнечное дело, деревообработка. Согласно данным переписи 1897 г., в Пермской губернии проживало 69 человек, указавших родным языком латышский. В начале ХХ в. в Оханском уезде латышами, выходцами из Лифляндской губернии, было основано несколько хуторских поселений на землях Сивинского имения Крестьянского поземельного банка. Позднее хутора были известны как д. Латышная Сивинского р-на. В хуторских поселениях латыши сохраняли родной язык, элементы традиционной культуры. В годы Гражданской войны 1918—1922 гг. воинское подразделение латышских стрелков, созданное ещё в царское время, перешло на сторону большевиков и принимало участие в боевых действиях, в т.ч. на Урале. По переписи 1920 г., латышей в Прикамье было 919 (0,8% населения). В 1920 г. в Перми при Латышском рабочем клубе «Циня» («Борьба») была открыта школа с обучением на латышском языке. В 1930-е гг. многие латыши, прибывшие в Прикамье ещё в царское время, подверглись репрессиям. В ходе депортаций 1941—1944 гг. десятки тысяч латышей были отправлены на жительство в отдалённые районы СССР, в т.ч. в Прикамье. В Суксуне вырос Илар Иверт, известный латышский журналист, гл. редактор республиканской латышской газеты «Циня». В послевоенный период Перм. обл. была одним из мест ссылки латвийских националистов и диссидентов. Среди них был известный латышский правозащитник Гунар Астра. По переписи 1989 г., латышей в Перм. обл. было 857, к 2002 г. численность их сократилась до 204: многие уехали на родину после провозглашения независимости Латвии в 1990 г. Наибольшая численность латышей отмечена в городах Перми, Березниках, Соликамске, Сивинском районе. Общественных организаций латышей в Перм. крае не зарегистрировано.
Лит.:Известия Пермского Губисполкома. 1918. 4 дек.; Красный Урал. 1920. 14 февр.; Народы России: энцикл. М., 1994; Национальный состав и владение языками, гражданство // Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.: в 14 т. М., 2004. Т. 4, кн. 1.
М.С. Каменских
Лит.:Известия Пермского Губисполкома. 1918. 4 дек.; Красный Урал. 1920. 14 февр.; Народы России: энцикл. М., 1994; Национальный состав и владение языками, гражданство // Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.: в 14 т. М., 2004. Т. 4, кн. 1.
М.С. Каменских
Источник: Народы Пермского края Истоки. Становление. Развитие.
ЛАТЫШИ
нация, составляющая осн. часть населения Латвийской ССР. Числ. Л. в СССР - 1400 т. ч. (1959), из них в Латв. ССР - 1298 т. ч., а в др. республиках (РСФСР, Эстония, Литва, Белоруссия) - 102 тыс. За пределами СССР - в Европе, Америке (гл. обр. в США, Канаде и Аргентине), Австралии - расселено приблизительно 163 тыс. Л. Латыш. яз. принадлежит к балтийской (летто-литовской) ветви индоевроп. семьи, обнаруживая наибольшее сходство с близкородственным литов. яз. В целом балт. языки генетически связаны со славянскими. В составе латыш. яз. выделяется неск. групп местных говоров, получивших свое назв. от культурно-ист. областей Латвии - Латгале (на В.), Видземе (в центре), Земгале (на Ю.) и Курземе (на З.) и живших здесь в прошлом племен - балт. латгалов, селов, земгалов и куршей, финноязычных ливов. Латыш. литературный яз. развился на базе среднелатыш. говоров. Верующие Л. - б. ч. протестанты различных толков, в Латгале - католики. Самоназв. Л. - латвиеши - происходит от этнонима латгалов, или летгалов (в рус. летописях - летьгола), - группы племен, живших в 1-м и нач. 2-го тыс. н. э. в Латгале и отчасти в Видземе. Юго-зап. соседями латгалов были близкородственные им селы, а еще дальше к З. обитали земгалы (зимигола) и курши (корсь), доходившие до берегов Балтики. Все эти племенные группы были потомками древнебалт. насельников, проникших на терр. совр. Латвии с Ю. еще в период неолита (нач. 2-го тыс. до н. э.). К С. от них, в Видземе и Курземе, жили прибалт.-финские племена - предки эстонцев и ливов. Археол. мат-лы и письм. данные позволяют наметить терр. расселения всех этих племен, проследить, как постепенно древние Л. продвигались на С., ассимилируя или оттесняя финнов. На протяжении 1-го тыс. н. э. у Л., в связи с широким распространением жел. орудий, а затем и пашенного земледелия, животноводства и различных ремесел, происходит сравнительно быстрое развитие производит. сил, углубляется социальное неравенство, старые племенные группы заменяются территориальными. Латгалы и селы в это время вступают в тесное экономич. и культурное взаимодействие с вост. славянами и ливами Видземе, а курши - с ливами Курземе и отчасти скандинавами. Тесными остаются и древние связи с родственными Л. юж. соседями - литовцами. В кон. 1 - нач. 2-го тыс. н. э. у Л. возникают уже раннефеод. отношения. В процессе этнич. консолидации местных групп населения начинает складываться латыш. народность. Однако процесс этот был заторможен в кон. 12 - нач. 13 вв. вторжением нем. захватчиков-крестоносцев, подчинивших себе почти всю терр. Прибалтики (кроме Литвы), обративших коренное население в бесправных крепостных крестьян и насильственно навязавших им католичество. Сложение латыш. народности завершилось в кон. 16 - нач. 17 вв. В период феодализма в Латвии существовали две различные культуры - культура господств. классов, говоривших по-немецки, и культура эксплуатируемых трудящихся (гл. обр. крестьян), стойко сохранявших свой родной язык, мн. древние бытовые навыки, обычаи и обряды (напр., праздник летнего солнцеворота Лиго). Феод. раздробленность способствовала также образованию в составе Л. местных этнографич. групп, частично соответствовавших древнему племенному делению. В 16 в. почти во всей Латвии распространилось лютеранство (в Латгале после контрреформации и вследствие того что она входила в состав католич. Польши до последней четв. 18 в., лютеранство было искоренено). Крайне неблагополучно отразились на экономич. и культурном развитии Л. кровавые события периода Ливонской войны (1558-83) и польско-шведской войны (1600-29). В 1721, 1772 и 1795 латыш. земли вошли в состав Росс. империи. В 19 в. формируется латыш. нация. После отмены в Латвии крепостного права (1817-19, в Латгале в 1861) и пром. переворота 30- 50-х гг. 19 в. стала быстро расти доля Л. в гор. населении - буржуазия и пролетариат. С 1940 в составе Союза ССР латыш. народ пошел по пути социалистич. развития, к-рое в послевоен. годы привело на основе экономич. и культурного развития к ликвидации антагонистич. классов и консолидации Л. в единую социалистич. нацию. Л. создали богатую и яркую материальную и духовную культуру, обладающую мн. своеобразными нац. особенностями, но вместе с тем сходную с культурой литовцев, ливов, эстонцев и живущих рядом с ними русских и белорусов. Лучшие традиц. формы культуры Л., особенно связанные с прикладным и декоративным иск-вом, устным нар. творчеством, музыкой и танцами, массовыми певческими праздниками, получили в наши дни новую жизнь, стали популярными не только в Латвии. Одновременно и культура Л. обогатилась новыми чертами, заимствованными от др. народов СССР. Лит.: История Латв. ССР, т. 1-3, Рига, 1952-58; Латыши, в кн.: Народы Европ. части СССР, т. 2, М., 1964; Степерманис М. К., Развитие этнографич. науки в Сов. Латвии, "СЭ", 1960, No 3; Терентьева Л. Н., Колх. крестьянство Латвии, М., 1960 (Тр. Ин-та этнографии, Нов. сер., т. 59); ее же, Формирование новых обычаев и обрядов в быту колхозников Латвии, "СЭ", 1961, No 2; Чебоксаров Н. H. О древних хозяйственно-культурных связях народов Прибалтики, "СЭ", 1960, No 3; Strazdins K., Latviesu socialistiska nacija, Riga, 1961. H. H. Чебоксаров. Москва.